Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Советы бывалых из журнала "За рулем" 70-90-х годов с чертежами


Здравствуйте, уважаемые подписчики!

Эвакуация

Эвакуация, означающая "задержание автомобиля и помещение его на специализированную стоянку", вызывает у читателей множество претензий и вопросов. Права и обязанности владельцев автомобилей, сотрудников ГИБДД и работников службы эвакуации рассматривает Сергей Смирнов.

За что забрали?

Для начала разберемся, за какие нарушения автомобиль может быть задержан и помещен на специлизированную стоянку.

Прежде всего, за нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств на проезжей части. Припаркованный автомобиль должен при этом создавать помехи для других участников движения (часть 4 статьи 12.19 КоАП РФ). Объяснять необходимость убрать такие машины нет нужды. Другое дело, что городские власти часто сами провоцируют неправильную парковку и, как следствие, заторы на дорогах. Например, раздают земельные участки под строительство различных торговых центров – без учета транспортной ситуации. В центре Москвы и других крупных городов, кроме того, просто катастрофически не хватает парковок, и водители бросают машины где придется в нарушение ПДД.

Остальные случаи эвакуации на штрафстоянку относятся к дорожным, когда машину помещают на стоянку, после того как ее остановил инспектор ДПС. Приводим список нарушений, которые дают сотруднику ГИБДД право задержать машину и вызвать службу эвакуации.

За рулем водитель, у которого нет при себе "документов на право управления, регистрационных документов на транспортное средство, а также документов, подтверждающих право владения автомобилем в отсутствие владельца (доверенности, договора аренды и пр.)" (статья 12.3 КоАП РФ).

У автомобиля заведомо неисправна тормозная система (за исключением стояночного тормоза), рулевое управление или сцепное устройство (в составе поезда). Это ч. 2 статьи 12.5 КоАП РФ, которая в данном случае фактически не работает: при действующем талоне техосмотра инспектор ГИБДД не имеет права проверять техническое состояние автомобиля. Об этом прямо сказано в пункте 13.9 Наставления по работе дорожно-патрульной службы (утверждено приказом МВД РФ от 20.04.1999 г., № 297).

За рулем водитель, не имеющий права управления либо лишенный такого права (ч. 1 и 2 статьи 12.7 КоАП РФ), или водитель находится в состоянии опьянения (ч. 1 статьи 12.8 КоАП РФ). То же самое касается водителя, который отказывается от требования сотрудника милиции пройти медицинское освидетельствование на состояние опьянения (статья 12.26 КоАП РФ).

Еще несколько случаев связаны с перевозкой крупногабаритных и тяжеловесных грузов без специального разрешения (ч. 1 статьи 12.21 КоАП РФ), с превышением габаритов, указанных в этом разрешении (ч. 2 статьи 12.21.1 КоАП РФ), с нарушением перевозки опасных грузов (ч. 1 статьи 12.21.2 КоАП РФ).

Положения об эвакуации грузовых автомобилей имеют особенности. Например, чтобы эвакуировать груженый КамАЗ, необходим как минимум тягач. Поэтому его своим ходом перемещают туда, где он не мешает другим участникам движения; за рулем в это время может быть сам водитель либо сотрудник ДПС. После чего автомобиль блокируют, и он будет стоять до устранения причины задержания. Кстати, эвакуация автопоезда длиной более 20 м другой машиной, по странной прихоти законодателей, считается незаконной, если на это не получено специальное разрешение (каждый раз – новое).

И тут нужна бумажка!

Оформить задержание пустяком не назовешь. Инспектор ГИБДД составляет два протокола – по делу об административном правонарушении (где записано, что именно нарушил водитель), и о задержании транспортного средства. Если предстоит в отсутствие водителя эвакуировать автомобиль, припаркованный в нарушение требований ПДД, протокол о задержании ТС составляется в присутствии двух понятых (ч. 4 статьи 27.13 КоАП РФ). Как правило, в этой роли выступают сотрудники службы перемещения. Копии административных протоколов в обязательном порядке вручают водителю, после чего инспектор ДПС вызывает эвакуатор. Очень важно знать: автомобиль задерживается и помещается на специализированную стоянку только в том случае, если причину задержания невозможно устранить на месте! Поэтому, если вы оставили машину в зоне действия знака "Стоянка запрещена", но вовремя увидели, что автомобиль начинают грузить на эвакуатор, – по вашему требованию погрузку обязаны прекратить, машину вернуть. Вы же можете уехать и тем самым устранить причину задержания. Правда, заплатить штраф за нарушение ПДД все равно придется.

