Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Загадка личности Гомера



Загадка личности Гомера
2022-05-10 11:40 Редакция ПО

Мифы о Гомере

О жизни Гомера мы знаем немногое. Известные нам девять жизнеописаний, составленные различными античными авторами, включая Плутарха, Геродота и Платона, противоречивы и во многом неправдоподобны. Предками Гомера называют мифологических героев — певцов Мусея и Орфея. В роли отца выступает то Аполлон, то речной бог Мелет, то Телемах (сын царя Одиссея и Пенелопы). Матерью Гомера считают или музу философии, науки и эпической поэзии Каллиопу, или Метиду (богиню мудрости). Впрочем, есть версия, которая приписывает материнство прядильщице шерсти.

Неизвестным остаётся место рождения поэта. Большинство исследователей уверены, что Гомер родился на территории Малой Азии — в Ионии, но точное место остаётся загадкой. «Семь городов, пререкаясь зовутся отчизной Гомера: Смирна, Хиос, Колофон, Пилос, Аргос, Итака, Афины», — сказано в эпиграмме неизвестного древнегреческого автора. Когда родился автор поэм «Илиада» и «Одиссея», тоже не установлено, однако многие исследователи склоняются к мнению, что период жизни и творчества Гомера приходился на 8-й век до н. э.

Считается, что Гомер был аэдом — странствующим певцом и хранителем старинных поверий. Скитаясь по Элладе, он играл на четырёхструнной лире и пел людям о знаменитых героях и величественных богах, зарабатывая этим на жизнь. Гомер не учил грамоты, но имел хорошую память: он знал наизусть десятки тысяч стихотворных строк и владел набором традиционных поэтических приёмов, не употреблявшихся в разговорной речи. Состязаясь в Халкиде с автором произведений «Труды и дни» и «Теогония» Гесиодом, поэт давал ответы в стихах на сложнейшие загадки оппонента. Кроме того, считалось, что и в повседневной жизни Гомер использовал поэтический язык.

Биографы Античности замечали, что Гомер — не имя собственное, а прозвище, означающее, в зависимости от диалекта, «провожатый», «заложник» или «слепец». Традиционно мы представляем себе поэта слепым старцем, однако анализируя образы героев главных поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея», трудно представить, что слепец может заметить такое количество цветов. Поэт изображает русые кудри Ахилла и светлые волосы царя Менелая, «чёрные бобы» и «зелёные зёрна гороха». Это подтверждает, что в описании преобладают визуальные образы, а для слепых певцов (например, поэта Демодока из «Одиссеи») характерно изображение звуков, ощущений, запахов и чувств. И всё же, почему Гомер представляется нам в образе слепца?

Оказывается, Гомера изображали зрячим до 4-го века до н. э. Но, по свидетельству историка Плутарха, однажды Александр Македонский, под подушкой которого всегда хранился кинжал и список «Илиады», увидел сон. В нём поэт указал Александру на территорию для закладки великого города. «На море шумно-широком находится остров, лежащий против Египта; его именуют там жители Фарос». Именно на этом месте Македонский основал Александрию, где возвёл храм в честь Гомера. Но философы Александрии полагали, что обожествлённый поэт не мог иметь образ смертного человека с его «слепотой зрячести». Чтобы подчеркнуть избранность Гомера и его «зрячесть слепоты», поэт был изображён слепым.

Гомер — основоположник европейской литературы

Гомер создал две великие древнегреческие поэмы — «Илиаду» и «Одиссею». Современники полагали, что его вдохновила сама Каллиопа. Новаторство Гомера, определившее его как основоположника европейской культуры, заключается в введении принципа синекдохи (художественного тропа, в котором происходит перенос значения слова по принципу: часть вместо целого или наоборот). Разрабатывая сюжет произведения, поэт сосредотачивает своё внимание вокруг одного эпизода. Так, в «Илиаде» Гомер показывает только 51 день Троянской войны, длившейся 10 лет, а в «Одиссее» описывает лишь 40 дней из десятилетнего возвращения героя на родину. Концентрируясь на одном эпизоде, поэт достигает «оптимального» объёма, позволяющего подчеркнуть масштаб эпического действия в рамках среднего европейского романа. Можно сказать, что ограниченность ряда больших романов во времени (писательский приём, когда действие произведения укладывается в несколько дней или даже часов) предвосхитил именно Гомер.

Другой заслугой легендарного автора является то, что его поэмы написаны гекзаметром (шестистопным дактилем). В Элладе гекзаметр считался языком богов, созданным в храме Аполлона в Дельфах. Данный размер всегда произносился нараспев и был рассчитан на то, что поэмы воспринимались на слух. Гекзаметр придавал ритмике торжественность, неторопливость и мелодичность, при этом допуская различные сочетания интонаций и ударений, заключавших в себе «божественную» красоту стиха.

Как бы ни отразилось творчество Гомера на последующем развитии литературы, личность самого поэта так и остаётся загадкой, ответ на которую мы, скорее всего, так и не сможем узнать.

