Выпуск No 879. Полнота по
психологическим причинам.
Часто причиной полноты является не
банальное переедание и отсутствие физической нагрузки, а психологические
установки.
Как правило, эти вредные психологические
установки усваиваются в детстве.
Чтобы понять механизм действия
этих установок хочу напомнить об одном интересном эксперименте.
Исследовали группу шимпанзе.
Для испытания сделали
специальную клетку в виде сложного лабиринта, в конце которого помещали
банан.
Сначала исследователи выбрали
молодую обезьяну, которая находилась в самом низу обезьяньей иерархии, и
обучили ее лазать по этому лабиринту и доставать банан.
Эта обезьяна на виду у всей
стаи залезала в клетку, карабкалась вверх и доставала банан.
Однако, стоило ей спуститься,
банан у нее тут же отбирали сородичи, находившиеся на "вершине" групповой
иерархии.
И так могло продолжаться очень
долго - маленькая неавторитетная обезьянка становилась для своих собратьев
лишь средством получить очередной банан.
Ситуация принципиально
менялась в том случае, если экспериментаторы обучали пользоваться лабиринтом
ту обезьяну, которая занимала высокое положение в групповой иерархии.
На виду у всей стаи эта
авторитетная обезьяна забиралась в лабиринт, проходила по нему, брала банан,
вылезала и съедала его сама.
После этого менялось поведение
всей группы обезьян: её сородичи стали у неё учиться - они внимательно
смотрели, как той удается доставать банан, а потом повторяли все ее
действия.
Удивительно, но сородичи, до
этого равнодушно смотревшие на то, как маленькая обезьяна добывает себе
банан, охотно стали учиться у старшей обезьяны.
Вот этот поразительный факт и
отметили ученые - НИ ОДНА из обезьян в этой группе не посчитала
нужным учиться у той обезьянки, которая первой обладала передовыми
знаниями (навыком добывания банана), но находилась внизу обезьяньей
иерархии.
Они были готовы учиться только
у той обезьяны, которая выше их статусом.
Если мы посмотрим на поведение
людей, то можем удивиться – ведь по сути ничего не изменилось.
Мы учимся только у тех, кто
"выше", и это не какая-то прихоть - это жесточайшее требование инстинкта
самосохранения.
Если нам пытается дать совет
кто-то, кто не обладает авторитетом в наших глазах, это нас жутко раздражают
и вызывают агрессию.
Даже если это неавторитетное
лицо и приносит нам какую-то пользу, то мы это не ценим, а воспринимаем, как
само собой разумеющееся. Такое лицо становится не нашим учителем, а просто
средством к получению "банана".
Но когда нас чему-то учит
авторитетное для нас лицо, то мы охотно усваиваем новые знания.
Это прямо относится и к
усвоению пищевых привычек.
Пока дети маленькие, их
родители являются для них любимым и почитаемым авторитетом.
Если мама все время торопила
девочку - "ешь
быстрее, мы
опаздываем!", то у
девочки так и закрепится привычка быстро глотать пищу кусками, не
чувствуя ее вкуса.
Теперь этой девочке уже 45
лет, она и сама уже, возможно, стала бабушкой, но стереотип поведения "ешь
быстрее" так и остался с ней на всю жизнь и привел к ожирению.
Пищевая привычка
сформировалась в детстве, и взрослый человек, как правило, даже понятия
не имеет, как с этой привычкой расстаться.
В подобных случаях многие
пробуют волевым путем приучить себя есть медленно. Но такой волевой
путь срабатывает крайне редко.
А вот психологические практики
"Образное
самовнушение" как раз идеально подходят для решения подобных
задач.
Эти практики не потребуют
никакого волевого усилия и само-принуждения.
Я убежден, что эти практики
необходимо освоить каждому, кто хочет изменить свои пищевые привычки и
похудеть.
Главный враг похудения - это пищевые привычки.
И этого врага можно приручить и сделать другом. С помощью психологических
практик это удается.