Перед погрузкой автомобиля на эвакуатор работник службы перемещения составляет акт, где фиксирует все видимые повреждения автомобиля. Двери, капот, багажник заклеивают специальной лентой, после чего автомобиль увозят. Информацию о задержании машины и о том, на какую именно стоянку его увезли, инспектор ГИБДД передает в дежурную часть. Если вы не обнаружили свой автомобиль там, где его оставили – сразу звоните 02.

Задержание транспортного средства и его возврат, оплата расходов за хранение, а также запрещение эксплуатации ТС производятся в порядке, установленном Правительством РФ. В настоящее время (октябрь 2008 г.) – это Постановление Правительства РФ от 18.12.2003 г. № 759, согласно которому плата за хранение транспортного средства взимается за каждый полный час его нахождения на специализированной стоянке. При этом плата за перевозку автомобиля на стоянку, первые сутки его хранения и блокировку не взимается (ч. 1 статьи 27.13 КоАП РФ). Если автомобиль простоял на стоянке больше суток, придется заплатить по расценкам, установленным местными властями. Например, в Москве вторые и третьи сутки обойдутся в 40 рублей за час, начиная с четвертого дня сумма удвоится – до 80 рублей в час. Местные органы власти, организуя службу по эвакуации задержанных транспортных средств, создают информационную службу. В Москве сведения о задержании автомобиля и его хранении вам сообщат по круглосуточному телефону: 504-17-24.

Возвращение блудного авто

Что делать, если машина оказалась на штрафстоянке? Вначале необходимо узнать, на какой стоянке находится автомобиль. Чтобы забрать его, надо устранить причину задержания и получить разрешение на выдачу машины у сотрудников ГИБДД. Например, если забыли водительское удостоверение дома, придется съездить за ним либо вызвать кого-то с "правами". Решение о выдаче задержанного автомобиля принимает сотрудник ДПС, который его задержал, или другой, "специально назначенный" работник ГИБДД или ОВД. "Разрешение" – это отметка в административном протоколе или постановление по делу об административном правонарушении (чаще всего – в виде штампика). С этим водитель направляется на стоянку, предъявляет документы, подтверждающие право владения автомобилем и разрешение на выдачу. После чего оплачивает стоимость хранения (если не уложился в установленный "бесплатный" период) и забирает машину. Сотрудники стоянки и ГИБДД не имеют права требовать при выдаче автомобиля квитанцию об оплате штрафа – на это закон отводит 30 дней. Перед тем как забирать автомобиль, обязательно проверьте его состояние! При погрузке на эвакуатор, перевозке или разгрузке не исключены повреждения. В этом случае вся ответственность за причиненный ущерб – на службе эвакуации. Если обнаружили свежие повреждения – потребуйте от сотрудников штрафстоянки зафиксировать это в акте выдачи автомобиля. При отказе – вызывайте сотрудников милиции. Они обязаны составить протокол и зафиксировать повреждения, что непременно понадобится для получения страховки (если автомобиль застрахован по КАСКО) или предъявления требований о возмещении материального ущерба через суд. Эвакуаторщики, конечно, пытаются обезопасить себя в подобных ситуациях, используя разного рода хитрости. Например, перед погрузкой, составляя акт о повреждениях машины, пишут: "Сколы лакокрасочного покрытия по всему кузову". Тем не менее, правильно оформив обнаруженные повреждения, получить компенсацию вполне реально.

Порядок действий водителя, когда автомобиль эвакуирован
Порядок действий водителя, когда автомобиль эвакуирован.
Ссылки в тему:
Дело из-за ошибки
Игра в подставку на деньги
Мы – мирные люди
Дама за рулем и виктимология
Учитесь прогнозировать
Убежать от лавины
Инструкция по борьбе с пофигизмом
Зачем отключают подушку?
Право на автомобиль
Нужны ли машине прививки?
Вот что в багажник положу я
Замерзал ямщик
С холодной головой
Материал взят из журнала "За рулем".

В избранное