Александра Горбунова

 

 

Источник: https://diletant.media/articles/45319694



ФИОП: образовательные программы по матмоделированию материалов представят до конца года
2022-05-10 11:47 Редакция ПО

Ведущие университеты и научные организации страны разработают и представят до конца года образовательные программы по цифровому моделированию новых материалов. Об этом сообщили в четверг в пресс-службе Фонда инфраструктурных и образовательных программ (ФИОП).

В январе 2022 года ФИОП принял Стратегию развития цифрового моделирования новых материалов и совместно с представителями бизнеса выявил ряд вызывающих интерес материаловедческих задач для инновационного производства. С целью подготовки квалифицированных исследовательских команд весной 2022 был организован отбор университетов и научных организаций для создания образовательных программ по актуальным с точки зрения бизнеса тематикам цифрового моделирования.

"Исследовательским командам предстоит провести большую работу и к концу года представить результаты на публичных защитах перед экспертами, представителями бизнеса и инвесторами. Мы искренне рассчитываем, что вовлеченность научного сообщества в такие проекты будет способствовать созданию инфраструктуры для разработки новых материалов и внедрения их в производство", - говорится в пресс-релизе фонда.

По итогам отбора реализацией образовательного проекта "Цифровое моделирование новых водородо-аккумулирующих материалов для хранения и транспортировки водорода" займется Томский государственный университет; Новосибирский национальный исследовательский университет будет работать над "Цифровым моделированием системы "материал-покрытие" для производства деталей горячего тракта газотурбинных агрегатов"; питерский филиал НИУ ВШЭ - над проектом "Цифровое моделирование полупроводниковых мультислоистых наноматериалов для использования в новых лазерных гетероструктурах"). Курс по теме "Цифровое моделирование функциональных элементов и состава мембранно-электродных блоков электролизеров" разработает Институт проблем химической физики РАН; Институт металлургии и материаловедения им. А. А. Байкова РАН - проект "Цифровое моделирование коррозионной стойкости стали с помощью физически и химически обоснованных моделей"; Институт синтетических полимерных материалов им. Н. С. Ениколопова РАН - "Цифровое моделирование новых полимерных материалов для солнечной энергетики); Сколковский институт науки и технологий - "Цифровое моделирование новых термоэлектрических материалов".

В ФИОП отметили, что всю историю цивилизации человечество открывало новые материалы либо случайно, либо методом проб и ошибок. Но в прошлом десятилетии в методологии их поиска произошла революция. Благодаря развитию компьютеров и программных продуктов появилась возможность предсказывать кристаллическую структуру веществ, которая определяет их свойства.

Фонд инфраструктурных и образовательных программ (ФИОП) - один из федеральных институтов развития. Фонд первым в России начал работать в deeptech секторе по венчуростроительной модели и создал с нуля 900 стартапов. Фонд придерживается экосистемного подхода при выходе в новые технологии и рынки.

Источник: https://nauka.tass.ru/nauka/14558305



Зачем генсек ООН, где всем давно заправляют США, прилетал в Россию?
2022-05-10 11:51 Редакция ПО

26 апреля состоялся визит в Москву генерального секретаря ООН Антониу Гутерриша. Он провел переговоры и совместную пресс-конференцию с главой МИД России Сергеем Лавровым, а затем отправился на часовую встречу с Владимиром Путиным. 28 апреля Гутерриш планирует посетить Киев, чтобы пообщаться с Зеленским и Кулебой. Целью своего нынешнего турне генсек ООН провозгласил содействие скорейшему установлению мира на Украине. Этому, по его мнению, должно способствовать создание контактной группы по гуманитарным вопросам с участием представителей ООН, которая займется согласованием прекращения огня и открытия безопасных коридоров для эвакуации гражданских лиц и доставки необходимой помощи. На встрече с российским президентом Гутерриш дал понять, что хотел бы обкатать эту модель в Мариуполе, где возник "кризис внутри кризиса", обусловленный нахождением на "Азовстали" сотен мирных граждан. Намек на то, что эти люди вынуждены страдать по вине русских, характеристика спецоперации как "вторжения, нарушающего целостность Украины", претензии к России за то, что она не использовала для снятия своих озабоченностей ситуацией на Донбассе "большого количества механизмов, предусмотренных Уставом ООН", в т.ч. Международного суда, а также неуклюжая попытка объяснить бездействие Организации в связи с саботажем Киева Минских соглашений тем, что она не была представлена в Нормандском формате, четко указывают на ангажированность главного международного чиновника и его нежелание воспринимать российские аргументы. Так, зачем же он вообще прилетал в Москву?

Бывший лидер португальских социалистов и экс-глава Социнтерна Антониу Гутерриш за время пребывания на посту генсека ООН (его он занимает с 1 января 2017-го, а в прошлом году был переизбран на второй пятилетний срок) посетил Россию пять раз. Но если четыре предыдущих визита носили главным образом светско-представительский характер (он дважды гостил на ПМЭФ в 2017-м и 2019-м, встречался с Патриархом, ходил в Большой театр на "Травиату", выступал перед "валдайцами", получал диплом и мантию почетного доктора МГИМО и т.д.), то нынешний приезд 72-летнего португальца в нашу страну проходит по разряду "добрых услуг", являющихся одним из важных направлений деятельности главы Организации. Вот какое определение дается этому понятию на сайте ООН:

"Одним из наиболее важных направлений деятельности Генерального секретаря является использование его "добрых услуг" – шагов, предпринимаемых как публично, так и в конфиденциальном порядке на основе его независимости, беспристрастности и добросовестности для предотвращения возникновения, эскалации или расширения масштабов международных споров".

