Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Советы бывалых из журнала "За рулем" 70-90-х годов с чертежами


Здравствуйте, уважаемые подписчики!

Право на автомобиль

В редакционной почте (как электронной, так и обычной) встречаются вопросы, ответы на которые, казалось бы, известны всем и каждому. Но это на первый взгляд. В реальной жизни далеко не все так просто, не говоря уже о том, что изменения в законодательной базе происходят ныне весьма часто и неожиданно, так что угнаться за ними бывает нелегко. Исходя из этого, мы решили время от времени готовить публикации, где будем объяснять, что и как надо делать, чтобы избежать неприятных объяснений с инспектором ГАИ и наказаний.

Вот такой вроде бы совсем простой вопрос: какие надо иметь при себе документы, чтобы управлять автомобилем? Сколько об этом написано и сказано. А между тем водители и (к сожалению!) даже инспекторы ГИБДД зачастую очень плохо представляют, какие именно документы вправе потребовать сотрудник милиции.

Все свое вожу с собой

Перечень документов, которые водитель обязан иметь при себе, определен пунктом 2.1.1 Правил дорожного движения. К ним относятся: водительское удостоверение соответствующей категории (либо, при его изъятии, – временное разрешение); регистрационные документы на транспортное средство и на прицеп; документ, подтверждающий право владения, пользования или распоряжения данным транспортным средством; страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, а также, в установленных случаях, путевой лист, лицензионная карточка и документы на груз.

Все это водитель не просто обязан иметь при себе, но и передавать для проверки сотрудникам милиции. Последнее означает – "передать в руки". Сам же инспектор обязан по требованию водителя предъявить свое служебное удостоверение, не выпуская при этом его из рук. Однако препятствовать водителю тщательно изучить удостоверение или переписать данные инспектор не имеет права.

Начнем с водительского удостоверения – документа, подтверждающего, что водитель прошел специальное обучение и может быть допущен к опасному виду деятельности (любое транспортное средство по определению – источник повышенной опасности). Водительское удостоверение обязательно должно быть с "открытой" категорией, соответствующей категории данного транспортного средства.

Следует различать такие понятия, как "тип транспортного средства" и "категория транспортного средства". Тип ТС устанавливает предприятие-изготовитель, определяя при этом, к какому виду транспортных средств относится это изделие – грузовик, автобус, легковой автомобиль и т. п. Исходя из типа транспортного средства рассчитывается, например, транспортный налог. Категория же транспортного средства не обязательно совпадает с типом. Скажем, имея открытую "легковую" категорию "В", можно спокойно сесть за руль грузовика "Газель".

Временное разрешение. Единственное требование, которое предъявляется к нему, – оно должно быт действующим. Временное разрешение выдают только в двух случаях – при изъятии водительского удостоверения за нарушения и при замене взамен утраченного. В первом случае оно действует до вступления в силу постановления по делу об административном правонарушении, даже если между составлением протокола и вступлением в силу постановления пройдет несколько лет (это вполне реально, например, при обжаловании постановления в нескольких судебных инстанциях). В моей практике был случай, когда водитель вполне законно ездил по "времянке" больше двух лет.

Временное разрешение, выдаваемое при замене водительского удостоверения взамен утраченного (внешне оно ничем не отличается от того, что выдается нарушителю), действует всего два месяца. За это время водителя проверяют по специализированным базам данных (лишенных права управления, разыскиваемых по каналам уголовного розыска и т. д.). После этих проверок водителю выдают водительское удостоверение.

К регистрационным документам на автомобиль относятся свидетельство о регистрации транспортного средства (закатанный в пластик документ светло-розового цвета) или технический паспорт (эту серую книжечку выдавали при регистрации автомобилей до начала девяностых годов). Паспорт же транспортного средства – ПТС (бланк синего цвета, формата А4) выдается заводом-изготовителем или таможенными органами и предъявляется в ГИБДД при регистрации автомобиля. ПТС регистрационным документом не является и иметь его при себе не требуется. Равно как нельзя управлять автомобилем на основании ПТС, например, в случае утери свидетельства о регистрации.

