Re: Конституция и с чем её едят (Продолжение)
Пока доктор вместе с седым мужчиной и пакетом в руках вернулись,
бирюк исчез. На вопрошающий взгляд доктора председатель поспешил
разъяснить:
- Сказал, что прошвырнётся тут рядом в скверике и вернётся.
В кабинет заглянул драчун, который на время упустил доктора из поля
зрения, пока был в туалете.
- Жрать принесли? - спросил он, бесцеремонно запуская руку в пакет.
- И средство для лечения нервов, - улыбаясь, добавил седой мужчина,
доставая из кармана шкалик.
-189-
- Послушайте, доктор, - несколько агрессивно начал догматик, не
дожидаясь, пока все рассядутся. - Я занимаюсь идеологией и полжизни
за это место положил, не говоря уже о материальных и нервных
издержках. А вы пришли сюда и сразу же хотите взять нас в оборот.
- Я делюсь с вами своими мыслями, а ваш ум имеет право сделать свой
выбор, - спокойно произнёс доктор.
- А если мне на всё начхать? - злобно усмехнулся догматик, и даже
председатель удивлённо вскинул бровь.
- Если вам начхать лично на меня, то это ваше право, - спокойно
произнёс доктор. - Ни мне ни вам это ничем не навредит. Однако
отказываться от того права выбора, который я предлагаю - неразумно.
Допустим, человек, попавший в тюрьму, начинает понимать, что он
стоит перед выбором, и его ум выбирает ту модель поведения, которая
позволит ему выжить в тюремной обстановке. Я предлагаю вам ту
модель, которая позволит нашим детям выжить. Я вас не в оборот беру,
а рассказываю о модели, которая, по моему мнению, позволит нашим
детям по-человечески счастливо жить. Согласитесь вы со мной или
нет - это право вашего ума. Я вас спрашиваю о выборе, который
касается детей. Если вам начхать на них, то, значит, вам безразлична
и память о вас.
- Вы лучше скажите, что за модель выбирают в тюрьме? - с усмешкой
поинтересовался догматик.
- Всего ничего, - ответил доктор. - В тюрьме разумнее всего
отказаться от прежних привычек и нельзя вообще к чему-либо
привыкать. Просто там можно стать заложником своих привычек и тем
самым уязвимым для сокамерников. Они в любой момент могут лишить
любимой привычки, а это всегда больно. Что касается нашего случая,
то я считаю, что вы стали заложником своей идеологии. Я понимаю, что
причиняю вам боль, когда предлагаю нечто более разумное, чем ваша
идеология.
- И вы думаете, я соглашусь с тем, что природа мудрее, чем
человек? - возмущённо произнёс догматик?..
- Боюсь, что вы просто вынуждены будете согласиться с этим, исходя
хотя бы из следующей элементарной логики...
- Никакой логики не надо, доктор, - с усмешкой вмешался драчун. - У
него каждое выступление начинается и кончается словами, что надо
любить детей и учиться у природы её мудрости. Поэтому сейчас
бесится, что вы его же изречениями давите.
Догматик помрачнел, и по его напряжённому виду доктор понял, что не
стоит лить масло в огонь.
- Тогда прошу принять во внимание, - уже спокойнее продолжил
доктор, - что наш ум под воздействием идеологии может наделать
множество катастрофических глупостей. К примеру, в одной из стран
одному человеку своей идеологией удалось одурманить сознание целой
нации. Своей идеологией он сумел в сознании нации зло
трансформировать в добро. Потребовалось море людской крови, чтобы
разрушить его пагубную идею расового превосходства. Разве подобное в
природе возможно? Так кто же мудрее? - не удержался он от едкого
вопроса, а догматик демонстративно отвернулся.
Председателя эта тема всегда интересовала, и он миролюбиво попросил:
- Доктор, поделитесь, пожалуйста, своей точкой зрения, как одному
человеку, на самом деле, удалось оболванить целую нацию, и его блажь
обернулась гибелью миллионов людей?
- Добавлю от себя, что это был свободный выбор большинства нации, -
начал свой рассказ доктор. - Технология навязывания какой-либо
идеологии массам довольно проста. Человек чахнет от безразличия
окружающих к нему, но, если какая-то идеология дарит ему чувство
востребованности и удовлетворения, то он становится её невольным
пленником. Всё очень просто. Надо проявить хотя бы минимум заботы и
внимания к человеку, чтобы он почувствовал свою востребованность, а
главное - обещать светлое будущее детям. Человек невольно тянется к
такой идеологии, и её цели легко объединяют людей. Приведу маленький
пример объединения. Помните, в трофейных кинокадрах показывали
массовые качания людей за кружкой пива? Наверно, немного смешно было
видеть, как взрослые люди, будто дети малые, качаются из стороны в
сторону. А ведь это один из эффективных приёмов единения людей в
мощный кулак. Представьте себе, что такое раскачивание в унисон
вводит людей в состояние транса. Резонанс настраивает всех на единый
лад, а души испытывают радость в гармонии единения. Если такой
компании бросить клич, что кто-то мешает их гармонии, то образ
смертельного врага мгновенно будет готов. Теперь представьте, что
все надежды на будущее связаны с одним человеком - главой
государства. Естественно, связи человека с внешним миром, так или
иначе, переплетутся с его именем. В данном случае, дело дошло до
абсурда. Тысячи женщин вышли на площадь, скандируя о своём желании
иметь ребёнка от кумира, чтобы его род жил вечно. Представьте себе,
что он удовлетворил их желание, отрядив на эти цели своих самых
здоровых солдат.
