Росстрахнадзор намерен вычислить страховщиков, которые продают дешевые
полисы, потому что демпинг на страховом рынке угрожает благосостоянию
честных компаний. Правозащитники говорят о лоббировании интересов и о
грядущем повышении цен на каско.
Федеральная служба страхового надзора (Росстрахнадзор) решила бороться
со страховыми компаниями, которые продают слишком дешевые полисы
добровольного автострахования – каско. В условиях кризиса в ведомстве
намерены регулировать цены на рынке.
«Федеральная служба страхового надзора в сложившихся непростых условиях
на рынке автострахования намерена сконцентрироваться на проблемах
демпинга, который может подорвать и без того шаткое положение ряда
страховщиков, – приводит мотивацию Росстрахнадзора «Российская газета».
– Росстрахнадзор будет анализировать тарифы по наиболее социально
значимым видам страхования. Первый анализ будет проведен по страхованию
каско – самому популярному виду страхования среди населения. Данные
анализа будут доступны и широкой общественности, поскольку будут
опубликованы на сайте службы, и будут ориентирами при покупке полисов».
Надзорное ведомство уже направило в 25 страховых компаний запросы о
предоставлении базовых тарифов и повышающих коэффициентов по полисам
каско.
На момент написания материала «Газете.Ru» в Росстрахнадзоре так и не
смогли ответить, готовы ли в ведомстве принудительно регулировать
тарифы страховщиков.
Финансовые эксперты поясняют, что демпинг – это агрессивная политика по
продаже товара либо услуги ниже их себестоимости для захвата части
рынка, но такое поведение компании не всегда связано с мошенничеством и
предстоящим банкротством. «Если цены для определенной услуги изначально
завышены, то их снижение не является демпингом», – говорит гендиректор
аудиторско-консалтинговой группы «ФинЭкспертиза» Агван Микаелян.
Он отмечает, что в США вообще не существует противодействия
демпингующим фирмам. В Европе практика разнообразная, есть много
сегментов, которые регулируются законодательством. «В принципе,
государство не должно противодействовать чьему-то желанию продавать
дешевые полисы, но вот следить, чтобы у страховщика были достаточные
резервы для погашения задолженностей перед клиентами, – это прямое
обязательство государства и уполномоченного ведомства», – поясняет
Микаелян.
Инициатива чиновников уже вызвала активное приветствие со стороны
крупных страховых компаний.
«Мы полностью разделяем и поддерживаем внимание со стороны регулятора
(Росстрахнадзора) к этой проблеме и считаем это очень важным и нужным,
– говорит Ольга Вересова, директор департамента страхования
автотранспорта РОСНО. – На данный момент на рынке присутствуют
страховые компании, которые занимаются демпингом – страхуют по заведомо
заниженным необоснованным тарифам». По ее словам, некоторые такие
игроки работают по принципу финансовой пирамиды: главное – насобирать
премий, чтобы хватило на выплаты. «Как только рынок стабилизируется или
на нем происходит небольшой спад, эта пирамида рушится, – продолжает
Ханнес Чопра, генеральный директор РОСНО. – И компании начинают
задерживать выплаты, провоцировать клиентов на обращение в суд, после
чего разбирательство займет многие месяцы, а спустя некоторое время у
них возникает серьезная нехватка денег».
Схожей позиции придерживается генеральный директор страховой группы
«Межрегионгарант» Евгений Потапов, он уверен, что демпингующая компания
«не может обеспечить достойный сервис и качество обслуживания
клиентов». На вопрос, необходимо ли ограничивать страховщиков,
занижающих цены, Потапов дает утвердительный ответ. «Это очень хорошая
идея, и если она реализуется, то это пойдет на благо страховому рынку.
Сегодня потребность в пресечении демпинговых тарифов высока как
никогда», – считает он.
Правозащитники отнеслись с недоверием к действиям чиновников, они
убеждены, что ведомство выступает на стороне заинтересованных
страховщиков.
«Если бы они боролись с неадекватно завышенными тарифами, то это было
бы понятно, а при желании повысить тариф поневоле напрашивается мысль о
лоббировании страховщиков и попытке задавить конкуренцию», – говорит
лидер «Движения автомобилистов России» Виктор Похмелкин. Собеседник
отмечает, что чиновники всегда готовы поддерживать страховщиков, когда
речь идет об их убытках, но когда дело касается интересов
автомобилистов – чиновники ни при чем.
«Каско в России – однобокая услуга, которая ориентирована на интересы
страховщиков, – говорит Похмелкин. – Мало того, что цены завышены, есть
много условий, без которых просто не получишь деньги, будь то
отсутствие дорогой сигнализации, охраняемой стоянки, кучи справок и
прочих препон на пути выплат». По его мнению, если Росстрахнадзор
действительно хочет убедить граждан, что страхование по низким тарифам
невыгодно, то для этого нужно предъявить совершенно обоснованное
конкретное финансово-экономическое обоснование. «В противном случае
антикоррупционные службы должны обратить пристальное внимание на работу
Росстрахнадзора», – считает правозащитник.
Похмелкин не исключает, что инициатива надзорного ведомства приведет к
повышению тарифов по каско.
Дочка VW Group подала в январе этого года 45124 машины только в
Западной Европе, опередив своих главных конкурентов - BMW и
Mercedes-Benz. В январе прошлого года Audi занимала 3,9%
западноевропейского автомобильного рынка, в этом году их доля выросла
до 5,1%, сообщил WCF.
Петер Шварценбауэр (Peter Schwarzenbauer), который возглавляет
подразделение продаж и маркетинга в Audi AG, считает, что причина
лидерства машин с четырьмя кольцами на эмблеме в том, что у компании
самая молодая модельная линейка. За прошлый год они вывели на рынок 12
новинок, на первое полугодие года текущего также запланировано шесть
премьер. А до 2015 года компания обещает аж 40 различных моделей,
построенных с применением самых передовых технологий.
Немецкий автоконцерн Daimler, напротив, готовится к дальнейшему
сокращению прибыли после того, как снизил в 2008 году чистую прибыль на
65% до 1,414 млрд. евро (годом ранее прибыль составила 3,985 млрд.
евро). Компания будет бороться с последствиями кризиса посредством
снижения объемов выпускаемой продукции и введением сокращенного графика
работы. Уже в этом году планируется сэкономить несколько миллиардов
евро, передает Deutsche Welle. Ухудшение финансовых показателей в
основном обусловлено расходами, связанными с инвестициями в Chrysler, и
более низкой прибылью подразделения Mercedes-Benz Cars. BMW также
испытывает трудности. В частности, они решили сократить 850 рабочих на
заводе Mini в Великобритании.
А В ЭТО ВРЕМЯ
Daimler и BMW кооперируются
Daimler и BMW решили объединиться в борьбе с кризисом. От консолидации
двух концернов в области закупок автокомпонентов, новых разработок и
финансовых служб автопроизводители могут выиграть около €3 млрд. в год.
О создании общих моделей речь пока не идет.
Многие из тех, кто традиционно предпочитает «мерсы» или «бэхи»,
конечно, откажутся соглашаться с новым статус-кво в большой тройке
европейских премиум-брендов. Хотя 100 тысяч читателей популярного
европейского журнала Auto Motor und Sport назвали Audi A4, Audi A6 и
новую Audi Q5 лучшими автомобилями. А вы предпочитаете машины какой из
трех марок? Примите участие в нашем голосовании.