Новый законопроект, разработанный сенаторами Евгением Трофимовым и
Владимиром Федоровым, на днях был внесен на рассмотрение в Госдуму РФ.
Депутаты предлагают исключить из ст. 166 УК РФ все прежние виды
наказания за угон транспортного средства и назначить уголовное
наказание за угон автомобиля – по сути, приравнять угон к краже. Таким
образом, согласно данному законопроекту, неправомерное завладение чужим
автомобилем будет грозить угонщику сроком лишения свободы до пяти лет.
То же деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору с
применением насилия, неопасного для жизни, предусматривает срок от двух
до семи лет. За угон с применением насилия, совершенный организованной
группой либо с причинением особо крупного ущерба, предлагают сажать на
срок от шести до двенадцати лет. На пятнадцать лет хотят сажать, если
угон сопровождался насилием, опасным для жизни, либо с угрозой
применения такого насилия.
Это не первая попытка ужесточить наказание за угон автомобиля. Дело в
том, что сейчас ответственность за угон автотранспорта
предусматривается по двум статьям УК: ст. 158 (“кража”) и ст. 166
(неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством
без цели хищения – то есть “угон”). Угоны без цели хищения совершаются
крайне редко, но доказать умысел следствию тяжело, поэтому на практике
данное преступление квалифицируется не как кража автотранспорта, а как
неправомерное завладение без цели хищения. Усугубляется все тем, что
преступники, проходящие по делу “угон”, обычно отделываются штрафом
либо условным сроком (от 18 месяцев до 7 лет), а те, кого признали
ворами, отправляются в тюрьму (от 5 до 12 лет). Чтобы искоренить эту
практику, МВД не раз предлагало депутатам исключить из УК статью 166,
чтобы любое неправомерное завладение автотранспортом расценивалось как
кража. Кроме того, в Госдуму было направлено предложение о введении
уголовной ответственности за посредничество при возврате угнанного
автотранспорта.
Еще осенью прошлого года в Госдуму РФ был внесен подобный законопроект,
подготовленный депутатами от КПРФ, предусматривающий ужесточение
наказания за угон автомобиля и устранение из текста ст. 166 УК РФ
понятия “без цели хищения”.
“Никому в голову не приходит пускаться в рассуждения, что кто-то взял
чужой сотовый телефон “просто позвонить” или что подросток залез в
квартиру и вынес ноутбук для того, чтобы “поиграть в Интернете”. В
случае же с угоном чужого автотранспорта мы легко соглашаемся с тем,
что “а может быть, он сел туда просто покататься?”, – отмечается в
пояснительной записке к законопроекту. Ссылаясь на законодательную
практику других государств (в частности, Казахстана, Грузии,
Узбекистана), депутаты предложили значительно увеличить срок заключения
за автоугон. Если угон произошел с применением насилия, не опасного для
жизни и здоровья, либо с угрозой применения насилия, – сажать в тюрьму
на срок от 5 до 7 лет. Угон, совершенный организованной группой либо с
причинением особо крупного ущерба, предлагали карать тюрьмой сроком от
5 до 10 лет, а если машина угнана с применением насилия, опасного для
жизни и здоровья, либо с угрозой применения такого насилия, то сроком
от 6 до 12 лет.
Учитывая давность темы и успешный международный опыт, ужесточение в
пределах 5-12 дет, скорее всего, будет принято в ближайшее время.
Всего, по данным ГИБДД, в 2008 году было угнано более 91 тыс.
автомобилей по всей России. Например, только в Москве в 2008 г. было
зарегистрировано 12 тыс. 327 краж и угонов транспортных средств (-9,9%
по сравнению с 2007 годом). Было обнаружено 12 тыс. 313 автомобилей,
значащихся в розыске (+9%). 5 тыс. 4 из них значились в числе ранее
угнанных и похищенных (увеличение на 4,7% в сравнении с 2007 г.).
Всего, по данным ГИБДД, было проверено около 126 млн единиц
автотранспорта и обнаружено 4 тыс. 591 находящееся в розыске
транспортное средство.
