Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Юлиан Отступник



Юлиан Отступник
2013-12-27 02:29 kusaloss
kusaloss: есть люди которые живут слишком долго или же умирают слишком рано а ранняя смерть юлиана сделало возможным любить его через века . интересно как закончился бы поход если бы не смерть юлиана . в его удачный исход мало верится но возможно и вероятнее всего не пришлось бы сдавать без боя нисибис . кажется сам аммиан говорит что нам следовало несколько раз умереть в баю прежде чем сдавать этот город .
Цитата
Поэтому целью земной жизни человека является стремление души воссоединиться со своим божественным источником.

даже римляни не нашли вразумительное оправдание человеческой жизни .
Цитата
Мир в представлении Юлиана является отражением мира идеального, а значит, он вечен, как вечное отражение вечных идей, в котором бог Гелиос своей божественной волей творит из невидимого материальное.

я читал что его религия предпалагала существование трех миров мира духовного и невидимого . мира осязаемого ,материального который является отражением духовного и мира мыслящего который находится между этими мирами и служит призмой . таким образом мир духовный мы воспринимаем изначально в искаженном виде .

Противодействие цензуре в рунете
2013-12-27 07:30 Сергий
Сергий:
Цитата (Лукас @ Дек 11 2013, 16:34)
Взяли и выкинули людей с работы. Власть хочет, чтобы недовольных этой властью было больше. Столь неразумные действия власти удивляют. Работала Палата нормально много десятилетий, но монарх решил её ликвидировать и ликвидировал. У Путина и его приспешников одна формула - что хочу, то и творю.
О власти (откровения губернского депутатика):
Цитата
Один человек в доверительной беседе за "чашкой чая" спросил у псковского КаПэ эСэС-овца, или как их там, да эСэС-овцы перекрасились в эРэФ-овцев, ну в общем у коммуняки Н.: "Вот вы - власть! Чего власть хочет от народа, принимая такие антинародные законы?..."
Тот даже слегка протрезвел, подумал и жёстко, без улыбки ответил:
"... А власть хочет, чтобы ВАС НЕ БЫЛО..."


Противодействие цензуре в рунете
2013-12-27 07:30 Сергий
Сергий:
Цитата (Лукас @ Дек 11 2013, 16:34)
Взяли и выкинули людей с работы. Власть хочет, чтобы недовольных этой властью было больше. Столь неразумные действия власти удивляют. Работала Палата нормально много десятилетий, но монарх решил её ликвидировать и ликвидировал. У Путина и его приспешников одна формула - что хочу, то и творю.
О власти (откровения губернского депутатика):
Цитата
Один человек в доверительной беседе за "чашкой чая" спросил у псковского КаПэ эСэС-овца, или как их там, да эСэС-овцы перекрасились в эРэФ-овцев, ну в общем у коммуняки...
Н.: "Вот вы - власть! Чего власть хочет от народа, принимая такие антинародные законы?..."
Тот даже слегка протрезвел, подумал и жёстко, без улыбки ответил:
"... А власть хочет, чтобы ВАС НЕ БЫЛО..."
В самом деле:
1. В дальнейшем существовании государствообразующего народа кремлевские чинуши не нуждаются.
2. Территорию России, для экспорта ею полезных ископаемых, можно заселить кем угодно.
3. Свое будущее (и будущее своих детей) кремлевские деятели с Россией не связывают.


Крещение Данмарка
2013-12-27 08:01 Saygo
Saygo: М. Р. НЕНАРОКОВА. ЭПИЗОД КРЕЩЕНИЯ ХАРАЛЬДА КЛАКА КАК «СЛОВЕСНАЯ ИКОНА»

Крещение Скандинавии, растянувшееся на несколько столетий, началось с события, отмеченного в «Больших Королевских Анналах», важнейшей хронике Франкского государства. В записи за 826 год содержатся следующие сведения: «В то же время Хериольд с женой и великим множеством данов, придя в Могонтиак (ныне Майнц. – М. Н.) с теми, кого он привел, крестился у св. Альбана и, получив много даров от императора, возвратился назад через Фризию той же дорогой, по которой пришел. В той провинции ему было дано одно графство, которое называется Хриустри (ныне Рюстринген{1}. – М. Н.), чтобы он мог возвратиться туда со своим имуществом, если этого потребует необходимость»{2}.

