2008 год оказался чуть менее богатым на события, чем год 2007-й,
который можно считать “золотым рубежом” новейшей российской
автоистории. Большую часть 2008 года российский авторынок развивался
относительно спокойно и по итогам должен был стать гарантом
стабильности для автопроизводителей. Однако грянул кризис: недавний
запуск новых автозаводов теперь сопровождается массовым разорением
крупнейших автодилеров. Несмотря на крайне нервную обстановку осенью, в
течение года произошло несколько событий, которые позволяют думать, что
не все у нас пока так плохо, как в Европе и Америке. Как минимум
отечественные автопроизводители получили мощную государственную
поддержку и хорошо просматривающуюся перспективу.
Главным событием 2008 года стала продажа в марте 25-процентного пакета
акций АвтоВАЗа концерну Renault-Nissan. Скептики давно ожидали, что
стагнирующее тольяттинское предприятие окажется в руках каких-нибудь
предприимчивых иностранцев, и вот – свершилось. Представители
франко-японского концерна официально вошли в совет директоров АвтоВАЗа,
где раньше существовали кресла только для “своих”. В рамках партнерства
планируется развивать марку Lada и собирать при этом импортные моторы и
коробки передач. Всего к 2014 году объем производства должен составить
до 1,5 млн автомобилей.
Впрочем, не успели французы провести ревизию на ВАЗе, всплыла
неутешительная тенденция – запуск новых продуктов в очередной раз
откладывается. Если для других автопредприятий выпуск принципиально
нового легкового автомобиля вроде как некритичен, то для тольяттинского
завода, в очередной выбившего из государства миллиардные кредиты на
новые проекты, затягивание процесса становится просто уже неприличным.
Изначально в планах Renault и АвтоВАЗа к 2009 году значилось создание
совместно разработанного нового бюджетного автомобиля (универсала на
базе Renault Logan), но этого продукта как не было, так и нет, что не
может не огорчать болельщиков российского автопрома. По новой
информации, проект по созданию “бюджетного автомобиля” отложен до 2010
года.
Эпохальным можно назвать выпуск нового продукта от другого российского
автогиганта – ГАЗа. Впервые модель Volga Siber была показана россиянам
на МИМС-2007, но конвейер, купленный у Chrysler, стартовал только в
уходящем году. Машина, хоть и построена на американской платформе,
считается фактически русской – кузова автомобилей свариваются и
красятся в России.
Среди других достижений отечественных автопроизводителей можно отметить
успешный ребрендинг “Северсталь-авто” в прогрессивную и развивающуюся
компанию Sollers. “Сдался” наконец иностранному инвестору и последний
из могикан, КамАЗ, 10% акций которого достались в этом году немецкому
концерну Daimler AG. Сотрудничество с немцами должно обезопасить одно
из наиболее успешных российских автопредприятий от последствий
финансового кризиса.
Отметим, что в это время правительство РФ и лично президент Д. Медведев
пообещали всем российским автозаводам (ВАЗ, ГАЗ, ТагАЗ, КамАЗ)
государственную поддержку в виде льготных кредитов, в частности
субсидированных кредитных ставок и др. Предпринимается и ряд других
антикризисных мер, которые должны облегчить жизнь российским
автомобилестроителям: как отечественным, так и иностранным, работающим
на территории РФ.
Закладка новых автозаводов продолжила тенденцию прошлого года. В этом
году к рядам “отличников” присоединились компании Hyundai и PSA Peugeot
Citroen & Mitsubishi, которые очень вовремя успели “застолбить
место” под свои будущие автопредприятия в России. По плану начал работу
и автозавод General Motors в пос. Шушары Ленинградской области. Что
касается дальнейшей реализации других крупных проектов, в частности
автозаводов Nissan, Suzuki, старт этих заводов может быть отложен –
сегодня тяжело избежать проблем со свободными финансовыми средствами,
логистикой да и собственно с продажами будущей продукции.
Многие автопроизводители уже предпочли отказаться от расширения
производственных мощностей, запланированного на 2009-2010 гг. Так,
например, запуск сборки Ford Mondeo в очередной раз откладывается.
“Автофрамос” также не торопится расширять московскую линейку моделей
Renault. Наряду с этим окончательно отсеялись изначально довольно
странные проекты, как СП украинских компаний “УкрАвто” и “Богдан” в
Новгородской области по сборке Chevy Lanos и китайский автозавод по
сборке внедорожников Great Wall в промзоне “Алабуга”. Окончательное
закрытие “китайской темы” было осуществлено опять же в целях поддержки
отечественных автопроизводителей.
