Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Советы бывалых из журнала "За рулем" 70-90-х годов с чертежами


Здравствуйте, уважаемые подписчики!

Такая "тонкая" игла

Как в карбюраторе "Озон" нужно отгибать "язычок" поплавка при регулировке уровня топлива? Каким образом обеспечить его перпендикулярность оси иглы? Эти операции просты, но требуют внимания. Рассказывает о них Виктор Слесарев.

Конструкция поплавкового механизма карбюратора Озон
Рис. 1. Конструкция поплавкового механизма: 1 – корпус клапана; 2 – игла; 3 – упор-ограничитель; 4 – шарик иглы; 5 – ось; 6 – упор; 7 – поплавок; А – контролируемая величина.

Перпендикулярность поверхности упора 6 (рис. 1) оси клапан 1 – условие достаточно важное: в этом случае при посадке конуса иглы в седло она не перекашивается и клапан работает наиболее четко. Последнее важно для режима холостого хода, когда расход бензина через клапан мал и потому должен регулироваться очень точно. Не станем рассматривать недопустимую ситуацию – игла не держит и карбюратор переполнен. Вспомним другое – множество примеров нестабильной работы мотора на холостом ходу: обороты то выше, то ниже, состав смеси и выхлопных газов "гуляет" в широких пределах... Это обычное следствие того, что клапан работает нечетко, вызывая изменение уровня топлива в поплавковой камере. Заметим, однако: даже такой плохонький клапан на работу мотора с высокой нагрузкой может никак не повлиять – в этом случае он все равно открыт, а значит, особой "четкости" во взаимодействии конуса с кромкой седла не требуется.

Неправильное положение иглы карбюратора Озон
Рис. 2. Перекос иглы из-за дефектов упора.

Если к игле со стороны упора 6 приложена сила R под некоторым углом к ее оси (рис. 2, а, б, в), то игла в пределах зазоров (в "Озоне" довольно больших) перекашивается, сильнее прижимаясь конусом к одной стороне седла (рис. 2, а). Если речь идет о штатной игле, с пружинным "стремечком", связывающим ее с упором 6, то, не имея возможности вращаться, игла изнашивается неравномерно по окружности. Неравномерно изнашивается и седло. Именно поэтому "стремечко", которое должно предотвращать заедание иглы в закрытом положении, на наш взгляд, лучше удалить – от него больше вреда, чем пользы. Кстати, в продаже вы можете встретить иглы (или клапан в сборе) других конструкций, в том числе без этого "стремечка". Пусть это вас не смущает.

Итак, "идеальная" картина, которую вы видите на рис. 1, на деле встречается редко. Куда чаще приходится слышать вопросы, подобные тем, что приведены вначале. Очевидно, при сегодняшних наших "технологиях" поплавок с его рычагом – далеко не самая точная из деталей карбюратора! Вот это в конечном счете и оборачивается нестабильностью работы двигателя на холостом ходу и при малых нагрузках: простота регулировки уровня обманчива. Нажал отверткой, отогнул, получил 6,5 миллиметра до прокладки... К сожалению, очень часто этого оказывается мало.

Устранение дефектов в поплавковой камере карбюратора Вебер
Рис. 3. Устранение дефектов: а, б – контакта шарика с местом изгиба упора; в, г – неперпендикулярности упора к оси иглы.

На рис. 2, а и 3, а – нередкая беда наших карбюраторов: шарик касается упора в зоне его изгиба. Как это исправить? На наш взгляд, упор сначала полезно выпрямить (рис. 3, а), а затем сместить место изгиба ближе к оси (рис. 3, б), сохраняя форму упора плоской. При этом опять-таки нужно помнить об уровне топлива: величина А должна быть в заданных пределах (около 6,5±0,25 мм). Она, в свою очередь, зависит от отгиба упора В, величина которого индивидуальна для каждого карбюратора вследствие разброса размеров деталей. При исправлении дефектов, показанных на рис. 2, б, в, выпрямлять упор нет необходимости, достаточно лишь изменить радиусы изгиба, как это последовательно показано на рис. 3, в и г.

Работа, как видим, несложная, но требует аккуратности. В ряде случаев приходится для этого снимать поплавок. На поверхности не должно остаться вмятин, царапин от инструмента и т. д. В то же время, если карбюратор старый, то на упоре от контакта с шариком вырабатывается лунка, мало сказывающаяся на работе иглы, пока вам не потребуется регулировать уровень (например, при замене иглы на новую, особенно другой конструкции, коих сейчас немало). Отогнув упор с лункой, можно ненароком сместить ее – и появятся проблемы. Выход же прост: поверхность упора тщательно обработать "бархатным" надфилем и шкуркой.

Устранение лунки на упоре в карбюраторе Озон
Рис. 4. Устранение лунки на упоре.

Отметим попутно: когда говорим о перпендикулярности оси клапана и плоскости упора 6, то речь идет не только о плоскости, в которой поворачивается поплавок с рычагом, показанный на рисунке! "Перекос" язычка в поперечном направлении, например, столь же нежелателен. Поэтому регулировка – при всей ее "простоте" – требует внимания, аккуратности, не говоря уже о том, что за небрежное, грубое обращение с поплавком легко поплатиться деформацией рычага, после чего поплавок может тереться о стенку поплавковой камеры карбюратора. В этом случае ни о какой "четкости" работы клапана говорить не приходится! Правда, в большинстве "руководств" по обслуживанию автомобилей возможность такого дефекта оговаривается – и каждый из нас, приступая к этой работе, должен убедиться в том, что свободе движений поплавка ничто, кроме игольчатого клапана, не мешает.

Надеемся, эта работа для вас не очень сложна. Кроме подходящих (по месту) отверток, вам могут пригодиться самые миниатюрные плоскогубцы-утконосы с узкими концами и жесткий пинцет, а также, возможно, плоский надфиль и мелкозернистая шкурка.

Ссылки в тему:
Уровень уровню – рознь
Прыг-скок
А уровень в норме?
Регулировка карбюратора винтом качества
Контроль уровня в карбюраторе ДААЗ
Регулируем «Озон»
Корпус дроссельных заслонок карбюраторов ДААЗ
Проще и надежнее
Взаимное расположение дроссельной и воздушной заслонок
Нарушение герметичности диафрагмы карбюратора
Эмульсионные трубки
Топливный "голод"
Герметичность игольчатого клапана "Озон"
Регулировка карбюратора
Полезное ископаемое
Проверка механического бензонасоса
Повышается СО
Опасный нейтралитет
Азбука зловония
Попутный газ
Световая сигнализация
Неустойчивая работа на холостом ходу
Чистка карбюратора
Игольчатый клапан поплавковой камеры
Перелив карбюратора
Перелив топлива
Уровень топлива в поплавковой камере карбюратора
Трудный запуск мотора
Наконечник ЭПХХ
Неработающий ЭПХХ
Неисправности ЭПХХ
Карбюраторы ДААЗ
Двигатель "троит"
Двигатель снова работает
Доводка корпуса карбюратора
Если «поколдовать» над жиклерами
Замена блоков ЭПХХ
Открытие вторичной камеры карбюратора
Отвертка для регулировки карбюратора
Регулировочные винты карбюратора
Материал взят из журнала "За рулем".

В избранное