Советы бывалых из журнала "За рулем" 70-90-х годов с чертежами
Здравствуйте, уважаемые подписчики!
Пригласите трубочиста
Людей "с бензином в крови", фанатичных любителей возиться с техникой, ныне мало. Для нормального же потребителя автомобиль, даже очень дорогой, – не повод забыть обо всех прочих радостях бытия. Зачем тратить силы на банальную замену колпачков, крестовин, сайлент-блоков, если специалисты все это выполнят и быстрей, и грамотней. Короче, хороший сервис – замечательная штука!
Но при всех плюсах есть в нем некая "уравниловка", даже ущербность! Добросовестные мастера не выйдут за рамки предписанного изготовителем, так что от серийного автомобиля не стоит ждать слишком многого.
...Эта "Нива", прибывшая к нам, – из таких. Хозяин аккуратный, но обслуживал машину "по состоянию": иногда заменял масло и фильтры, но не более того. Так что к пробегу 90 тысяч машина поубавила прыти. Хуже того, на низких оборотах холостого хода мотор стал глохнуть. Кто-то посоветовал проверить вентиляцию картера. Отсоединил шланг – мотор сразу заработал охотней. Хозяин, недолго думая, вывел трубку вентиляции вниз, под машину – способ общеизвестный! Правда, в салоне появился "паровозный"
запах, а в душе – тревога: понимал, что это ухищрение проблемы уже не решит. Резервную канистру масла приходилось все чаще пополнять, а двигатель теперь не только "потел" по всем стыкам – позади авто растекался шлейф сизого дыма. Но продолжал ездить, пока замасленные свечи не стали отказывать через каждые сто километров.
Делать нечего – пора в ремонт. В приличном сервисе неплохо отремонтировали машину, в пробной поездке ее было не узнать! Отличный пуск, прекрасная приемистость, тяговитость... Но недолго музыка играла: через две недели мотор снова стал глохнуть на холостом ходу и хуже пускаться.
Владелец обратился в тот же сервис. Рекламацию приняли, и когда хозяин вернулся, машина снова отлично работала. Мастера объяснили, что причиной отказа была грязь в карбюраторе (последним при ремонте, естественно, не занимались – заказа на это не было).
Заплатив за профилактику системы питания, наш герой вновь счастливо ездил... ровно две недели. Все повторилось! На этот раз он остался понаблюдать, как приводят в порядок карбюратор. Он хорошо запомнил то, что ему показали. Внутренние поверхности диффузоров почему-то были сильно закопченные, а воздушные жиклеры забиты нагаром. На этот раз карбюратор чистили бесплатно. Заодно проверили зажигание и токсичность отработавших газов. Все стало "о'кей", и машина опять вела себя пристойно. Но... вы, конечно, догадались:
через некоторое время ситуация повторилась! Тогда владельца и надоумили обратиться к нам (везет мне с подобными загадками!).
Разобрав карбюратор, мы полюбовались диффузорами, покрытыми слоем сажи, и грязными воздушными жиклерами. Ясно: нужно вычистить и промыть прибор "с пристрастием". Сделали. Двигатель заработал как новый. На всякий случай проверили диагностические параметры: полный порядок, "конкурентов", ремонтировавших мотор, упрекнуть не в чем.
Но как быть с трижды повторившейся загадкой? В чудеса я не верю – тут явно что-то "не стыковалось". Почему при отличной работе мотора загрязняется карбюратор? Хозяин стоял рядом с работающей машиной и с надеждой смотрел на меня: что, мол, мастер скажет? А мастер, не находя ответа, злился: неужто простой мотор, давно изученный вдоль и поперек, заставит его расписаться в некомпетентности! И тут я шестым чувством ощутил какое-то несоответствие в его облике. Подводящий шланг радиатора – новенький...
А шланг вентиляции картера – поседевший от старости! Меня словно током ударило: "Не в этом ли загвоздка?"
Мотор выключили. Шланг отсоединили, и я, обжигаясь, сунул в него палец. Так и есть: внутри – наслоения сажи, здоровенный кусок я тут же вытащил. Шланг оказался словно нафарширован!
Что сказать в заключение? У системы вентиляции картера бывают хитрые болезни. Видно, шланг при ремонте двигателя не заменили, а он возле пламегасителя уже давно был забит грязью. Она-то и создавала дополнительное сопротивление газам и повышала давление в картере. В зависимости от баланса давлений по разные стороны такого "затора" могут случаться различные неприятности. Например, в корпус воздушного фильтра выбрасывается мелко распыленное масло с копотью, попадает в воздушные жиклеры и диффузоры карбюратора.
В результате сильно обогащается поступающая в цилиндры смесь, к тому же "сдобренная" частицами масла! А если давление в картере превысит атмосферное, масло выдавливается наружу не только через шланг вентиляции и отверстие под масляный щуп, но и через прокладки на стыках блока с крышками, через сальники и т. п. Напомню, хорошо собранный и правильно работающий мотор – сухой, без каких бы то ни было "отпотеваний".
Кое-кто не считает нужным обращать внимание на подобные "пустяки", но я мог бы привести примеры того, как после "генеральной чистки" вентиляции двигатель, до этого терявший 100–150 мл масла на сотню километров, почти переставал его расходовать. Вот вам и "отпотевание"!
В нашем случае поставили новенький шланг с пламегасителем – и беды как не бывало!
С этого дня владелец "Нивы" поддерживает с нами связь. Теперь он знает, что за состоянием системы вентиляции нужен глаз да глаз. Подобных отказов больше не было, но до чего пуглив наш человек! Недавно в преддверии дальней поездки прибыл с просьбой заменить карбюратор. Мы уговаривали не делать этого – прибор, мол, ни в чем не виноват. Но хозяин, твердо решив расстаться с немалыми деньгами, был непреклонен: "Замените – и дело с концом!" Желание заказчика, если только оно не подрывного характера,
для нас, конечно, закон. Заменили... Не в обиду будь сказано: пуганная ворона куста боится!