Вся представленная в рассылке информация взята из последнего номера
нового бесплатного электронного издания "Ваша персональная газета".
Газета выходит 2 раза в неделю и посвящена актуальным вопросам
налогообложения, бухучета, трудовых отношений и
предпринимательской деятельности.
ОТ КАРТОЧЕК К СПРАВКАМ
Налоговый орган требует ведения налоговых карточек по учету
доходов и налога на доходы физических лиц (форму N 1-НДФЛ) и
представления справок о доходах физических лиц (форму N 2-НДФЛ) при
приобретении товаров у индивидуальных предпринимателей. При этом он
говорит, что, в случае когда у налогоплательщика имеется ксерокопия
свидетельств о государственной регистрации и постановке на налоговый учет
такого индивидуального предпринимателя, ведение карточек и представление
справок необязательно. Прав ли налоговый орган?
В соответствии с п. 1 ст. 230 главы 23 "Налог на доходы физических
лиц" НК РФ налоговые агенты ведут учет доходов, полученных от них
физическими лицами в налоговом периоде, по форме, которая установлена МНС
РФ. Такой формой и является форма N 1-НДФЛ "Налоговая карточка по учету
доходов и налога на доходы физических лиц". На налоговых агентов также
возложена обязанность (п. 2 ст. 230 НК РФ) представлять в налоговый орган
по месту своего учета сведения о доходах физических лиц этого налогового
периода и суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде
налогов по форме N 2-НДФЛ "Справка о доходах физического лица".
Статьей 226 НК РФ также определено, кто является налоговым агентом
для целей исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц. В
соответствии с п. 1 и 2 указанной статьи налоговыми агентами являются
российские организации, индивидуальные предприниматели и постоянные
представительства иностранных организаций в РФ, от которых или в
результате отношений с которыми налогоплательщик получил все виды
доходов, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата
налога осуществляются в соответствии со ст. 214.1, 227 и 228 НК РФ.
Статья 227 НК РФ посвящена особенностям исчисления сумм налога
индивидуальными предпринимателями и другими лицами, занимающимися частной
практикой. Под соответствующими доходами понимаются доходы, полученные от
осуществления такой деятельности. Это, например, означает, что при
приобретении товаров у индивидуального предпринимателя
покупатель-организация или индивидуальный предприниматель не признается
налоговым агентом. Есть только одно "но": покупатель должен знать, что
приобретает товар, работу, услугу у лица, самостоятельно исполняющего
обязанность по уплате налога на доходы. Именно для этого п. 2 ст. 230 НК
РФ установил правило, согласно которому не представляются сведения о
выплаченных доходах индивидуальным предпринимателям за приобретенные у
них товары, продукцию или выполненные работы (оказанные услуги) в том
случае, если эти индивидуальные предприниматели предъявили налоговому
агенту документы, подтверждающие их государственную регистрацию в
качестве предпринимателей без образования юридического лица и постановку
на учет в налоговых органах.
Обращаем внимание читателя на один момент: НК РФ применяет термин
"предъявили". Он не говорит: "представили в распоряжение налогового
агента" и т. п. Это означает, что достаточно того, чтобы такие документы
(их копии) были доступны для ознакомления: вывешены на стенде в торговом
зале, находились на стене в нотариальной конторе, частном охранном
агентстве и т. д. НК РФ вовсе не обязывает индивидуальных
предпринимателей и иных лиц, занимающихся частной практикой, в
обязательном порядке выдавать копии указанных документов своим
контрагентам. Одновременно НК РФ не устанавливает обязанность покупателей
и заказчиков требовать копии таких документов у указанных лиц при
приобретении товаров, выполнении работ, оказании услуг и предъявлять
такие копии налоговым органам.
Кроме того, в документах, оформляющих взаимоотношения сторон, почти
всегда имеются сведения о государственной регистрации таких лиц и их
постановке на налоговый учет. В чеке ККМ всегда указывается ИНН
индивидуального предпринимателя, а в квитанции, оформляемой нотариусом, -
сведения о его государственной регистрации, принадлежности к нотариальной
палате и постановке на учет в налоговом органе.
На основании этого считаем, что, если у налогоплательщика имеются
хотя бы какие-либо данные о государственной регистрации и постановке на
налоговый учет лица - получателя дохода и пока налоговым органом не
доказано, что подтверждающие это документы не предъявлялись вообще, лицо,
выплачивающее доход, не является налоговым агентом. Следовательно, у него
не возникает обязанности как по ведению налоговых карточек, так и по
представлению сведений о выплаченном таким лицам доходе.
Однако в Порядке заполнения налоговой карточки по учету доходов и
налога на доходы физических лиц за 2002 г., утвержденном Приказом МНС РФ
от 02.12.2002 N БГ-3-04/686 "Об утверждении форм отчетности по налогу на
доходы физических лиц за 2002 г.", указано, что налоговая карточка
ведется по каждому физическому лицу, получившему доход у данного
источника выплаты, в том числе и по индивидуальным предпринимателям
(включая частных нотариусов, частных охранников, частных детективов) - по
выплатам за приобретенные у них товары, продукцию или выполненные ими
работы. Из текста Порядка вытекает, что налоговая карточка по получателю
дохода должна вестись независимо от того, предъявили ли они лицу -
источнику дохода документы, подтверждающие их государственную регистрацию
в качестве предпринимателей без образования юридического лица и
постановку на учет в налоговых органах. С нашей точки зрения, такие
положения данного документа не соответствуют НК РФ, так как изменяют
определенное НК РФ содержание обязанностей участников налоговых
правоотношений, то есть: обязывают лиц, не являющихся налоговыми агентами
по налогу на доходы физических лиц, исполнять обязанности налоговых
агентов, а именно - вести учет доходов.
ОЛЬГА ВИЛЕСОВА
АННА КАЗАКОВА
Содержание последнего номера "Вашей Персональной Газеты" (N41):
1. События недели за 28 мая - 03 июня 2003 года
2. Парламентские новости
3. Нормативные акты:
3.1. Приказ Минфина РФ от 7 мая 2003 года N 38н
"О внесении дополнений и изменений в план счетов
бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности
организаций и инструкцию по его применению"
3.2. Письмо МНС РФ от 17 февраля 2003 года N ММ-6-09/203@
"О временных методических рекомендациях к вопросу о порядке
приема и выдачи регистрирующим органом учредительных
документов при государственной регистрации юридического лица
в соответсвии с Федеральным Законом "О государственной
регистрации юридических лиц"
4. Вопросы - Ответы:
4.1. От карточек к справкам
(о необходимости ведения форы 1-НДФЛ и представления в
налоговые органы формы 2-НДФЛ при приобретении товаров
у индивидуальных предпринимателей)
4.2. Отпуск при получении второго высшего образования
5. Актуальная статья:
5.1. Налог с продаж: исчисление и способы оптимизации
5.2. Новация
(погашение обязательств путем новации, бухгалтерский и
налоговый учет)