Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Советы бывалых из журнала "За рулем" 70-90-х годов с чертежами


Здравствуйте, уважаемые подписчики!

Азбука Морзе

В автомобиле немало потребителей электричества. Преобладают мощные, на жаргоне специалистов – "сильноточные". Когда требуется включать-выключать прибор, пожирающий ток свыше 3–5 А, от примитивных схем "коммутации напрямую" автопроизводители отказываются. Во-первых, в этом случае пришлось бы по всей машине прокладывать толстые, дорогие провода, во-вторых, выше пожароопасность, в-третьих, большая нагрузка на переключатели (кнопки, клавиши и т. п.) резко сокращает срок их службы: контакты сильно нагреваются, обгорают, пластмассовые детали коробятся либо вообще плавятся. Вот почему все серьезные потребители электроэнергии в современном автомобиле включаются с помощью различных реле, а управляющий ими сигнал – "слаботочный" – поступает с кнопок и клавиш. Но сами эти кнопки – тема серьезная! Даже неспециалист знает, что переключатели бывают надежные и не очень, послушные и строптивые. На отечественных авто ставили и такие, которые ломались под действием рабочих усилий. Какие уж тут шутки!

Как правило, такие переключатели – это механические устройства с множеством деталей. И здесь каждый разработчик сталкивается с проблемой: как добиться максимальной работоспособности переключателя, прочности и надежности механики, долговечности контактов и т. д., вписавшись в минимальные габариты и не применяя слишком дорогих материалов. На многих иномарках, например немецких, встретишь изумительные переключатели (вот она – "школа"!). Порой размеры устройства, куда нужно "вписать" переключатель, настолько малы, что от механики с фиксированными положениями "вкл-выкл" конструктор вынужден отказываться – система должна управляться нажатием одной кнопки.

Конечно, сама идея не нова. Первыми были механические переключатели, более-менее отвечавшие требованию "нажал-отпустил". Вспомним "Волгу" ГАЗ-24-10 и ее ножной переключатель света фар со своеобразным "механическим триггером".

Переключатель ГАЗ-24-10 работал бесхитростно, но все удовольствие портила одна деталь: если на какое-то время свет был выключен, то при повторном включении не каждый мог сразу сообразить, ближний у него или дальний. Неудобно!

Напрашивается вывод: необходимо такое устройство, которое после отключения самостоятельно возвратится в исходное состояние. Например, в положение ближнего света, если речь о фарах, или к выключенному состоянию задних противотуманных фонарей, обогрева заднего стекла и т. п. Это импульсные реле.

Подключение импульсного реле головного света фар автомобиля Волга
Рис. 1. "Адреса" контактов реле головного света "Волги": 1 – включение головного света (от центрального выключателя света) "+"; 2 – включение дальнего света "+"; 3 – переключение с ближнего на дальний или мигание дальним "–"; 4 – исходное положение, ближний свет "+"; 5 – масса "–"; 6 – аккумуляторная батарея "+".

Любопытно отметить, что импульсные реле задних противотуманных фонарей "Волги" и вазовских машин, если верить их каталожным номерам, якобы чем-то различаются. Сколько мы ни искали, разницы ни в цоколевке, ни в разъемах не нашли. Разве что вариант для "Волги" дороже, хотя комплектующие одни и те же. На наш взгляд, эти реле взаимозаменяемы.

Подключение реле противотуманных фонарей автомобилей Волга и ВАЗ
Рис. 2. "Адреса" контактов реле противотуманных фонарей: 1 – нормально разомкнутый с контактом 4; 2 – служебный "+" (можно не использовать); без обозначения "–"; 4 – нормально замкнутый с контактом 1; 5 – нормально разомкнутая кнопка на "–"; 6 – питание "+" (например, зажигание).

Отечественные импульсные реле, по нашему опыту, надежны и очень функциональны.

Геннадий Непряжин
Ссылки в тему:
От года до пожизненного
Монтеру-любителю
Правило "номер раз"
Материал взят из журнала "За рулем".

В избранное