И формально всё выглядит именно так – Гутерриш летит в Москву, а затем в Киев, чтобы склонить стороны к прекращению конфликта и способствовать его решению дипломатическим путем. На прошлой неделе он уже выступал с инициативой установления перемирия на время празднования Пасхи с 21 по 24 апреля.

Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш:

"Я призываю русских и украинцев прекратить огонь и изыскать пути для обеспечения безопасности огромного числа людей, находящихся в непосредственной опасности. В ходе четырехдневного празднования Пасхи необходимо объединиться ради спасения жизней и продолжения диалога, с тем чтобы положить конец страданиям на Украине".

Но Москва на хитрость главного ооновца не повелась, расценив эту затею как лицемерную и популистскую: призывая Россию и Украину прекратить огонь на Пасху, генсек ООН "забыл" заодно потребовать от стран Запада хотя бы на этот период остановить поставки вооружений для ВСУ.

Из этой же серии и нынешнее предложение Гутерриша о контактной группе по гуманитарным вопросам и организации при активном участии ООН и МККК эвакуации гражданских лиц из Мариуполя.

Из выступления Генерального секретаря ООН Антониу Гутерриша на пресс-конференции по итогам переговоров с Сергеем Лавровым 26 апреля 2022 года:

"Я предложил координировать работу ООН, Международного комитета Красного Креста, Украины и Российской Федерации, чтобы обеспечить безопасную эвакуацию тех гражданских лиц, которые хотят выехать с территории завода "Азовсталь" и из других частей города в любом направлении, которое они выберут, а также чтобы доставить необходимую гуманитарную помощь".

Так и хочется поинтересоваться у товарища Гутерриша (социалист как-никак), где он был раньше со своими "проектами", когда нацисты "Азова" и боевики ВСУ терроризировали мариупольцев, убивая их без разбора, не давая выбраться из зоны боев и прикрываясь женщинами и детьми как живым щитом? Почему генсек ООН озаботился "кризисом в кризисе" только, когда город уже начал возвращаться к нормальной жизни, а по его жилым кварталам больше не долбит бандеровская арта? Неужели он не в курсе, что русские солдаты и ополченцы Донбасса ежедневно предлагают всем находящимся на "Азовстали" выходить оттуда, прекращая для этого огонь и подгоняя к заводу транспорт для эвакуации, по которому "воины света" норовят достать из минометов?

Ответ на эти вопросы может быть только один – кому-то очень нужно вытащить с "Азовстали" под видом "гражданских лиц" засевших там иностранных наемников и натовских инструкторов, пока они не попали в руки русских. И для этого задействуются все возможные "инструменты", включая генсека ООН.

Как бы ни было обидно пожилому португальскому политику, в данном случае он выступает (возможно, втемную) именно в роли инструмента, озвучивая то, что ему поручено.

С другой стороны, а почему ему должно быть обидно? За время своей каденции Гутерриш не принял никаких мер, чтобы остановить процесс превращения ООН в площадку для реализации интересов США и Великобритании. Трудно не согласиться со справедливыми упреками Лаврова, уличившего на вчерашней пресс-конференции Секретариат Организации в многолетнем игнорировании отказа Украины выполнять Минские соглашения и устроенного ВСУ и добробатами геноцида на Донбассе, что и привело к нынешнему конфликту, в котором та же ООН обвинила Россию.

И в Москву генсек ООН прилетел как раз в то время, когда в странах Запада, несмотря на тотальную заукраинскую пропаганду, люди все чаще стали задаваться вопросами, а точно ли Путин виноват в непрерывном росте цен на продукты питания, бензин и электричество, и почему США, ЕС и НАТО "добиваются мира на Украине" исключительно путем санкций и отправки туда все новых вооружений?

Главная цель заведомо провального "миротворческого" визита Гутерриша – перебить повестку и отвлечь внимание западной общественности, вновь сосредоточив его на "нежелании Москвы вести диалог о прекращении боевых действий". И ни о какой "независимости, беспристрастности и добросовестности" генсека ООН в этой операции прикрытия под флагом "доброй услуги" не может быть и речи. Приехав в Россию, он в соответствии с отработанным заданием озвучил заранее заготовленные, оторванные от реальности и не учитывающие стремления киевских властей и их кураторов воевать до последнего украинца "гуманитарные" идеи, пропустив мимо ушей то, что ему пытались донести Лавров и Путин.     