Хериольд, упомянутый в хронике, звался в повседневной жизни Харальдом Клаком и был одним из конунгов{3}, претендовавших в то время на власть в Дании. Харальд Клак решился на такой шаг не в одночасье. Крещению его вместе с семьей и дружиной предшествовали события, происходившие на протяжении почти полувека на границе Каролингской империи, Саксонии и Дании.

Важное значение для этой пограничной территории имела река Эльба, в нижнем течении которой и вокруг устья происходили контакты между саксами, фризами и скандинавами, причем цели этих контактов могли быть самыми разными: и дружественными, и враждебными. И саксы, и фризы, и скандинавы, и жившие также поблизости славянские племена, а именно,ободриты, торговали с империей франков или нападали на ее приграничные земли. Лес, проходивший по современному Гольштейну, так называемый Limes Saxoniae, отделял саксов от ободритов, с которыми то империя Каролингов, то даны входили в различные союзы. Саксы, жившие «на другой стороне Эльбы» (trans Albiam)стали называться трансальбинги, или нордальбинги, а их земли получили название Трансальбингии. Река Эйдер стала южной границей Датского королевства. С точки зрения саксов и франкских императоров, пограничной территорией была вся Трансальбингия{4}.

Войны Карла с саксами начались в 772 г. В двух военных кампаниях – 772–785 гг. и 792–797 гг. – сопротивление саксов было сломлено. Саксы стали подданными императора франков.

В Гольштейне, Дитмарскене и Стормарне положение франков осложнялось тем, что даны, чьи земли граничили с этой областью, были, как и саксы, язычниками. Саксов крестили принудительно, загоняя их в реки, но этот метод обращения в христианство был ненадежен, о чем Алкуин писал Карлу Великому{5}.

Карл стремился обеспечить мир на границе с данами. В 804 г. он переселил всех саксов в Франкию и передал Нордальбингию ободритам. Однако между ним и королем данов Годфредом отношения были весьма напряженными{6}. Годфред совершал военные походы против ободритов (807 г.), а в следующем 808 г. разграбил город Рерик в Висмарской бухте и переселил купцов в город Хедебю в Южной Дании{7}, где, по-видимому, была его столица. В нападении на Рерик участвовали и славяне{8}. Чтобы защитить свои земли от набегов саксов и славян, Годфред приказал на южной границе Дании возвести вал (Даневирке) с единственными воротами, через которые можно было попасть в Ютландию и пешим, и конным путникам. Эти волнения на границе вынудили франков пойти в поход за Эльбу, укрепить речную границу крепостями и заложить город Эсесфелт (позже Итцехое – Itzehoe){9}.

Знания о раннем периоде королевской власти в Дании относятся, в основном, к области легенд, но король Годфред был вполне реальным историческим лицом, хотя о нем лично известно всего несколько фактов. Когда Карл Великий переселял саксов на франкские земли в 804 г., Годфред уже был королем. В 810 г. он был убит в походе на фризов своими собственными людьми. Его сыновья, которых было не менее четырех, отправились в изгнание в Швецию, а новым королем данов стал Хемминг, племянник Годфреда, сын его брата{10}. Он заключил мир с Карлом Великим{11}.

После смерти Хемминга в 812 г. началась борьба за престол{12}. Распря произошла между сыновьями Годфреда, вернувшимися из изгнания в 814 г.{13}, и их двоюродными братьями Харальдом Клаком и Регинфредом, в результате чего Регинфред и старший из сыновей Годфреда были убиты{14}. Можно предположить, что Харальд и Регинфред были детьми старшего брата Годфреда, и сыновья Годфреда, претендуя на власть, нарушили древний порядок престолонаследия. Тот факт, что Харальд и сыновья Годфреда были близкими родственниками, доказывается употреблением впоследствии династического имени: сына Харальда Клака, крестившегося вместе с отцом и оставшегося при дворе Людовика Благочестивого, звали Годфред Харальдсон.

