Выпуск No 880. Недогрузка вредна не
меньше, чем перегрузка.
Друзья, знаете ли Вы о таком интересном
факте: чем щепетильно бережнее водитель относится к своему автомобилю,
тем быстрее автомобиль выходит из строя.
Это звучит парадоксально, но это
правда, известная опытным автомеханикам.
Прилежный водитель, который, почти
остановившись, осторожно перекатывается через "лежачего полицейского"
или через железнодорожный переезд, который аккуратно объезжает все
ямки на дороге, который считает, что бережная езда меньше изнашивает
детали ходовой – именно такой водитель почти на новом автомобиле с пробегом
в 30 тыс.км приезжает в автосервис, и оказывается, что у автомобиля вся
ходовая часть разбита "в хлам".
Как же такое может произойти?
На самом деле все очень просто.
У чрезмерно бережного водителя стойки,
соединяющие колеса и кузов, работают только в пределах небольшой
амплитуды, и постепенно набивают себе канавку. Со временем
канавка становится все глубже и глубже, и однажды, при слишком резком старте
или торможении, канавка попадает на уплотняющую резинку и задирает ее. В
результате жидкость из стойки вытекает, стойка "умирает".
Примерно такая же ситуация с шаровой опорой
автомобиля – при чрезмерно бережной езде шарнир шаровой работает в узком
диапазоне, в результате этого так же постепенно появляется канавка, что
и приводит при случайном рывке, резком торможении или наезде на препятствие
к разрушению этого узла - втулка разбивается, вытекает смазка, рвется
пыльник, и шаровая начинает стучать.
Примерно по этой же причине рвутся резиновые
сайлентблоки. Бережная эксплуатация приводит к тому, что сайлентблок
работает с небольшой амплитудой, и в постоянно работающем месте
появляется небольшой надрыв, а затем при наезде даже на небольшой бугорок
сайлентблок просто рвется.
Причина перечисленных поломок – слишком
бережное отношение к автомобилю.
Конечно, не следует намеренно "убивать"
автомобиль, гоняя по кочкам и ухабам.
Но нужно позволить деталям автомобиля
работать на полную амплитуду, а для этого нужно ездить в нормальном
штатном режиме, предполагающем более серьезны нагрузки на узлы автомобиля.
Например, если увидели кочку – да, нужно
притормозить, но останавливаться не нужно, а если впереди "лежачий
полицейский" - переезжайте его прямо двумя колесами, не стоит чрезмерно
жалеть подвеску.
Нет необходимости старательно объезжать
каждый бугорок или останавливаться перед переездом и тихонько перекатываться
по нему.
Чрезмерно бережное отношение так же
вредит автомобилю, как и глупое небрежное отношение.
Недостаточная нагрузка
на узлы и детали так же вредна, как и перегрузка.
Но если это правило применимо к технике, то
оно тем более применимо к людям.
Еще совсем недавно была популярна "теория
износа" – дескать, человеческий организм со временем изнашивается.
Однако, дальнейшие исследования показали
принципиальную ошибочность этой теории. Оказалось, что все ровно наоборот
– дольше всего в нормальном состоянии сохраняется то, что постоянно работает
на полную амплитуду.
Поэтому попытки сохранить здоровье в
старости за счет резкого уменьшения нагрузок приводят к прямо
противоположному результату и к преждевременному старению.
Еще в 1955 году были проведены исследования
продолжительности жизни в зависимости от выбранной профессии. Оказалось, что
продолжительность жизни рабочих низкой квалификации – 53 года,
квалифицированных рабочих – 63 года, служащих контор – 68 лет,
преподавателей учебных заведений – 73 года.
Т.е. люди, чья профессия связана с
интенсивной умственной деятельностью, жили в среднем на 20 лет дольше,
чем простые рабочие.
И это правило находит свое подтверждение в
истории: например, Сенека прожил 70 лет, Дарвин - 73, Пастер - 74, Пифагор -
76, Фарадей - 77, Галилей - 79, Гарвей - 80, Сен-Симон - 80, Шеллинг - 80,
Платон - 81, Кант - 81, Эдисон - 82, Л. Толстой - 82, Гете - 82, Ньютон -
84, Спенсер - 85, Смайле – 90 и т.д.
Все это существенно больше средней
продолжительности жизни в то время. Интеллектуальный труд способствует
долголетию.
Больше того, жизненный путь многих
долгожителей показывает, что возраст не является помехой к достижению
наиболее выдающихся творческих результатов.
Тициан создал свои лучшие произведения после
80 лет, а "Битву при Леранто" написал, когда ему было 98 лет.
Микеланджело завершал свою скульптурную
композицию в храме Святого Петра в Риме на девятом десятке жизни.
Гете создал вторую часть бессмертного
"Фауста" в 80 лет, в этом же возрасте Верди написал "Фальстафа".
В 71 год Галилео Галилей открыл вращение
Земли вокруг Солнца.
Книга "Происхождение человека и половой
отбор" была написана Дарвиным, когда ему было за 60 лет.
Л. Н. Толстой написал в 71 год
"Воскресение", в 72 - "Живой труп", в 76 - "Хаджи Мурат".
После 70 лет успешно работали художники К.
Моне (до 86 лет), О. Ренуар (до 78 лет), Эль Греко (до 73 лет); ученые П.
Ламарк, М. Эйлер, К. Лаплас, Г. Галилей, И. Кант, И. П. Павлов; писатели С.
Вольтер, В. Гюго, Б. Шоу.
Творческие люди в любом возрасте способны
создавать великие произведения.
Итак, друзья, недогрузка так же вредна,
как и перегрузка.
Особенно недогрузка вредна для нашего
мыслительного аппарата. К сожалению, многие люди, закончив школу или ВУЗ,
перестают тренировать свои мозги.
Это большая ошибка.
Тренировка мозгов существенно продлевает
жизнь, причем у некоторых людей творческие способности с возрастом
только нарастают.
Не бойтесь изучать новое. Прожившая 101 год
кинорежиссер и фотограф Л. Рифеншталь начала заниматься подводной съемкой с
аквалангом в 75 лет (правда, для этого ей пришлось подделать документы), и
занималась ею до 98 лет.
Старайтесь учиться всегда,
несмотря на возраст. Возраст для этого всегда подходящий.