Отечественные автомобили пока составляют основную часть угоняемых
автомобилей. Однако в Москве с каждым годом растет процент по угону
очень дорогих автомобилей, найти которые шансов практически нет, что,
скорее всего, происходит все-таки с ведома некоторых сотрудников МВД,
иначе куда пропадает столько люксовых машин? Например, только в 2008
году в Москве было угнано 37 Porsche Cayenne и четыре Bentley! Найдено
было не больше десяти. В остальном предпочтения на черном рынке в
прошлом году поменялись: если раньше наиболее востребованными
оставались немецкие марки, например Volkswagen и Audi, то сейчас
все-таки японские: Toyota, Mazda, Honda, Mitsubishi.
К сожалению, до таких высоких и изощренных технологий по розыску
угнанных автомобилей, как в Европе, нам еще далеко. Забавная и
удивительная история произошла в Финляндии в конце 2008 года.
Полицейские разыскали подозреваемого в угоне автомобиля благодаря
анализу ДНК крови, обнаруженной у комара, находившегося в краденой
машине. При обыске машины полицейский патруль обнаружил кровососущего
комара, который был отправлен в лабораторию для тестирования.
Результаты показали, что кровь принадлежала человеку, имя которого уже
фигурировало в полицейской базе, – он и оказался невезучим преступником.
По материалам "Российской газеты". 11 февраля 2009
С 1 марта в России начнет работать система прямого урегулирования
ущерба. Это значит, что потерпевший в аварии может обратиться за
страховой выплатой не только к страховщику виновника ДТП, но и в свою
компанию.
Правда, это возможно лишь в том случае, если в аварию попали не более
двух участников и пострадали только машины. Для того чтобы эта система
заработала, необходимо было внести ряд поправок в действующее
законодательство, а также принять различные ведомственные акты.
Новый приказ Минфина - последний в списке необходимых документов. Он
устанавливает правила новой системы расчетов.
Так, например, страховщик потерпевшего должен в срок не более чем семь
дней известить своего коллегу, у которого застрахован виновник ДТП, о
том, что к нему обратились за выплатой.
В течение 30 дней он должен либо оплатить ущерб, либо предоставить
мотивированный отказ от прямого возмещения. И в течение недели после
этого должен уведомить страховую компанию виновника аварии о своем
решении.
В прошлый раз, год назад, мы отмечали гигантоманию, захлестнувшую
автопроизводителей, гибридизацию автомобилей премиум-класса, повышенное
внимание к экологичности новых двигателей внутреннего сгорания и
появление новых видов топлива, среди которых явно выделялось
биодизельное, создаваемое из растений. В России главной тенденцией 2007
года стало повышенное внимание к нашей стране всех мировых компаний и
повальная организация сборочных автопроизводств. До середины 2008 года
российский авторынок рос как на дрожжах, и до 2012 года нам предрекали
безоблачное существование.
Теперь все резко поменялось – кризис внес в автоиндустрию существенные
поправки. Компании и даже целые концерны оказались на грани разорения:
американская “большая тройка” просит денег у своего правительства,
клянчат на существование шведы, французы и немцы. Корейский SsangYong
начинает процедуру банкротства – закрываются заводы, люди теряют
работу. Отсюда первая тенденция – автокомпании начинают сокращение
расходов на всем, кроме развития передовых технологий. После кризиса в
выигрыше окажутся те, кто развивался, а не просто “проедал”
государственные деньги.
В первой половине 2008 года гигантоманию резко сменила миниатюризация
всего и вся. Резкий скачок цен на бензин привел к тому, что
внедорожники оказались в опале и все производители срочно бросились
минимизировать модельный ряд кто как может. В Штатах резко выросла
популярность относительно маленьких экономичных автомобилей – и вот уже
Chevrolet планирует выпустить в Штатах Chevy Spark, а Ford везет на
продажу из Европы в США маленькую Fiesta. Кризис довел Chrysler до
того, что он вынужден обратиться за опытом создания мелких авто к
итальянскому Fiat.