Теперь португалец съездит к Зеленскому и Кулебе, которые не преминут воспользоваться очередной возможностью рассказать новому слушателю "правду о зверствах агрессоров и страданиях украинского народа", а после этого западные СМИ вновь забьются в истерике, обвиняя Россию в нежелании мира и требуя отправить "сражающейся нации" новые дроны, РСЗО, ракеты, артсистемы, танки, вертолеты…    

Обратим внимание на еще один важный момент – 26 апреля, как раз когда Гутерриш гостил в Москве, Генассамблея ООН приняла резолюцию, призывающую постоянных членов Совбеза после использования права вето публично давать объяснения такого решения. Ее формальным автором выступило карликовое Княжество Лихтенштейн, которому до сих пор не было никакого дела до геополитики. Резолюцию приняли без голосования, ибо ее заранее поддержали более 60 государств, включая США. Все они (вот сюрприз) дружно голосовали и за резолюцию, осуждающую "русское вторжение на Украину".

А теперь угадайте с трех раз, кого первым (а также вторым и третьим) попросят дать разъяснения по поводу наложенного вето в Совбезе? Конечно, делать это необязательно, зато какой замечательный инфоповод можно будет сделать из такого отказа.       

Так что Гутерриш слетал в Россию не зря – и миротворцем себя показал, и поручение кураторов выполнил и внимание от очередного антироссийского демарша на площадке ООН отвлек. Молодец, одним словом.

Леонид Маринский

Источник: http://narpolit.com/politicheskij-pejzazh/zachem-gensek-oon-gde-vsem-dav...



Неожиданные социальные последствия санкций против России
2022-05-10 11:53 Редакция ПО

1. Очевидно, что снижение объёмов и понижение ценовой категории импорта пиелитов роскоши, как и вообще премиального потребления, в целом является благом для страны. Думаю, то обстоятельство, что в ближайшие годы здесь не будет продан ни один Феррари, Бугатти или Ламборгини, наполнит законной гордостью сердца простых россиян.

2. Уход знаменитых брендов имеет много аспектов. Среди них есть и позитивные. Так, очевидно, что резко сократятся расходы на рекламу всего знаменитого, что с одной стороны позволит перераспределить усилия маркетологов в пользу недораскрученных отечественных товаров, а с другой стороны, вообще уменьшит рекламные бюджеты, то есть несколько изменит характер телевидения и т. п.

3. Не может не уменьшиться и финансирование строительного комплекса. С одной стороны, затормозится разбухание мегаполисов, с другой стороны, в силу описанных выше причин, мегаполисы перестанут быть или станут в меньшей степени быть местами демонстративного потребления, избыточной праздности, вообще всего, что день и ночь свидетельствует о процветании.

4. Снизится необходимость и возможность привлечения иностранной рабочей силы. Это касается всех областей — от курьеров до университетской профессуры. Курьерами могут работать школьники допризывного возраста, а профессуру и свою некуда девать. Но, конечно, очень важно, чтобы впоследствии, после нормализации, все это не вернулось, чтобы западные специалисты не взъезжали к нам надменно на своих Бугатти, демонстративно играя бриллиантовыми перстнями и жуя свои ананасы с чёрной икрой.

Источник: https://actualcomment.ru/neozhidannye-sotsialnye-posledstviya-sanktsiy-p...



цитата
2022-05-10 11:54 Редакция ПО
Соберите всех великих учителей вместе в одной комнате, и они будут согласны во всём друг с другом. Соберите вместе их учеников, и они во всём будут спорить друг с другом.


«СберБанк Онлайн» запустил новый сервис для всех получающих соцвыплаты на карту
2022-05-10 11:57 Редакция ПО

Сообщается о появлении в мобильном приложении «СберБанк Онлайн» нового сервиса для россиян, которые получают на банковскую карту Сбера заработную плату, социальные выплаты или пенсию.

Теперь клиенты банка могут воспользоваться новым разделом «Поступления», в котором можно заказать справку или выписку о размере начисляемых выплат, получить сведения о бонусах и скидках на продукты банка и др.

«Раздел «Поступления» актуален для каждого, ведь в нём можно найти не только историю начислений, но и полезные бонусы и сервисы, доступные всем получателям выплат от работодателя или государства», — говорит директор дивизиона «Социальные и зарплатные решения» Сбербанка Екатерина Гарцева.

Источник: https://solenka.info/sberbank-onlajn-zapustil-novyj-servis-dlja-vseh-pol...



Улыбнись!
2022-05-10 12:00 Редакция ПО

Чем занимаются экономисты? Оказывают услуги по запутыванию происшедшей ситуации (экономический анализ), по запутыванию текущей ситуации (экономическое консультирование) и по запутыванию будущей ситуации (экономические прогнозы).



