Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Советы бывалых из журнала "За рулем" 70-90-х годов с чертежами


Здравствуйте, уважаемые подписчики!

Расход, который живет на крыше

В беседах и гаражном "трепе" с темой расхода топлива, пожалуй, соперничают лишь разговоры о максимальной скорости. Легендам и мифам о сверхэкономичных и чудовищно прожорливых машинах нет числа. Скажем, сосед одного из авторов круглый год прогревает у подъезда впрысковую "десятку" до рабочей температуры: иначе она "плохо тянет и много жрет весь день". Многие, конечно, слышали, что на расход топлива влияет отнюдь не только состояние двигателя и трансмиссии. Порой мы просто выпускаем литры бензина, а заодно и рубли на воздух. Тот, что обтекает автомобиль сверху или наполняет шины. Даже тем, кто читал нечто об аэродинамике, иной раз кажется, что мудреная наука далека от повседневной жизни. Кстати, у вашей-то машины стоит багажник на крыше? Углы установки колес давно проверяли? А шины когда подкачивали?

Сход и расход

Для начала – "эталонная" поездка на исправном ВАЗ-2114. Условия испытаний: движение на установившихся скоростях (см. табл.). При этом на показатели меньше влияют побочные факторы, скажем, характер водителя. Расход топлива и скорость измеряем профессиональной аппаратурой.

Что ж, "Самара" выдала предсказуемые и очень, кстати, неплохие показатели. Конечно, в реальной жизни, когда автомобиль разгоняется и тормозит, подолгу скучает на светофорах, расход будет иным. Но в данном случае нам важны не рекорды, а отправная точка.

Внесем маленькую корректировку в параметры автомобиля: выставим схождение колес +24 мм. Это в допустимых пределах (15 мм ± 10 мм), но у верхней границы. Такое значение установили неслучайно. Специалисты утверждают: "самары" со временем склонны именно к увеличению угла по сравнению с номиналом. На ходу заметить это практически невозможно, поэтому-то владельцы и не торопятся на сервис. А сколько сжигают лишнего топлива? Оказалось, немного, в быту разницу не заметите. Даже на высоких скоростях (см. табл.). Поэтому оставляем схождение в типичном для очень многих "самар" состоянии и начинаем самую интересную часть программы.

Литры на ветер

Собираемся на дачу. Или в отпуск. Понадобится багажник на крыше. А его и ставить не надо! Он там едва ли не со дня покупки машины: крепеж давно и накрепко прикипел. Не правда ли, на улицах немало таких автомобилей? Стоит себе неказистая "опция" и вроде бы денег не просит. Ой ли?

На скорости 60 км/ч порожний багажник съедает лишних 200 г на сотню. Вроде бы опять немного – если не умножать это число на годовой пробег и не вспоминать, как возмущаемся недоливу пары литров на нечестной бензоколонке.

Поедем-ка побыстрее: начинает действовать подзабытые законы аэродинамики! На скорости 80 км/ч расход вырос уже почти на пол-литра, а начиная со 100 км/ч – на 0,8 л!

Водители, привыкшие к повышенному шуму "в головах", должны смириться и с тем, что вместе с воздушным потоком, просачивающимся через порожний багажник, убегают литры из бака, рубли из кармана.

Ну а теперь собираемся на дачу. Навьючивать на ВАЗ-2114 шкаф или холодильник не станем, ограничимся парой чемоданов да сумками. Масса машины почти не изменилась (напомним: грузить более 50 кг на крышу запрещает заводская инструкция), а вот аэродинамика... Косвенно о ней сообщает заметно усилившийся шум. Не беда – окошко можно прикрыть, а музыку сделать погромче.

Наверняка даже многие из гаражных бывалых не поверят, что вполне исправная "Самара" способна, не поперхнувшись, проглатывать более 12 л бензина на 100 км! Вы не ездите со скоростью 120? Но и на "детских" 80 км/ч груз на багажнике добавил к расходу почти 1,5 л. Согласитесь, это уже не копейки!

Бензин ушел в...

Автомобилисты со стажем помнят старую шутку про "искру, ушедшую в баллон". Не туда ли порой пропадает топливо? Не разгружая багажника, снижаем давление с предписанных инструкцией 1,9 атм всего на 0,4 атм. На глаз, а тем более на ходу уловить изменение едва ли возможно. А что покажет расходомер?

То, что и должен был: в "баллоны", вместо выпущенного воздуха, ушло в зависимости от скорости еще 0,35–0,5 л на 100 км. И, конечно, чем быстрее вы едете, тем перерасход больше.

Скорость, км/ч Заезд 1* Заезд 2* Заезд 3* Заезд 4* Заезд 5*
60 4,45 4,5 4,7 5,25 5,6
80 5,15 5,2 5,65 7,08 7,45
100 6,15 6,2 7,0 8,6 9,28
120 7,85 8,2 9,0 12,12 12,63

*Заезд 1. Исправный автомобиль.
Заезд 2. Увеличенное схождение колес + 24 мм.
Заезд 3. Схождение передних колес + 24 мм, пустой багажник на крыше.
Заезд 4.Схождение передних колес + 24 мм, груженый багажник на крыше.
Заезд 5.Схождение передних колес + 24 мм, груженый багажник на крыше, давление в шинах – 1,5 атм.

Довольно простоты?

Итоги теста – отнюдь не открытие. Но, согласитесь, часто мы забываем о простейших вещах. Хотя подчас, пытаясь сделать машину менее прожорливой, не жалей времени, диагностируем на сервисе впрыск и зажигание или без устали возимся с карбюратором и прерывателем, меняем свечи. А ведь за шинами, схождением колес гораздо проще. Как и рационально укладывать вещи, не загромождая без нужды крышу. Если уж без этого не обойтись, помните: разница между аппетитом машины без багажника и навьюченной будет заметно расти с увеличением скорости.

Вернемся к показателям исправного автомобиля и сравним их с результатами пятого заезда. Согласитесь, разница заметная. Реальная езда – с разгонами и торможениями сделает ее еще более ощутимой. Прикиньте-ка, сколько лишнего топлива потратите, скажем, от Москвы до Черноморского побережья?

Если для вас это не "блохи", соотнесите полученные нами результаты с характеристиками своего автомобиля, умножьте на средний пробег, например за месяц. А теперь вспомните, сколько стоит литр топлива в вашем регионе. "Тыщу" можно сэкономить. Интересная арифметика, не правда ли?

Сергей Канунников,
Анатолий Карпенков
Ссылки в тему:
«Дырка в бензобаке»
О давлении в шинах
Углы установки колес
Какие бывают шины
Учитесь прогнозировать
Накат и безопасность движения
В теории и практике
Одного метра не хватило
Уверен – обгоняй
На буксире
В горах
По городу
Впотьмах
Едем ночью
Разберитесь с «автоматикой»
Ваш помощник тахометр
Материал взят из журнала "За рулем".

В избранное