В Европе автомобили и так по большей части крохотные – дальше некуда.
Но теперь маленькие автомобили стали дорожать и пытаются получить
статус премиум. Alfa Romeo использовала базу материнского Fiat, чтобы
сделать маленький, дорогой да быстрый MiTo. Audi все ближе и ближе
подходит к созданию модели Audi A1, а BMW намеревается возродить
крохотную Isetta. Toyota, хоть и не премиум-бренд, но за свою новейшую
модель Toyota iQ просит в Европе довольно внушительные деньги – почти
две цены простейшего Smart за лишний ряд сидений в таком же по размерам
автомобиле. Тем временем, несмотря на цену, iQ собирает отличную прессу
в Европе, и, кажется, у таких автомобилей есть будущее.
В прошлом году стало ясно, что гибриды теперь удел не только самых
богатых и зеленых, но и простых автолюбителей. Причем не где-то в
Америке, а прямо у нас, в России. Toyota и Honda заявили, что в 2009
году выведут на российский рынок свои доступные автомобили с гибридными
силовыми установками. Новое поколение Toyota Prius и новинка от Honda,
модель Insight, скоро должны появиться в продаже. Это значит, что эра
гибридизации уже наступила. Свои гибриды готовят VW, Citroen, Peugeot и
другие компании.
Но следом просматривается новая волна – электроавтомобили и новое
поколение гибридов, где не электродвигатель помогает ДВС, а наоборот,
обычные дизельные и бензиновые моторы являются второстепенным агрегатом
и работают исключительно как бортовые электростанции. Самым громким из
таких проектов в прошлом году стал американский Chevrolet Volt.
Показана уже предсерийная версия, и американский концерн из кожи вон
вылезет, потратит последние деньги американского правительства, но
проект доделает. Это пока единственный достойный ответ Штатов на
японские достижения по строительству серийных автомобилей с
альтернативными силовыми установками.
Единичные проекты электромобилей, такие как, например, серийный
Mitsubishi i MiEV, уже существуют: на электрическом MiEV удалось
прокатиться еще в начале 2007 года, но именно сейчас перспективное
направление переросло в реальный сегмент автомобильного рынка.
Volt уже нормальный автомобиль, постановка которого на конвейер идет
полным ходом. Другие автомобильные компании срочно создают свои
подобные проекты. Как пример: почти все концепты на Детройтском
автосалоне были гибридными или электрическими, и никаких гигантских
пикапов с 6-литровыми двигателями. BMW раздает в Нью-Йорке
электрические MINI на “попробовать”; Mercedes-Benz показывает в
Детройте зеленый концепт и объявляет, что первые электрические
Mercedes-Benz и Smart появятся в 2010 году; Renault и Nissan обещали
нам к 2011 году автомобиль на электротяге и целую дорожную сеть
зарядных станций на территории Израиля; Ford ведет разработку полностью
электрического автомобиля, который должен появиться на рынке в 2012
году. Даже китайцы сделали первый в мире электрический кроссовер BYD e6.
Кстати, на фоне электрификации мирового легкового транспорта на
передовых позициях могут оказаться новые компании, которые давно и
упорно занимаются проблемой электромобилей. Американская Tesla уже
прожжужала все уши своим “почти готовым” спортивным автомобилем на
электротяге с феноменальными характеристиками. Швейцарское автоателье
Mindset построило электрический концепт-кар на базе культовой модели
Volkswagen Beetle и собирается пустить его в серию. Разве что Намибия
еще не включилась в разработку альтернативного транспорта.
В плане технического прогресса кризис должен пойти на благо
научно-технического прогресса. В отсутствие спроса на традиционные
(читай “родом из прошлого века”) автомобили компании вынуждены искать
новые решения. К российским заводам это заявление не относится. И если
перечисленные тенденции мировой автоиндустрии не выдохнутся на полпути,
то можно предположить, что в ближайшем будущем нас ждет волна новых
компактных премиум-моделей на электрической тяге.