Процесс торможения на первый взгляд ничего сложного собой не представляет – снижай скорость, жми на нужную педаль и останавливайся. Однако не все так просто, как кажется. Прежде чем перейти к тонкостям этого процесса, ответим на, казалось бы, праздный вопрос: «Для чего нужно уметь правильно тормозить?» На практике это знание обеспечит вам максимальную безопасность (как личную, так и вашего «железного друга») и эффективность торможения на всех этапах этого процесса, начиная от времени реакции водителя, срабатывания тормозного привода и длины тормозного пути до полной остановки транспортного средства. А для этого сначала нужно хорошо усвоить некоторые особенности торможения и затем потренироваться, отрабатывая наиболее распространенные и эффективные его способы.
Стандартные, входящие в заводскую комплектацию, средства защиты автомобиля от угона малоэффективны. Все происходит в течение нескольких минут: секунды требуются на вскрытие машины, одна-две минуты — на взлом замка рулевой колонки, после чего остается замкнуть провода стартера, и — машины нет!
Один из эффективных способов предотвращения угона — защита моторного отсека.
...КОМПАКТ-ДИСК ПОД СТЕКЛО делает автомобиль невидимым для гаишных измеpителей скоpости. Тpи года назад все взpослое мyжское население стpаны повеpило в это и пpинялось yкpашать машины компакт-дисками, подвешивая их под зеpкало заднего вида или засовывая в щель междy стеклом и yплотнителем, где испокон векy pyсский автобyсный водитель хpанил мелкие медные деньги...
К сожалению, так называемые "штрафстоянки" были узаконены, и в ряде случаев ваш автомобиль может быть помещен на них за ваш счет по откровенно грабительским расценкам, а потому полезно знать, что это за случаи и как избежать узаконенного грабежа, даже если один из этих случаев "ваш".
Некий голландский водитель, вероятно, насмотревшись фильмов о Джеймсе Бонде, решил поиграть с местной полицией. Однако для таких игр, наверное, в самом деле необходимо быть настоящим суперменом.
Капитально обновленная "десятка" от АО "ГАЗ" позволяет старейшему отечественному производителю сохранить внимание потребителей к своей продукции на фоне усиливающейся (по крайней мере, до кризиса) конкуренции со стороны иномарок, что, конечно, стало серьезной проблемой. Хотя никакой особой революции в таком подходе нет, на западе- такая операция на кузове называется рестайлингом, а с учетом модернизации узлов конструкции - глубоким рестайлингом, и только.
"Последнее слово" АвтоВАЗа в борьбе за отечественный рынок - ВАЗ-2110 хотя и не удостоился имени собственного, зато потихоньку избавляется от "детских болезней" благодаря широкому освоению модели на конвейере. К тому же постепенно осваиваются новые двигатели, что позволяет автомобилю (особенно в условиях кризиса и девальвации рубля) начать всерьез конкурировать с "бывшими дешевыми" иномарками. А дизайн, вызывавший поначалу если не пренебрежение, то уж безусловно сомнение общественности, как-то примелькался и такой реакции уже не вызывает.
Накопился некоторый, пока не очень большой опыт эксплуатации автомобиля ВАЗ-21083, набегавшего подо мной 20 тысяч километров, что удивительно мало за полгода без малого, простите за тавтологию.
Сначала остановлюсь на вопросе, который по какому-то злому умыслу не поднял в сериале "Я о зубилах вам скажу". Почему именно восьмерка, именно карбюраторная и непременно белая?
Надпись «32 MB» на боку компакт-кассеты — не шутка компьютерщиков. Этот аппарат действительно способен запоминать 32 мегабайта информации. А если в его память загрузить музыку, записанную в формате mp3, то «компакт-кассета» сможет воспроизвести ее или через наушники, или через динамики автомобильной магнитолы! Так что перед вами — представитель нового поколения воспроизводящих устройств, призванный заставить обычную кассетную магнитолу звучать «с цифровым качеством». Какое оно, качество звука формата mp3?
10 июля на заседании правительства Москвы мэр столицы Юрий Лужков распорядился убрать с территорий, под которыми проложены подземные инженерные коммуникации, все сооружения и в первую очередь гаражи, сообщает "Интерфакс".
Правительство России увеличило ставку импортной пошлины на подержанные автомобили с бензиновым двигателем объемом от 1000 до 1500 кубических сантиметров, сообщает "Газета.Ru". Подробнее...
Жертвой бандитских разборок становится не только виновник аварии, но и потерпевший. Вчера в Подмосковье взяли в заложники женщину, которая попыталась получить причитающиеся ей по суду $2,5 тыс.
Нашу армию сокращают, часть "демилитаризованной" техники распродают. Можно купить себе танк, броневик, ракету... или хотя бы плавающий тягач-вездеход для последней. Цена - всего $15 000.
Кто-то спишет любовь к «блатным» номерам на загадочность русской души, ищущей магию цифр и букв. Борцы с привилегиями будут справедливо возмущаться существованием государственных регистрационных «индульгенций».