Отношения Харальда с сыновьями Годфреда не были мирными. После смерти Регинфреда старший из выживших сыновей Годфреда, Хорик, стал королем данов и правил с 814 по 854 г. Харальд был изгнан и вынужден просить помощи у Людовика Благочестивого. Людовик позволил Харальду жить в Саксонии после того, как в 815 г. франкскому войску не удалось помочь ему вернуться в Ютландию. Харальд поселился там и постоянно нападал на сыновей Годфреда, на что они в 817 г. пожаловались Людовику и предложили заключить мир, но в этом им было отказано. В 819 г. между сыновьями Годфреда и Харальдом было достигнуто мирное соглашение, и они уступили последнему часть власти. Во время своих войн с сыновьями Годфреда Харальд смог заставить их отступить только до острова Фюн, поэтому ему пришлось удовольствоваться южной Ютландией{15}. С помощью ободритов Харальд погрузил на корабли имущество и дружину и отплыл домой. Франкские анналы за 821 г. говорят, что с датской стороны все было спокойно, а в следующем году на съезде во Франкфурте, куда Людовик пригласил представителей из Восточной Франкии и старейшин некоторых славянских племен, там были люди и сыновей Годфреда, и Харальда Клака. В 822 г. Эбон получил благословение папы Пасхалия I на миссионерскую деятельность в Скандинавии{16}, в 823 г. отправился в Данию, и в это же время хрупкий мир между сыновьями Годфреда и Харальдом был нарушен{17}. По мнению исследовательницы Р. Э. Роос, сыновья Годфреда стали рассматривать Харальда Клака как агента франкского влияния в Ютландии, поскольку его поддерживал император и, следовательно, Эбон{18}. На съезде в Компьене в ноябре этого же года Харальд Клак просил у императора помощи против сыновей Годфреда, которые угрожали изгнать его из Дании. Император послал двух графов, которые должны были оценить положение Харальда и его шансы на успех. Возвратились онико двору императора вместе с Эбоном. В 825 г. сыновья Годфреда снова приезжают на съезд в Ахен, и просят мира, но император отпускает их, отложив решение их дела на октябрь: «они просили, чтобы он заключил с ними мир, и император приказал придать законную силу мирному договору с ними в их марке в месяце октябре»{19}. Вероятно, так все и произошло, потому что в 826 г. представители сыновей Годфреда участвуют в большом съезде в Ингельхайме в июне «ради мира и союзнического договора»{20}.

Хорик поддерживал мирные отношения с Людовиком Благочестивым, и, хотя он до самой своей смерти оставался язычником, есть сведения, что он почитал Христа наравне с языческими богами{21}. Возможно, дипломатические успехи сыновей Годфреда навели Харальда Клака на мысль, что ему стоит укрепить свои отношения с императорским двором, пока противники окончательно не опередили его. Неизвестно, насколько Харальд руководствовался политическими выгодами, которые обеспечивало ему и его людям принятие христианства, и насколько им руководила вера, однако совершенно очевидно, что даны, крестники франков, в духовном отношении становились с ними одним народом, а Харальд, его жена и сын, восприемниками которых были соответственно Людовик Благочестивый, Юдифь и Лотарь, могли считаться членами императорской семьи и рассчитывать на ее защиту и покровительство. Собственно говоря, крещение Харальда, его семьи и дружины оказывается единственным более или менее полно известными достовернымсобытием из его жизни, хотя и сохранившимся в литературной обработке.

Крестившись, Харальд вернулся в Хедебю, с помощью дружин саксов начал искоренять язычество в южной Ютландии и восстановил против себя местное население{22}. В 827 г. он был изгнан из Дании{23}. Как кажется, Харальд Клак не ступал больше на датскую почву. Дальнейшая судьба его неизвестна, но предполагают, что он тот Харальд, который в 830 г. грабил Фрисландию, а в 841 г. получил от Лотаря Вальхерен, самый большой остров в устье реки Шельды на торговом пути между Хедебю и Западной Европой, с условием, что он прекратит свои военные экспедиции{24}. Возможно, он и Харальд, умерший, согласно «Фульдским анналам» в 852 г., одно лицо{25}.

В эпизоде крещения Харальда Клака упоминается имя Эбона, миссионера, первым благословившегося на проповедь христианства именно в Скандинавии, однако он был далеко не первым христианином, устремившимся на север Европы. Скандинавы узнавали о христианстве благодаря походам викингов, путешествиям, торговым связям с европейскими странами и с Византией. В VIII в. в Скандинавии появились миссионеры. Из жития св. Виллиброрда, проповедовавшего Евангелие фризам, известно, что однажды язычники-фризы изгнали его из Утрехта и он жил некоторое время у короля данов Онгендуса (Ангантюра). Из Дании св. Виллиброрд возвратился в монастырь Эхтернах в Люксембурге и там, поблизости от Эхтернаха, основал еще один монастырь, где поселил тридцать молодых данов с тем, чтобы воспитать их христианами. Об их дальнейшей судьбе источники умалчивают{26}. Cохранилось письмо Алкуина, где упоминается крещение данов (789 г.). Известно, что ирландские монахи уже в 795 г. жили в Исландии и на Фарерских островах{27}. Лиудгер, епископ Мюнстерский, хотел в 805 г. начать миссионерскую деятельность в Дании, но Карл Великий посчитал это преждевременным. Согласно Н. Лунду, императору требовались «сначала политический и военный контроль, потом проповедь иобращение»{28}.

