Re: Конституция и с чем её едят (Продолжение)
Доктор улыбнулся в ответ и сказал:
- Эта нелогичность вытекает из того, что ваш ум строит логику,
исходя из понятий мира следствий, а в мире причин всё строится
совсем иначе. Нет там урн для голосования. Напомню вам, что
побудительная причина заключается в желании людей жить лучше, а не в
выборе лучшего правителя. Поэтому... - попытался объяснить он, но
его прервали.
- Чушь всё это! Чепуха! - внезапно очнулся догматик. - Что, мало
было хороших принципов? Который из них заработал? Помните? От
каждого - по способностям, каждому - по труду. Кто скажет, что этот
принцип был плох?
- Я вам отвечу, - произнёс доктор. - Для реализации любого принципа
надо быть принципиальным до конца, - но теперь седой мужчина перебил
его и, обращаясь к догматику, сказал:
- Забыл, как способности человека определялись? Независимым
принципом или личными симпатиями? Естественным образом или нажимом
сверху? Теперь понял?
Догматик в ответ усмехнулся и нараспев промолвил:
- Лично я предпочитаю ласкание снизу, - а затем жёстко продолжил:
- Я-то понял. Вот только непонятно, кто же из вас согласен лишить
себя удовольствия казнить и жаловать?
- Никто не согласен, - вмешался драчун. - Поэтому-то и тычемся, как
слепые котята. Как ёжики бегаем вокруг бочки и сетуем, что забор не
кончается. Доктор прав. Все наши принципы - блеф, а система
выборов - профанация. На избирательных урнах так бы и надписал: <Без
дураков - для дураков>. Разве не так?
Все мгновенно замолчали, а злорадная улыбка пробежала по лицу
председателя при мысли, что и это высказывание записалось. <Ещё
посмотрим, кто на выборах победит. Совсем обнаглел>, - подумал он.
- Дайте же доктору, наконец, высказаться, - возмущённо продолжил
драчун. - Доктор, вы остановились на том, что ум председателя витает
где-то там, в мире следствий.
Председатель насупился.
- Это касается всех нас, - с виноватой улыбкой произнёс доктор. - В
материальном мире наш ум оперирует только со следствием. Сами
подумайте: чем занят ум? Только обдумыванием и решением сиюминутных
проблем. Жизнь рождает сотни поводов, вынуждающих ум заниматься
только и только проблемами следствия, а не истинных причин. За этим
нагромождением следствий от последствий, уму дальше собственного
носа не видать.
- Потому-то и выходит, что хотели как лучше, но получилось как
всегда, - рассмеялся драчун и, добавил:
- А вот когда уже совсем не надо, то всё-таки можем лучше, - и,
поперхнувшись, сквозь кашель прохрипел:
- Извините, доктор. Продолжайте, - но на этот раз вмешался догматик.
- Доктор, удовлетворите моё естественное любопытство, - как же это
по-вашему следует умно жить, чтобы не выглядеть дураком, когда все
вокруг хапают от жизни? - ехидно спросил он.
- Фу, как грубо! Хапают! - деланно возмутился драчун. - Все знают,
что не в деньгах счастье. Просто каждый обязательно хочет убедиться
в этом лично.
<Вот хам!> - подумал председатель, но не удержался и сам тоже
улыбнулся.
- В действительности - это сложный вопрос, - несколько иронично
начал доктор, - поскольку никто не знает, где заканчивается дурак и
после чего начинается умник. К тому же неизвестно, как скоро амбиции
ума положат конец всем умникам, дуракам, да и всему живому на
Земле, - продолжил он. - Если руководствоваться только умом, то
всегда можно оказаться в дураках. Умные животные ведь тоже есть, а
человек тем и отличается от умной лошади, что он к тому же разумный.
Даже пословица есть: <Умён, да не разумен>, или <Сошлись умами -
разошлись дураками>. Наш ум является тактиком в мире следствий. Ум
лишён стратегических целей, ориентиров, вытекающих из мира причин.
Мишура внешнего мира, взятая в качестве эталона жизни, рано или
поздно, приводит ум или к широкомасштабной трагедии, или к
индивидуальному душевному расстройству. Даже принцип естественного
отбора лучшего, о котором я говорил, далеко не причина, а всего лишь
следствие взаимодействия людей... Человек должен быть востребован
обществом, и во взаимодействии с людьми - на равных условиях быть
причастным к жизни. Только так он ощущает себя Человеком. В
противном случае человек возмущённо говорит: <Разве это жизнь?>
Председатель удивлённо покосился на доктора, а тот пояснил:
- Думаю, вы обращали внимания, что люди с выходом на пенсию будто
гаснут. Заслуженный отдых зачастую оборачивается осознанием своей
никчемности. А ведь самое главное для человека - это ощущение
причастности к жизни. Наличие друзей или прогулки с внуком уже
намного удлиняют жизнь пенсионера. Даже ушедший в небытие, закон,
направленный против тунеядства, служил для человека определённым
стимулом его востребованности обществом. Человеку необходимо, чтобы
он был бы обязательно востребован своим окружением, а во
взаимодействии с людьми был бы причастен к жизни - в этом суть
нормальной жизни человека на Земле.
- Доктор, да кто-ж для такой жизни Конституцию писать будет? -
удивлённо спросил председатель.
- Если по справедливости, то разработкой и написанием Конституции
Жизни надлежит заняться Конституционному Суду, как более ли менее
независимой структуре.
- Ладно, - занервничал председатель, - тогда скажите: в чём же её
принципиальное отличие от государственной Конституции?
- В чём принципиальное отличие? - переспросил доктор и на мгновение
задумался.
Best regards, Sakart mailto: saka***@f*****.am