Или как узнать по номеру, кому принадлежит автомобиль.
Рассказал знакомый, у которого сломался спидометр его автомобиля - стрелка ЗАМЕРЛА на цифре 45 км/час.
Так вот, едет он на этом самом автомобиле по городу. Знак "ограничение скорости 50 км/час". Ну на глазок (спидометр сломан) 55 кил в час. Вдруг из кустов вылетает ГАИшник и машет палкой.
ВНЕДОРОЖНИКИ ДЛЯ "ЗВЕЗДНЫХ ВОЙН"
Двух- или трехосный полноприводной автомобиль – это, по сути своей, штука цивильная, предназначенная для движения в условиях бездорожья. Но с ростом диаметра колес и числа осей машина резко меняет свой облик, принимая угрожающие очертания. Особенно когда ее конструкция интегрируется с самым мощным вооружением – ракетно-ядерным...
До недавнего времени самым крупным на земном шаре производителем «боевых колесниц судного дня» являлся... МАЗ. Вернее, его глубоко законспирированный «теневой двойник» – ПСКТ, производство специальных колесных тягачей. За четыре с лишним десятилетия этот «завод в заводе» выпустил около 20 тысяч машин с числом осей от четырех и выше. Причем 99% из их числа попали в армию и считанные сотни единиц – в народное хозяйство.
С 1991 года предприятие перешло на мирные рельсы, перестав быть инкогнито. Уже десять лет это вполне легальный МЗКТ – Минский завод колесных тягачей. Открытой стала и информация о военных «сороконожках» и о попытках вернуть их в лоно мирной техники еще задолго до появления слова «конверсия».
Первые вездеходы формулы 8х8 были созданы еще в 1956 и 1958 годах. МАЗ-535 и МАЗ-537 не были боевыми «сороконожками», а выполняли в Советской Армии чисто транспортные функции. Их прозвали «циклопами» за то, что первые машины имели на передке – по центру – по дополнительной большой фаре. Она служила для инфракрасной подсветки водительского прибора ночного видения. С помощью мощного трейлера «циклопы» перевозили тяжелые и неделимые грузы массой до 50 тонн. Им было все равно, что таскать на своих «плечах»: танки, ракеты – «на срочной» или экскаваторы, бульдозеры – «на дембеле». Демилитаризация машин сводилась только к демонтажу «главного глаза» и получению новых госномеров.
МАЗ-543, пошедшие с 1962 года, были машинами посерьезнее. Они изначально создавались как техника поля боя. На двухкабинных ранних вариантах машин монтировались пусковые установки оперативно-тактических ракет с дальностью стрельбы до тысячи км. Самые известные из них – это «Эльбрус», более известные на Западе как «Скад». Однокабинные варианты МАЗ-543М несли боевые установки различного назначения: С-300ПМУ – четырехракетный комплекс ПВО; «Смерч» – 12-ствольная установка залпового огня; «Берег» – артиллерийский комплекс калибра 130 мм; «Рубеж» – двухракетный противокорабельный комплекс береговой обороны. Кроме того, «однокабинники» широко использовались в Вооруженных Силах как вспомогательные машины в составе мобильных ракетных комплексов стратегического назначения (МРК СН).
Однако использовать в народном хозяйстве отслужившие строевой ресурс машины не представлялось возможным. Уж очень плотно конструкция этих «сороконожек» была завязана на специфичную боевую часть каждой из них. Поэтому конструкторам пришлось создавать на их базе чисто гражданские модели: в 1973 году – трубовоз МАЗ-7910; в 1979-м – самосвал МАЗ-7516 и в 1985-м – бортовой грузовик МАЗ-7313. Эти сложные и дорогие машины распространения в автохозяйствах не нашли и в основном использовались при освоении нефтяных богатств Сибири.
Гораздо больший успех выпал на пожарные модификации «Урагана». Так называли водители МАЗ-543 всех модификаций за могучий звук его танкового дизеля и всесокрушающую проходимость. Украинский завод пожарной техники в Прилуках на базе шасси 7310 и 7313, начиная с 1973 года, выпускал самые большие отечественные «пожарки» АА-60 и АА-70. Они до сих пор служат в разных уголках СНГ на крупных аэродромах, космодромах и в отдельных частях МВД. В последнем случае они предназначаются для борьбы с массовыми беспорядками. Одиннадцати тонн ледяной воды, выпущенной из лафетного ствола на дальность 70 метров, вполне хватает для того, чтобы охладить пыл сотни хулиганствующих футбольных фанатов...
Перескочив через пятиосную схему, с 1971 года в Минске стали выпускать шасси 547А формулы 12х12 под МРК СН средней дальности (до 5 000 км). Встав на боевое дежурство в 1976 году, эти комплексы «Пионер» на десять лет стали сильнейшей головной болью НАТОвских генералов, которые прозвали их «Гроза Европы». Наши ракетчики именовали их за трехголовую боевую часть и драконовские меры секретности «змеями горынычами». Так, при выходе этих машин из укрытий на боевое дежурство солдатам и офицерам охраны, не дожидаясь команды «Кругом!», полагалось повернуться спиной к объекту и оставаться в таком положении до момента, пока грозный рокот мощных моторов не стихнет в лесу. Боже упаси было покосить глазом не в ту сторону. В графике передвижений «змеев» учитывался даже момент пролета вражеских спутников!