Как уже говорилось, миссионером, который начал проповедь христианства к северу от Эльбы, был близкий друг Людовика Благочестивого и участник бенедиктинских реформ IX в. Эбон, архиепископ Реймсский{29}. Он получил письменное благословение на миссионерские труды от папы Пасхалия I. Документ, полученный от папы, стал основой всей последующей миссионерской работы на севере Европы{30}. Людовик подарил Эбону поместье Веленао (Welenao), к югу от Эсесфелта{31}. Известно, что Эбон купил нескольких рабов и, освободив их, дал им образование в Веленао, тем самым подготовив следующий шаг в евангелизации севера – труды Ансгаря, просветившего Скандинавию{32}.

Крещение Харальда стало началом обращения севера в христианство, так как в качестве священников с новокрещеными в Данию поехали несколько монахов из монастыря Корвей, среди них Ансгарь (801–865 г.), которого позже назвали Апостолом Скандинавии. Это событие, возможно, воспринималось современниками как достойный конец долгого пути.

Как кажется, именно так крещение Харальда воспринимал Эрмольд Нигелл, оставивший нам красочное описание этого события. О жизни Эрмольда{33} известно то, что он сам сообщал в своих произведениях. Уроженец Аквитании, он был клириком, но не приносил монашеских обетов, то есть, скорее всего, он принадлежал к «семье», к окружению какого-нибудь епископа. Впервые его имя упоминается в 823 г. Он, приближенный Пипина Аквитанского, сына Людовика Благочестивого, участвовал в войне с бретонцами. После рождения Карла, сына Людовика от второго брака, отношения между Людовиком и старшими сыновьями стали напряженными. Людовик, опасаясь того, что окружение сыновей, в частности, Пипина, поддерживает их непослушание отцу, сослал Эрмольда в Страсбург, где тот был помещен в монастырь. Там, желая добиться помилования, он написал поэму «Прославление Людовика, христианнейшего Цезаря», состоящую из четырех песней. Поскольку помилования не последовало, Эрмольд обратился к своему господину, Пипину Аквитанскому, с двумя стихотворными посланиями. Вернулся ли Эрмольд ко двору Пипина, мы не знаем. Возможно, война между Людовиком и его старшими сыновьями принесла свободу опальному поэту. В 834 г. встречается упоминание имени некого Хермольда (германская форма имени Эрмольд), посла от Людовика к Пипину, а в 838 г. канцлер Пипина Хермольд скрепил своей подписью три грамоты своего короля. Однако тот ли это Эрмольд, который написал поэму об императоре Людовике, утверждать невозможно.