Догматик резко обернулся и, скорее радостно, чем возмущённо,
произнёс:
- Какое падение нравов!
Седой мужчина прикрыл ладонью улыбку, а доктор продолжил:
- Говорите, падение нравов? А ведь в сознании людей он сумел это
падение трансформировать во взлёт национального самосознания. Он
просто узаконил это падение как норму нравственности, а на
государственном уровне обеспечил заботу о матерях и о будущем
потомстве. То, что безнравственно в вашем понимании, легко
трансформируется в нравственность, если за всем этим стоит
государство со своей армией, полицией, идеологией. Но это только
начало. Когда обратные связи под контролем, то уже можно
воздействовать на прямые связи, то есть активизировать людей на
прямые действия. Быстрее всего человека можно активизировать в
условиях вседозволенности. Представляете, какая вакханалия начнётся
у нас в городе, если людям внушить, что они безнаказанно могут
грабить?
- Да кто ж такое позволит? - рассмеялся драчун. - Наше правительство
не любит конкуренции.
Кроме председателя все рассмеялись, а доктор продолжил мысль
драчуна:
- А если не жадничать и на государственном уровне грабёж
замаскировать под механизм достижения высших целей, и вдобавок с
людей снять ответственность за убийство? Ведь совесть в людях
просыпается, когда есть ответственность. Когда нет ответственности,
то будьте уверены, что человек отыщет ещё тысячу оправдательных
причин на тот случай, если совесть вдруг проснётся... Идеологическая
обработка мозгов вкупе с экспансивными выступлениями главы
государства - и белые одежды для преступления готовы. По формуле
<цель оправдывает средства> этому извергу удалось внедрить свою
систему ценностей и ненависть к живому человеку. Для большей
убедительности, что самые жестокие средства оправданы высшей целью,
он объявил, что все грехи берёт лично на себя. Он взял на себя
ответственность за преступления, которые ещё не совершены.
Доктор не удержался и с возмущением продолжил:
- Понимаете? Он дал зелёный свет преступлениям, которые могут быть
содеяны в будущем. Понимаете, какую вседозволенность он внедрил в
сознание людей? Модель новой веры, да ещё и с живым <Спасителем>,
сработала. Сознание нации было искажено, а право разума на свободу
выбора обернулось миллионами жертв, - доктор перевёл дыхание. -
Истории свойственно повторяться, потому что ум человека всегда может
зло выдать за добро.
- Доктор, история не просто повторяется, а она уже заикается на
одном и том же месте, - пошутил драчун.
Доктор улыбнулся и продолжил:
- Именно для того, чтобы излечить историю от заикания, я так
настаиваю на сознательном внедрении независимых созидающих принципов
в нашу жизнь. Только в этом случае законы жизнеустройства человека
окажутся вне власти амбиций ума на господство.
- Вы абсолютно правы, - воскликнул седой мужчина. - Законы не должны
быть в зависимости от амбиций ума. Только так можно исключить
повторение трагедий.
- Может быть, кто-то придерживается иной точки зрения?
Высказывайтесь, - предложил доктор.
Председатель успокаивающе произнёс:
- Полно вам, доктор. Среди нас нет нацистов.
- Я надеюсь, - серьёзно продолжил доктор, - что только по неведению
о корнях нацизма творится политика создания одноязычной,
мононациональной и монорелигиозной страны. А ведь эта идеология
просто кастрирует мировоззрение людей.
- С чего вы так решили? - хмуро спросил председатель.
- А разве вы сами не наблюдали за собой, что какие-то обычаи,
национальная музыка, танцы, совершенно чуждых народов чем-то
импонируют вам и даже любимы? - стал объяснять доктор. - Будто они
несут в себе нечто родное и понятное душе. Понимаете, одноязычие
лишает человека гибкости ума. С одноязычием уму нечего сопоставлять,
он лишается компонентов для взаимодействия. Мозговой деятельности
нужна пища, которую дарит многообразие ощущений. Представьте,
насколько обогатилось бы наше мироощущение, если бы мы понимали
смысл образов, заложенных в иероглифах. Язык ведь не только средство
общения, а ещё и глубокая философия, которую невозможно вытравить.
Вы только вдумайтесь, сколько смысла заложено в словах. Со-знание -
это совместное знание, рассудок - это раздвоенно судящий. А сколько
смысла заложено и в других словах, и в других языках? Теперь
представьте, насколько скудную пищу мозгу даёт жизнь с одноязычным
менталитетом и соответственно уплощёнными эмоциями. Такие люди с
трудом адаптируются в новых условиях, склонны к нервным срывам... -
доктор обратил внимание на мрачный вид председателя и успокаивающе
произнёс:
- Однако, нет смысла зря страсти накалять. Модель, которую я
предлагаю, смогут претворить в жизни те, кто ещё не родились на
свет. Так что существующей идеологии ещё жить и жить.
http://sakart.masterscity.net/ - авторский сайт
Best regards, Sakart mailto: saka***@f*****.am