"Аспекты мнений". Владимир Савичев
2022-05-10 12:01 Редакция ПО


"Аспекты мнений". Владимир Савичев
2022-05-10 12:04 Редакция ПО
lenta_video: 


Об отборе кандидатов в аналитики и их подготовке
2022-05-10 12:09 Редакция ПО

ПЕТРОВ Вячеслав Константинович – кандидат философских наук, главный редактор сайта «Политическое образование», научный руководитель Школы молодого этнополитолога, член Экспертного совета при Федеральном Агентстве по делам национальностей (vp230754@mail.ru)

ПЕТРОВА Марина Юрьевна – кандидат психологических наук, заместитель главного реактора сайта «Политическое образование», эксперт Школы молодого этнополитолога (mp210260@ mail.ru)

ХАЗИМУЛЛИН Олег Максимович, аспирант БашГУ, факультет психологии, педагог-психолог ГБУ РБ Республиканский центр психолого-педагогической медицинской и социальной помощи (oleghk@gmail.com)

 

Аннотация. Авторы пытаются найти ответы на следующие вопросы: как отбирать кандидатов в аналитики, чтобы не затрачивать время на профнепригодных; к чему их готовить и чему обучать.

Предполагается изучать в динамике психологические особенности будущих аналитиков и аналитической деятельности в целом.

Для становления профессионального аналитика не менее важна профессионально структурированная программа обучения, состоящая из трех этапов: знакомство с теоретическими основами (теория познания, общая теория систем, теория управления, синергетика, теория игр); изучение специфики аналитической деятельности и практическое освоение необходимых навыков.

Ключевые слова. Аналитик, аналитическая деятельность, методика отбора кандидатов в аналитики, программа обучения аналитиков.

 

Можно сколько угодно рассуждать о сложности протекающих сегодня процессов, необходимости адекватной реакции на них. Вопрос только в том, где те профессионалы, которые смогли бы понять, что же действительно происходит, докопаться до истины или по крайней мере близко к ней подойти, предложить варианты этого самого реагирования и довести все это до лиц, принимающих решение. Ключевое слово здесь «понять», а тот, кто хочет понимать – занимается самым важным делом в жизни. Прав Михаил Веллер когда говорит, что «из всех человеческих “специализаций” и функций главнейшая и первая – пониматель».[1] А профессиональный аналитик – будь то политика, разведка, наука и пр. – это и есть профессиональный пониматель.

Только где таких взять? Как отбирать, чтобы попросту не затрачивать время на тех, кто к этой профессии профнепригоден? И к чему готовить и чему обучать?

Задуманная нами серия статей, три из которых уже вышли в журнале «Власть» в 2020-2022 гг., как раз об этом. В одной них изложен новый подход к подготовке профессиональных аналитиков; вторая посвящена организации информационных потоков и управлении ими как неотъемлемой функции аналитика; в третьей? исходя из своеобразия и уникальности русского языка доказывается существование специфической русской аналитики, и постулируется необходимость овладения аналитиком всем богатством русского языка. Во всех материалах обозначены бросающиеся в глаза недостатки в работе большинства современных аналитиков – непонимание сути аналитической деятельности, пренебрежительное отношение к работе по сбору и обработке информации и поверхностное знание русского языка.

Безусловно, этим «болевые точки» в аналитической работе не ограничиваются. Их значительно больше, но даже не это главное. Главное в том, что все они так или иначе являются следствием недопонимания аналитиками специфики самой аналитической работы, ее психологических особенностей. Ведь в любой сфере человеческого познания – вроде бы владеешь необходимыми техниками и технологиями, но без души, без переживаний, без стремления к самосовершенствованию – мало чего можно добиться.

Другими словами, аналитик должен быть личностью с большой буквы, его должны отличать не труд, не работа, а кропотливая, ежедневная, многогранная, творческая деятельность, понимание своей принадлежности к большому экспертно-аналитическому сообществу, состоящему из таких же профессионалов, как он. Если у человека есть потенциал к этому, внутренняя убежденность, что без этого нельзя, его можно рассматривать как кандидата в аналитики, и вкладывать в него весь свой наставнический пыл.

Важно изучить в динамике психологические особенности будущих аналитиков и аналитической деятельности в целом, выделить устойчивые качества, присущие успешным аналитикам, изучить мотивационную структуру личности, в частности, профессиональную мотивацию, способы ее формирования и поддержания. Это изучение должно сопровождать весь цикл обучения, профессионального становления и развития специалиста по мере накопления его опыта.

Как видим, проблема отбора и подготовки аналитиков сложна и многогранна. Пока все внимание сосредоточено на втором, т.е. на обучении, а первый вопрос – из кого выбирать – остается как бы за скобками. Вместе с тем именно профессиональный отбор во многом предопределяет успешность образовательного процесса и последующего безболезненного вхождения в профессию.

В крупных компаниях такая работа ведется, создаются всевозможные оценочные центры, привлекаются высококлассные психологи и психоаналитики. Однако все эти бизнес-структуры озабочены поиском персонала на конкретные вакансии, для решения конкретных функциональных задач, требующих конкретных психологических и эмоциональных качеств. Весь инструментарий заточен под это, так как слишком дорого и хлопотно заниматься отбором сотрудников впрок. Мало кого интересуют широкие познания кандидата, которые надо еще суметь «приспособить» под определенную работу. При этом отсутствие глубоких базовых знаний у работника не позволяет объективно оценивать его возможности даже при условии успешности работы. Для аналитической деятельности это особенно актуально.

