Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Советы бывалых из журнала "За рулем" 70-90-х годов с чертежами


 
Здравствуйте, уважаемые подписчики!

Тема сегодняшнего выпуска:

Проверка полупроводников

На самых распространенных грузовиках ЗИЛ-130 и ГАЗ-53А, на легковых машинах «Москвич-412» и новой «Волге» ГАЗ-24 устанавливаются полупроводниковые реле РР-350, РР-350А, РР-362, РР-362А. Работоспособность их нуждается в периодической проверке.

Многие автолюбители и профессиональные водители просят рассказать о простейших методах проверки. За ответом мы обратились в НИИавтоприборов.

Предлагаем два способа, которые помогут достаточно точно определить «здоровье» транзистора и диода. Один основан на проверке сопротивления, другой – напряжения. Советуем последовательно применить оба.

Сначала определяем сопротивление между выводами всех транзисторов и диодов.

Транзистор исправен, если сопротивление, замеренное между двумя его любыми выводами, больше нуля, но меньше 500 килоОм. При этом оно должно измениться, если поменять местами концы проводов, идущих от прибора. Признак неисправности – крайние положения («0» или «бесконечность») стрелки. Для этих замеров нужно тарировать прибор на измерение минимальных величин.

Диод исправен, если при проверке его сопротивления с переменой местами концов проводов, идущих от прибора, мы в одном случае получим не более 100–200 Ом, в другом – сотни килоОм. О неисправности свидетельствуют одинаковые показания независимо от того, будет ли это «0» или «бесконечность».

Затем – проверка вторым способом. Для нее нужно собрать две очень простые схемы (рис. 1 и 2). В качестве источника напряжения подойдет обычная автомобильная аккумуляторная батарея. Первая схема предназначена для проверки транзисторов. Величина нагрузочного сопротивления «R» – порядка 40–50 Ом.

Если все исправно, напряжение на выводах эмиттер – коллектор должно быть больше «0», но не более 0,5 В для выходного транзистора (П217, П217В, П4Б); 1,0 В для промежуточного транзистора (П214В); 5,0 В для входного транзистора (П302). Два последних ставятся на реле РР-350 и РР350А.

Теперь отсоединим вывод базы (провод «Б») от коллектора (провод «К»). При этом транзистор «запирается», и прибор должен показывать напряжение источника питания, то есть примерно 12 В. Иные показания – признак неисправности.

Вторая схема предназначена для проверки диодов. Если напряжение на них отличается от «0», но не превышает 1 В – диод исправен.


Схема проверки полупроводников
Рис. 1. Схема для проверки транзисторов: Т – транзистор; Э – эмиттер; К – коллектор; Б – база; R – сопротивление; П – прибор; А – аккумуляторная батарея.
Рис. 2. Схема для проверки диодов: Д – диод.

Материал взят из журнала "За рулем".

На сегодня это все, прощаюсь с Вами до следующего выпуска рассылки, прочитать эту и другие статьи Вы можете здесь; новым подписчикам напоминаю, что для просмотра чертежей необходимо подключение к сети Интернет, и при щелчке (клике) на чертеже, Вы увидите его увеличенным в новом открывшемся окошке.

С уважением, Сергей Поназдырь
 

В избранное