Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Советы бывалых из журнала "За рулем" 70-90-х годов с чертежами


Здравствуйте, уважаемые подписчики!

Финишная операция

Едва появившиеся в середине 80-х, самые первые "восьмерки" ВАЗа не только порадовали автомобильную публику своими достоинствами, но и огорчили неожиданными проблемами. Бывалые владельцы "классики" нередко экономили на балансировке на шиномонтаже – делали это в гаражах, на примитивных приспособлениях, но на тряску руля если и сетовали, то при совсем уже убитых, "квадратных" колесах! Видимо, вибрациям на "жигулях" мешают разгуляться и сложная подвеска, и рулевое управление, где множество шарниров гасят, демпфируют колебания. Конструкция переднеприводных ВАЗов от этих недостатков избавлена, ну а плата за простоту и легкость – высокая требовательность к состоянию колес, включая их балансировку. Почему мы говорим о состоянии в более широком смысле этого слова? Дело в том, что отбалансировать можно любое вращающееся тело, не обязательно круглое. Но колесо-то катится по дороге! Если его форма неправильная, то и после тщательной балансировки оно трясется.

Иногда автовладельцы попросту неправильно прикручивали колесо к ступице: едва наживив болты, опускали машину, а затем уже затягивали болты. Результат – смещение диска относительно ступицы, насколько позволят зазоры (иногда замеряли радиальное биение до полутора миллиметров). Одновременно нарушена балансировка – и тряска руля совершенно закономерна. Помните: болты своими конусами должны сесть в гнезда диска и отцентрировать его – только тогда их затягивают!

Следующий фактор – чрезмерная силовая неоднородность шины по окружности. Если уж вы такую купили, сладить с ней трудно... Правда, есть, говорят, фирмы, научившиеся оптимизировать колесо – переставляя шину относительно обода, добиваются минимума вибраций.

Мы сегодня рассмотрим частную задачу. Условия: форма колеса в порядке, силовая неоднородность... тут мы полагаемся на совесть шинников, ну а балансировку только что сделали в шиномонтаже. Поставили, поехали. И что же? На резонансной скорости (километров 100–110 в час) руль "десятки" пугающе трясет. Конфуз? Ничуть. Здесь есть одна важная деталь: в большинстве шиномонтажек колеса балансируют на станке (допускаем, что делают добросовестно!), но финишной балансировки на автомобиле обычно не предлагают. Между тем на ступице автомобиля ось фактического вращения колеса может не совпадать с той, что была на станке! А значит, появятся и новый дисбаланс, и новые биения, радиальные и осевые! Если раздрай существенный – вибрации не миновать. В этой ситуации есть смысл попробовать по-своему оптимизировать колесо. Поддомкратим кузов – например, правый передний угол, и краской отметим положение колеса на ступице. Пустив двигатель, включим четвертую передачу и плавно увеличим число оборотов до 2 000 в минуту. Левое колесо на земле, а правое, благодаря дифференциалу, вертится с окружной скоростью примерно 130 км/ч. Выходит, мы охватили весь диапазон скоростей, в котором прячется неприятный резонанс. (Правда, полезно помнить, что при очень большом дисбалансе колесо сильно трясет и на скоростях гораздо выше резонансной.)

Дальнейшее просто. Переставляя колесо относительно ступицы, добиваемся минимальной вибрации. Как вы понимаете, если ступица геометрически безукоризненна, то она на вибрациях не сказывается. А у реальных железяк всегда есть разброс в размерах – из-за этого перестановка колеса по ступице может изменить картину вибрации. Ну а если колесо, несмотря на ваши старания, на машине сильно трясет, есть повод вернуться в шиномонтаж с претензией – видно, мастера вас надули!

Конечно, эта технология – не панацея. Но от такой проверки порой зависит, ехать снова на балансировку или обойдется... В заключение стоит опробовать еще одну меру: от того, как отрегулирована рулевая рейка, тоже зависит тряска руля. Устранив лишние зазоры, автомобилист нередко избавляется и от тряски руля. Отчасти этим объясняется, что с этой проблемой редко сталкиваются владельцы новых, с конвейера, автомобилей, где с рейкой все в порядке.

Борис Ездаков
Ссылки в тему:
Не трясите, колеса!
Не справился с управлением. Шины
Не потеряй колесо!
О балансировке
Для балансировки колес
Балансировка на столе
О давлении в шинах
Углы установки колес
На подвеске вместо опоры
Дорожный ремонт шины
Не дадим украсть колесо
Как затягивать колесные болты
Шпилька крепления колеса
Гайка ступицы переднего колеса
Разбортовка колеса
Проверка регулировки схождения
Защита покрытия колесных дисков
Окраска колесных дисков
Ключ для регулировки схождения колес
Для сохранения шин
Если вулканизируешь камеру
Накачать бескамерную шину
Разбортовка колеса
Чтобы не застрять
Без запаски
Материал взят из журнала "За рулем".

В избранное