В процессе глубокого изучения будущего аналитика нам необходимо найти ответ на целый ряд вопросов: 1) какие устойчивые психологические характеристики влияют на способность аналитиком решения профессиональных задач; 2) как именно влияет профессиональное развитие на личность аналитика, через какие этапы профессионального становления проходит аналитик; 3) как в процессе профессиональной деятельности деформируется личность, какие факторы определяют выгорание молодого специалиста; 4) какие психологические методы помогут оценить будущую успешность специалиста на этапе обучения?; 5) какова структура профессиональной мотивации успешного аналитика?; 6) каковы особенности адаптации к вызовам профессиональной деятельности аналитика?

Задача, которую нам предстоит решить, можно разбить на три подзадачи:

1) определение структуры профессионально важных качеств и свойств личности кандидата,

2) создание методики их диагностики и замера,

3) выработка методики «подтягивания» этих качеств до приемлемого для аналитической работы уровня.

Попытаемся предельно кратко на них остановиться.

Задача 1. Определение структуры профессионально важных качеств и свойств личности кандидата.

Мы должны рассматривать компетентность как совокупность: ключевых образовательных компетенций, выполняемых по различным видам деятельности; профессиональных и личностных качеств будущего аналитика; норм и ценностей, на которые опирается начинающий специалист; его базовых знаний в различных дисциплинах.

Для этого на первом этапе мы выделяем базовые профессиональные качества, характерные для лиц, занимающихся интеллектуальным трудом. Здесь нет проблем. В последнее время по данной проблеме опубликованы десятки исследований, в которых перечень таких качеств определен.[2]

Отметим, что он включает в себя широкий спектр разных качеств – от природных задатков до профессиональных знаний, получаемых в процессе профессионального обучения и самоподготовки; особенности личности (мотивация, направленность, смысловая сфера, характер), ее психофизиологических (темперамент) и психических процессов (память, внимание, мышление, воображение).

Эксперт в области разработки новых идей А. Ванганди выделил 20 наиболее важных и значимых качеств, отвечающие за процесс увеличения творческого потенциала, среди которых особо отметил способность вникать в суть проблемы, быстроту, гибкость и оригинальность мышления.[3]

В свою очередь, российский психолог АВ. Карпов предлагает разделить в самом общем виде все профессионально значимые качества на 3 основные группы:[4]

- абсолютные – необходимые для выполнения деятельности как таковой на минимальном допустимом или нормативно заданном, среднем уровне;

- относительные – определяющие возможность достижения субъектом высоких («над нормативных») количественных и качественных показателей деятельности;

- анти-качества – противоречащие тому или иному виду профессиональной деятельности.

И добавить к ним мотивационную готовность к реализации той или иной деятельности даже в случае недостаточного уровня развития других важных качеств.

Мы поддерживаем мнение А.К. Марковой, профессора РАНХиГС, о том, что компетентного аналитика отличают самостоятельность и ответственность, способностью и умение выполнять трудовые функции аналитика, основываясь на стройной структуре внутренней мотивации, знаниях, интеллектуально и личностно-обусловленном опыте социально-профессиональной жизнедеятельности.[5]

Есть еще один важный момент, мимо которого мы не могли пройти. Речь идет о когнитивном стиле познающего субъекта, природе его когнитивных (познавательных) процессов, влияющих на успешность профессиональной деятельности аналитика, на выбор способов достижения результата. Это способ познания, который позволяет людям с разными способностями добиваться одинаковых результатов в деятельности.

Психологи выделяют следующие важные характеристики когнитивного стиля:[6]

- поленезависимость, позволяющая аналитику акцентировать внимание лишь на тех аспектах проблемы, которые необходимы для решения конкретной задачи, независимо от интенсивности информационного шума (невербальный интеллект, аналитичность мышления, способность к пониманию сути);

- рефлексивность, т.е. склонность к рассудительности (способность к формированию понятий, продуктивность стратегий решения логических задач);

- гибкость, т.е. способность аналитика к изменению установок и точек зрения в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- когнитивная эквивалентность, характеризующая способность аналитика к различению понятий и разбиению их на классы и подклассы.

Важно уже на стадии отбора выявлять предпосылки формирования такого стиля и обеспечить его развитие в процессе обучения и становления аналитика.

Второй этап предполагает выделение из этого перечня тех качеств, которые характерны для аналитической деятельности. Вот здесь уже есть проблема. Сходу эту задачу не решить. Необходимо будет провести соответствующие исследования, включающие в себя разработку подробной информационной модели самой аналитической деятельности от постановки проблемы, организации сбора и обработки информации, до ее осмысления и выдачи итогового аналитического продукта (а). После чего «привязать» необходимые для этого профессиональные качества аналитика к каждой операции и этапу по изучению объекта и доведению результатов анализа до заказчика(б). Добавим, что эти качества являются одновременно и предпосылками профессиональной деятельности, и ее новообразованиями, поскольку они динамично совершенствуются, преобразуются и развиваются в ходе решения аналитических зада.

Сама работа над подобной моделью даст большее понимание о сути и содержании аналитической работы, необходимых знаниях и навыках, что будет учтено при разработке курсов подготовки профессиональных аналитиков.