Самым распространенным документом, подтверждающим право пользования, владения или распоряжения автомобилем, в России сегодня является доверенность. Не вдаваясь в детали, скажу, что вообще-то "доверенность на право управления автомобилем" – с юридической точки зрения нонсенс. Но так уж сложилось в стране, что именно этот документ подтверждает право пользования автомобилем в отсутствие собственника.

Никакой нотариальной формы для такой доверенности не требуется. Вполне достаточно листка бумаги, на котором будет изложен текст доверенности за оригинальной подписью собственника. К содержанию предъявляется только одно требование – обязательна дата совершения доверенности; без нее документ недействителен. Максимальный срок действия доверенности – три года. Если срок не указан, считается, что она действует год с момента выдачи. Никаких требований к указанию в доверенности специальных сведений (паспортные данные, место рождения, жительства и т. п.) нет; они необязательны. Вполне достаточно указать, кто именно выдал доверенность, кому и какие полномочия предоставил. И обозначить автомобиль, например, записав регистрационный знак. После этого надо поставить дату выдачи и подпись. Сам же текст доверенности формально может быть выполнен даже на пачке из-под сигарет!

Когда к водителю доверья нет...

Путевые листы есть ничто иное, как задание, которое дает юридическое лицо своему водителю. Оформление путевых листов началось еще с советских времен, от недоверия к работнику, который, как тогда считали, так и норовит увильнуть от работы или что-то украсть. В путевом листе фиксировались маршрут, расход и марка ГСМ, рабочее время, пробег и иные эксплуатационные характеристики автомобиля. "Путевки" сдавались в бухгалтерию и служили для отчета предприятия перед контролирующими органами.

Сегодня вроде бы дело самой компании, сколько бензина выделять водителю, но формально ситуация с путевками почти не изменилась. Путевой лист остается основным документом, который позволяет более-менее точно контролировать расходы предприятия на использование находящихся на его балансе транспортных средств. Правда, как следует из Правил, путевой лист водитель обязан иметь при себе "в установленных случаях".

Что это означает? А только то, что инспектор вправе требовать путевой лист, если в каком-либо нормативном акте есть на это прямое указание. К таким случаям относятся, например, перевозка пассажиров или грузов на коммерческой основе или перевозка опасных грузов. А вот управление "казенным" автомобилем кем-либо из сотрудников офиса, не водителем по должности, к таким "установленным случаям" не относится. Такому сотруднику вполне достаточно доверенности от предприятия на право управления конкретным автомобилем. Или, если сотрудник вынужден постоянно ездить на разных машинах – "на все транспортные средства, принадлежащие такому-то предприятию на праве собственности".

То же самое относится и к перевозке грузов – только при прямом указании в нормативном акте водитель обязан будет предъявлять инспектору документы на груз. К таким установленным случаям относится: перевозка грузов на коммерческой основе и перевозка тяжеловесных и опасных грузов. К типу транспортного средства наличие или отсутствие путевого листа или документов на груз отношения не имеет. Если вы везете на собственном КамАЗе сруб на свою дачу, никаких документов на груз или путевого листа вам не требуется. В отличие от водителя такого же КамАЗа, которого вы наняли в магазине и который везет вам этот сруб за деньги.

С принятием закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" среди документов, которые должны быть у водителей, появился полис ОСАГО. Таким несложным образом государство добилось, что практически 100% владельцев транспортных средств застраховали свою ответственность. Еще бы: при отсутствии полиса инспектор ГИБДД может забрать автомобиль на штрафстоянку! При этом следует помнить, что обязанность застраховать свою ответственность возникает не сразу, а через 5 дней с момента возникновения права владения (ст. 4). Попросту говоря, если, например, с момента совершения доверенности прошло менее 5 дней, полиса страхования водитель при себе иметь еще не обязан. Также не надо вписывать в полис водителя, которому собственник передал право управления в своем присутствии. Правда, водитель в этих случаях должен отдавать себе отчет, что и возмещать вред в случае чего ему придется самостоятельно.

Остается добавить, что приведенный в Правилах перечень является исчерпывающим и никаких других документов, кроме названных здесь, никто от водителя требовать не имеет права.

Сергей Волгин
"За рулем" 10/2005
Ссылки в тему:
Признан невиновным
Весна
Лето
Осень
Зима
Как проехать по воде
Материал взят из журнала "За рулем".

В избранное