Но вот повеяли новые ветры, и в 1989 году в соответствии с достигнутым договором о сокращении вооружений в Европе вся эта техника пошла под газовый резак. Свыше 400 шестиосных шасси, значительно усовершенствованных к тому времени, оказались не у дел без своей боевой начинки. Конец «перестройки» и начало «развала» не позволили сколько-нибудь рационально использовать бывшие ракетовозы в мирных целях. Лишь несколько экземпляров было переоборудовано в 120-тонные автокраны КС-7571 и одна машина получила 40-тонную водоцистерну для целей пожаротушения. Но это были капли на раскаленную сковородку, все остальное пошло в мартены.
В восьмидесятые и девяностые годы для нужд ракетных войск стратегического назначения была выпущена серия семиосных и восьмиосных шасси с индексами 7912, 7917 и 79221. На них базируются МРК СН большой дальности (свыше 10 000 км) типа «Тополь» и «Тополь-М». Их абсолютно несбиваемые ракеты не скоро выработают свои гарантийные сроки службы и еще долго будут обеспечивать стратегическую стабильность в неспокойном мире. Так что и самим машинам служить, как медному котелку.
Апофеозом ракетно-ядерной гонки стало создание совершенно уникальной машины, достойной Книги рекордов Гиннесса. Это двенадцатиосное (!) шасси 7907 с гигантскими габаритами: длина – 30 м, ширина – 4,8 м, высота – 4,5 м. К главным техническим особенностям этого монстра можно отнести применение в качестве силовой установки газотурбинного двигателя мощностью 1 250 л. с. и довольно сложной, но эффективной электротрансмиссии. Шарнирно-сочлененная рама и большой ход подвески колес диаметром почти два метра обеспечивают машине с проектной боевой массой под 200 тонн хорошую проходимость по грунтовым дорогам сложного профиля и максимальную скорость до 40 км/ч. Феноменальную маневренность «двадцатичетырехножке» обеспечивает автоматическая система дифференциального управления поворотом колес. О запредельной убойной силе ракетного комплекса «Целина», который предполагалось установить на этом шасси, можно только догадываться. Но неофициально разработчики называли его «наш ответ Рейгану», так как создание машины и начинки велось в восьмидесятые годы, в пик «холодной войны». Ныне два опытных экземпляра шасси 7907 хранятся за высоким забором одного из полигонов. Это своеобразный бронепоезд на запасном пути, который никогда не ржавеет и не тянет карман...
Но новые песни придумала жизнь. Уйдя в прошлое, все эти «машины апокалипсиса» оставили после себя вполне мирное и жизнеспособное поколение «сороконожек» под торговой маркой «Волат». За десять лет МЗКТ выпустил около тысячи гражданских тяжелых вездеходов самого разнообразного назначения. В основном это широкая гамма четырехосных машин для целей промышленного строительства, нефтегазового комплекса, транспортных перевозок и пожарной охраны. Абсолютной новинкой юбилейного для МЗКТ 2001 года стали две машины, показанные на прошедших выставках «День белорусской науки» и «Автомеханика».
Высокий, похожий на тепловоз, седельный тягач МЗКТ-742953 в сцепке с полуприцепом МЗКТ-99943 способен транспортировать грузы массой до 70 тонн со скоростью 60 км/ч. Совершенно новая стеклопластиковая четырехдверная кабина вознесена на двухметровую высоту и позволяет с комфортом разместиться в ней, кроме водителя, еще шестерым пассажирам. Экипажи «Циклопов» и «Ураганов» о таком и не мечтали. Но наиболее полно «ракетовозные» технологии былого ВПК воплотились в универсальном шасси под монтаж стройтехники МЗКТ-79081. Главное требование к такого рода машинам – маневренность на ограниченных площадках и устойчивость в рабочем положении. С помощью трех режимов управления поворотом всех восьми колес водитель может маневрировать, как обычный автомобиль, с минимальным радиусом – почти, как танк, и, подобно крабу, двигаться боком.
Имплантированные в раму машины четыре сквозных поперечных короба позволяют монтировать систему опор-аутригеров с их вылетом от оси машины по 4,5 метра в сторону. Это предохраняет кран или экскаватор от опрокидывания при максимальном выдвижении рабочего органа. Еще одна замечательная особенность – гидропневматическая подвеска, как на лимузинах высшего класса. Она обеспечивает высокие скорости движения за счет значительной энергоемкости.
Все это многоосное великолепие убедительно свидетельствует о том, что есть еще высокотехнологичный экспортный потенциал в Белавтопроме и реализуется он в верном направлении во благо синеокой Беларуси.
Рустэм ИСМАГИЛОВ. http://www.korvet.by