Задача 2. Создание методики диагностики психологических качеств у будущего аналитика и их «вычислении».

А) По существу, речь идет о выборе подхода к диагностированию профессионально важных качеств у будущего аналитика. По мнению психологов, речь должна идти о сочетании сценарного (неизменяемого во времени) и исследовательского (интуитивного, аdhoc) тестирований. Трудность здесь заключается в том, что аdhoc-тестирование потребует от психолога глубокого знания особенности психологических состояний испытуемого на каждом этапе аналитической деятельности (вот почему необходима ее модель). При этом не теряется цельное видение как самого кандидата, так и выполняемых им аналитических задач.

На первом этапе определяется тип личности кандидата (экстравертированный, сенсорный, рациональный, динамический с вариациями, всего 16 типов), далее последовательно изучаются его врожденные качества и свойства психики, важные не только для аналитической работы, но и выстраивании деловой коммуникации с заказчиком и другими аналитиками.

Вслед за этим важно выяснить скрытые мотивы соискателя (например, если мотивация сводится к получению большой зарплаты, то мы, как правило, зря потратим на него время). С этой целью можно использовать проективное тестирование психологического состояния личности, которое позволяет понять психологические проблемы, достоинства и стремления будущего аналитика. В отличие от темперамента, практически не поддающегося изменению, мотивационная сфера требует периодического изучения для выявления происходящих в ней изменений по мере освоения профессии аналитика.

Б) Замер выделенных качеств предполагает построение оценочных матриц, включающих количественные и качественные (это труднее) показатели. Задача решаемая.

Задача 3. Выработка методики «подтягивания» профессионально важных качеств до приемлемого уровня.

Это задача для психологов, требующая индивидуального подхода, формирования эксклюзивного набора психологических тестов, а при необходимости и тренингов.

В целом, как мы видим, «взращивание» профессиональных аналитиков – непростая задача, которую можно решить только сообща – высокопрофессиональными аналитиками, педагогами, психологами с большим опытом практической, научной и педагогической деятельности. Координатором могла бы выступить Ассоциация «Аналитика».

В заключении отметим, что сегодня уже появляются интересные исследования и разработки в это сфере, например, «Карта информационно-аналитической компетентности специалиста-аналитика» О.И. Шевченко и О.А. Субботенко из Академии Федеральной службы охраны, предпринявших небезуспешную попытку поставить в соответствие каждому из выделенных ими функциональных признаков (качеств аналитика) профессиональные компетенции аналитика.[7]

Одновременно с задачей отбора кандидатов в будущие аналитики, следует задуматься о наполненности учебной программы его подготовки. Что в самом общем виде должен включать учебный курс подготовки аналитика? Как нам видится, начинать следует с освоения не узко предметной области, но именно предметной, включающей в себя важнейшие теоретические достижения человечества, такие как теория познания, общая теория систем, теория управления, синергетика, теория игр, информационное моделирование, теория прогнозирования и т.д. На этом теоретическом этапе необходимо ознакомить обучаемых с познавательными возможностями, пределом использования, приемами выхода за границы возможного на основе междисциплинарного подхода. Это, т.н. «базовый», самый сложный, но и самый важный учебный модуль, т.к. с его освоением приходит понимание, что в аналитике нет места домыслам и фантазиям, что она должна давать предельно точное и чёткое понимание происходящих процессов и явлений.

Почему мы обращаем на это внимание? Потому, что узкое «опредмечивание» аналитика на ранних стадиях его обучения, по нашему мнению, является значительным упущением. При таком подходе в лучшем случае мы сможем прийти к использованию междисциплинарного подхода, но о трансдисциплинарности как принципе рассмотрения любого предмета исследования вне рамок научных дисциплин как продуктов специализации, говорить не приходится. Ведь если «дисциплинарный» специалист не имеет возможности вынуть ложку из наполненного жидкостью стакана или он изначально не знает, какая в действительности у нее форма, то он из-за разности преломления света в воздушной и водной средах будет исследовать и описывать то, что видит – «изогнутую» ложку.

Следующий этап (модуль) должен включать в себя доскональное изучение кандидатом в аналитики своей будущей профессии без какой-либо привязки к конкретным задачам. Он должен усвоить простую истину, что аналитика – это не про анализ, а про выявление (на основе событий, фактов) управляющих процессов и определение (максимально точное, насколько это возможно) алгоритмов их протекания. Он должен осознать мозаичность мира, научиться формировать собственную информационную картину, понять, что отсутствие знания о каком-либо событии или факте не играет критической роли, а в случае принципиальной необходимости восполнения данных он знает, из каких источников их получить. Он должен увязывать события и факты между собой, видеть их взаимосвязь, формировать общую картину взаимодействия различных реально существующих процессов, и при этом вычленять те события и факты, которые диссонируют с этими процессами выступают основой своевременного выявления ложной информации, что позволит ему в будущем избежать фатальных ошибок при анализе.