Резкое сокращение объемов продаж в 2008 году оказалось фактически
непредсказуемым, однако рост авторынка в 30% мы все-таки в 2008 году
обеспечили, что, в принципе, ненамного отличается от прошлогоднего
прогноза по росту в среднем в 40%. Следующий год может закончиться
гораздо более плачевными итогами. Большинство аналитиков опасается
строить прогнозы на следующий год, однако, по разным оценкам, грядет
падение рынка в среднем на 30-45%. Таким образом, если к концу этого
года будет продано около 2,7 млн автомобилей, то в следующем году рынок
может сократиться до 1,75 миллиона проданных автомобилей.
Порадовало, что, несмотря на упадок, связанный с финансовым кризисом,
автомобильные вопросы приобретают сейчас значение, которого раньше
никогда не имели. Руководство страны, защищающее интересы иностранных
инвесторов, регулярно посещает автозаводы и участвует в обсуждении
насущных проблем, выделяет из бюджета деньги и предпринимает активные
действия по спасению отечественного автопрома. О том, насколько эти
действия действительно эффективны, можно судить по народной реакции на
введение новых таможенных пошлин на ввоз подержанных иномарок. Столь
серьезных митингов и проблем национально-социального характера в
российском автопроме отродясь не было – потому что не было самой
проблемы.
Ford раскрыл завесу тайны над выпуском Mustang шестого поколения, о
которой ходило много слухов в последнее время и появлялись варианты
фотографий внешнего вида новинки. На самом же деле, внешность нового
«Мустанга» навряд ли вызовет сильные эмоции. Понять, что это
действительно новый авто с первого взгляда практически нереально.
Машина выглядит как предыдущее, 5-е поколение и только при подробном
ознакомлении становится ясно, что это действительно новый спорткар.
Вызывает еще некоторое удивление и то, что пятое поколение Ford Mustang
выпускалось в течение всего лишь четырех лет. Предыдущие версии
Мустангов держались на конвейере более длительный период, но то ли в
Ford испугались опасности, исходящей от новых Dodge Challenger и
Chevrolet Camaro, то ли продажи «Мустанга» оставляли желать лучшего,
тем не менее пятое поколение легенды решили обновить уже сейчас.
Ford Mustang 6-го поколения, имеет, в отличие от "пятерки", более
четкие черты первых двух поколений - тех самых Ford Mustang, обладать
которыми в шестидесятые-семидесятые годы прошлого века было безумно
престижно. Достаточно посмотреть на изгиб задних крыльев, явно
выполненных с оглядкой на культовый Ford Mustang Bullitt и размещенные
ближе к центру радиаторной решетки указатели поворотов. Главный
дизайнер экстерьера - Джордж Саридакис и не скрывает, что вдохновение
черпал в «Мустангах» прошлых лет.
Что касается технической начинки, то здесь Ford Mustang верен себе. В
этот раз на базовую версию с предыдущего поколения, без малейших
изменений, перекочевал 4-литровый V6 мощностью 210 л.с. (325 Нм). А 4,6
литровый V8 для версии Mustang GT был лишь слегка модернизирован,
благодаря чему его мощность увеличилась до 315 л.с. (440 Нм) против 300
«лошадок» у предыдущего поколения. Трансмиссия так же осталась прежней
– 5-ступенчатая механика или такой же автомат. Базовая версия получит
17-ти дюймовые колеса, а версия GT – 19-ти дюймовые.
Официальная премьера нового Ford Mustang состоится в декабре на
Лос-Анджелесском автосалоне, а в продажу машина поступит в начале
следующего года с типами кузова купе и кабриолет. Уже известны цены -
базовая версия будет стоить в США от 22 400 долларов, а версия GT - $30
100. Руководство Ford уверено, что новый Mustang будет продаваться так
же хорошо, как и его предшественники. Ведь в США эта машина сразу же, с
момента своего рождения, стала культовой и за 45 лет производства
разошлась тиражом в 9 млн. экземпляров. Правда, в данной ситуации есть
одно но… Если концерн Ford в ближайшее время не получит помощи от
американского правительства, то он имеет более чем реальные шансы
обанкротится раньше, чем новый «Мустанг» встанет на конвейер.