Молодая женщина пришла на прием к психологу
и жалуется на проблемы в общении с дочерью.
Особенно, по ее словам, не может найти с ней
общего языка при приготовлении уроков.
Женщину беспокоит то, что она давит на
девочку, кричит на нее и чувствует себя от этого ужасно, но не может в этот
момент остановиться.
Психолог предложил воспроизвести сцену
обучения дочери.
Женщина встала над стулом, где в ее
воображении сидела дочь и представила себе ситуацию. В этой воображаемой
ситуации дочь явно не понимала домашнего задания.
Психолог воспроизвести типичный диалог, но с
двух позиций:
- говорить фразы то от своего имени (мамы);
- отвечать от имени дочери, соответственно
стоя или садясь на стул.
Конфликт тут же стал явным: чем
больше давила мама, тем меньше понимала дочь, ее сознание буквально
отключалось, мама все больше раздражалась, ей тоже становилось плохо.
Психолог порекомендовал молодой женщине
просто спросить дочь, чего она не понимает, и предложить ей вместе (по-партнерски)
разобраться.
Оказалось, что у дочери сразу прояснилось в
голове, у мамы тоже, и они быстро нашли общий язык.
Но главное
произошло далее.
Молодая женщина, которая только что была
довольна результатом, вдруг изменилась в лице.
Она сказала, что вдруг увидела перед собой
собственную мать, стоящую над ней с ремнем. Она чувствовала
ужасное унижение.
Психолог предложил представить это
чувство униженности перед собой на стуле. Им оказался образ
маленькой, как Дюймовочка, девочки.
Психолог спросил, может ли она растить
эту девочку, давая ей энергию, силы.
Ответив утвердительно, она стала это делать.
Девочка постепенно росла и скоро сравнялась ростом с клиенткой, принявшей
эту девочку в себя как часть своей личности.
После этого психолог попросил ее снова
взглянуть на свою мать. Реакция была удивительной: "Мне
все равно. Пусть стоит. Я чувствую, что она ничего не может мне сделать".
Этот прекрасный результат в последующем
сохранился, а отношения с дочерью наладились.
Вывод:
очень часто проблемы с детьми возникают из-за того, что мы повторяем
поведение наших родителей по отношению к нам.
Но
чтобы это поведение изменить, нужно его осознать. И ничто для этого не
подходит так хорошо, как
образные
психологические практики.