На этом этапе будущий аналитик должен последовательно овладеть двумя способами мышления. Первый заключается в конструировании последовательности состояний анализируемого объекта, каждый из которых фиксируется им как неподвижный, неизменный. Собственно, на нем основаны почти все известные технологии кадрового отбора. Второй предполагает сосредоточение внимания на процессах, в которых возникновение определённых состояний и их последствий является результатом воздействия потока причинно-следственных связей и управляющих воздействий.

Почему мы обращаем на это внимание? При овладевании лишь первым способом аналитик превращается в простого исполнителя, которым можно манипулировать, поскольку набор самих состояний и их последовательность являются лишь представлением самого аналитика и могут быть далеки от реальности в силу манипулятивного воздействия со стороны изучаемого объекта (пример – попытки понять природу этнополитического конфликта, мотивы и намерения противоборствующих сил). И только второй способ позволяет обеспечить единство процессно-образного и дискретно-логического мышления, что в психофизиологическом плане означает выработать навык согласованной работы левого и правого полушарий. Хороший пример: чтобы расширить «горизонт мировоззрения», распознать неподвижные объекты лягушка должна сама начать двигаться.

В сочетании с междисциплинарным подходом это позволит будущим аналитикам приобрести умение выявлять факторы среды, обусловливающие необходимость выработки управленческого воздействия, прогнозировать их влияние на настоящее и будущее состояния изучаемой системы с выработкой научно обоснованных предложений по их использованию или локализации негативных последствий и т.д.

Завершающий этап (модуль) программы должен носить чисто практический характер и ставить своей конечной целью – повышение информационной культуры обучаемых в целом. Будущим аналитикам предстоит получить практические навыки профессиональной обработки информации (сбор, анализ и структурирование; организация информационных потоков и т.д.), устной и письменной коммуникации, прежде всего деловой, работы в команде (представление своего видения проблемы и отстаивание своей точки зрения в ходе дискуссии). Особое внимание следует обратить на важность грамотной вербализации и компетентного оформления конечных аналитических продуктов, отвечающих требованиям заказчика.

Безусловно, это только абрис, набросок схемы обучения. На самом деле структура обучающих программ гораздо сложнее и детальнее. Но в этой статье речь главным образом идет о подходах к отбору и оценке потенциальных возможностей кандидатов в аналитики.

Мы надеемся, что данная статья положит начало дискуссии профессионалов о профессионалах в аналитике.

Статья подготовлена в рамках работы Школы молодого этнополитолога (Проект Фонда президентских грантов № 21-2-00592)

ABOUT SELECTION OF CANDIDATES FOR ANALYSTS AND THEIR TRAINING

Annotation. The authors are trying to find answers to the following questions: how to select candidates for analytics, so as not to waste time on the incompetent; what to prepare them for and what to teach.

It is supposed to study the psychological characteristics of future analysts and analytical activity in general in dynamics.

A professionally structured training program consisting of three stages: acquaintance with the theoretical foundations (theory of cognition, general theory of systems, management theory, synergetics, game theory); learning of the specifics of analytical activity and practical development of the necessary skills is suggested.

Keywords. Analyst, analytical activity, methodology for selecting candidates for analysts, training program for analysts.

 

PETROV Vyacheslav Konstantinovich, Cand.Sci. (Philos.), Editor-in-Сhief of the website «Political Education», Deputy Head of the Young Ethnopolitologist School, Member of the Federal Agency for Nationalities Expert Council (vp230754@mail.ru)

PETROVA Marina Yuryevna, Cand.Sci. (Psich.), member of the website «Political Education» editorial board, expert of the Young Ethnopolitologist School (mp210260@mail.ru)

KHAZIMULLIN Oleg Maksimovich, postgraduate student of BashSU, Faculty of Psychology, teacher-psychologist of SBI RB Republican Center for Psychological and Pedagogical Medical and Social Assistance (oleghk@gmail.com)

 

[1] М.И. Веллер «Пониматель»: Издательский Дом „Нева"; ОЛМА ПРЕСС; СПб., М.: 2000. С. 16.

[2] См.: Ганс Селье, От мечты к открытию: как стать учёным, – М., «Прогресс», 1987; Пономарев Я.А. Психология творчества // Тенденции развития психологической науки. – М.: Наука, 1988; Ильин Е.П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности. – С-Пб.: Питер, 2006; Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Психология труда, профессиональной информационной и организационной деятельности / Под ред. Б.А. Душкова. – М., 2005; Шелепова Е.С. О проблеме профессионально важных качеств субъекта трудовой деятельности. – Тверь: ТГУ, 2007.

[3] Ванганди А. Творческий подход к решению проблем. – Минск: Поппури, 2013.

[4] Карпов А.В. Понятие профессионально важных качеств деятельности. // Психология труда. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.

[5] Маркова А.К. Психология профессионализма. – М.: Международный фонд «Знание», 1996.

[6] Холодная М.А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. – М.: «Пер Сэ», 2002.

[7] Шевченко О.И., Субботенко О.А. Сущность и содержание информационно-аналитической компетентности специалиста-аналитика, обучающегося в ведомственном вузе. – Тамбов: Грамота, 2016. № 7(61): в 3-х ч. Ч. 1. C. 208-212.



В избранное