Поэма «Прославление Людовика» написана элегическим дистихом и, как сказано выше, состоит из четырех песней. Она охватывает значительный период жизни Людовика: с 781 г., когда он получил аквитанскую корону, по конец 820-х гг., когда жизнь прославляемого героя поэмы все еще безоблачна – война с сыновьями от первого брака еще впереди, а поэт оказался в страсбургском заточении. Последним датируемым событием, о котором рассказывается в поэме, становится эпизод крещения Харальда Клака с семьей и дружиной (826 г.). Конечно, Эрмольд не описывает всю жизнь императора подряд. Он выбирает события, которые создают в сознании читателя образ строителя государства, нового Энея. Как Эней переносит тяготы странствия, битвы с врагами вне своей новой родины, Италии,и на италийской земле, чтобы заложить основы римского государства, так и Людовик, приняв аквитанскую корону (781 г.; 1-япеснь), стремится укрепить Франкию, борясь с ее внешними врагами (война с маврами и осада Барселоны в 801 г.; 1-я песнь). Во 2-й песни поэмы описывается укрепление сначала власти светской (Ахенский сейм 813 г., возложивший на героя императорскую корону; благословение папы Стефана IV; помазание Людовика им в Реймсе в 816 г.), затем начало духовного возрождения в империи (рассказ о Бенедикте Анианском и его монастыре в Инде), которое также происходило с ведома и одобрения императора. Когда мир в государстве упрочен, можно снова подумать о борьбе с внешним врагом – 3-я песнь посвящена войне с бретонцами в 818 г. Наконец, когда враги на юге (мавры) и на западе (бретонцы) покорены, наступает время мирной проповеди христианства: большая часть 4-й песни рассказывает о событиях, предшествовавших крещению данов, о самом крещении и празднествах в честь новокрещеных – о пире и королевской охоте. Таким образом, история Харальда Клака становится венцом деятельности благочестивого императора, оправданием его прозвища Pius – такого же,как и у героя «Энеиды». Это прилагательное означает не просто «благочестивый», а, как пишут комментаторы к поэме Вергилия{34}, «сознающий свой долг по отношению к Богу и людям», то есть, в случае Людовика – исполняющий христианскую заповедь о любви к Богу и ближнему. Эпизод крещения Харальда и его спутников занимает в 4-й песни{35} весьма примечательное место. Ему предшествует описание королевского дворца в Ингельхайме, построенного еще при Карле Великом (807 г.) недалеко от Майнца. Это было место проведения сеймов (819, 823, 826, 828, 831, 834 гг.) и церковных соборов (788, 826, 840 гг.). Дворец в Ингельхайме был одним из любимых дворцов Людовика, там он и умер в 840 г.{36} Строки 2070–2166 4-й песни рассказывают об изображениях на стенах Ингельхаймского собора, посвященного св. Альбану, и о фресках, украшающих сам дворец. Картины на стенах собора повествуют о событиях из Священной истории, о «славных делах Божиих и достопамятной чреде мужей» (inclita gesta Dei, series memoranda virorum, 2070) вплоть до Вознесения Господня, после которого Сын Божий, воссев по правую руку Отца, «правит нивами [земного мира]» (arva regit, 2123). Дворец же украшен изображениями древних воителей, начиная с «деяний Кира» (Cyri gesta, 2128) до упоминаний о «руке / власти Рима» (Romana manus, 2147), пожелавшей завоевать весь мир до края небес. «К деяниям цезарей богатого Римского престола / Присоединяются франки и вместе [их] удивительные подвиги» (Caesareis actis Romanae sedis opimae / Junguntur Franci gestaque mira simul, 2150-2151), – продолжает поэт. Здесь наравне с императорами Константином Великим и Феодосием упоминаются члены династии Каролингов – Карл Мартелл, Пипин, Карл Великий. Именно здесь, в окружении изображений славных предшественников и предков «благочестивый Цезарь дает законы подданным, / По своему обычаю и по справедливости обдумывает труды государственной власти» (pius Caesar dat iura subactis, / More suo regni rite revolvit opus, 2166–2167), и его замечательные деяния также становятся историей. Строка 2168 начинает рассказ о прибытии данов в Ингельхайм и об их крещении. Таким образом, это событие продолжает ряд священных и исторических картин в качестве «словесной иконы».

Эрмольд оставляет в стороне политические интриги и дипломатические отношения между императорским двором и Харальдом Клаком. У читателя, не знакомого с историческим контекстом, складывается впечатление, что воинственный вождь северян прибывает ко двору Людовика, движимый велением сердца. Они так обладает достаточной властью у себя на родине, но склоняет голову перед величием и истинностью веры, которую исповедует император франков. Он пересказывает императору то, что в пределах данов проповедовал Эбон. Затем Эрмольд описывает сцену крещения, сосредотачиваясь на факте восприемничества, важном для новокрещеных: теперь Харальд и его семья становятся членами императорской семьи, ее зеркальным отражением (император – крестный отец Харальда, Юдифь – восприемница его жены, старший сын ЛюдовикаЛотарь породнился чрез крещальную купель с сыном Харальда), а крещеные даны, получив восприемников-франков, становятся частью франкского народа. Внешним признаком этого становят-ся франкские одежды, которыми император велит наделить всех
своих гостей без исключения. Отрывок, посвященный наделе-нию семьи Харальда подарками(обычай, отсылающий читателя к народной германской культуре), насыщен упоминанием золота. Как известно, золото, золотой цвет были в христианской культуре символами вечности, Небесного Царства. Так, Эрмольд, с одной стороны, подчеркивает, что даны, которых озаряет Нетварный Свет, уже стали христианами, изменились плотью и духом, а, с другой, переносит совершившееся событие в область вечности. В поэме есть еще только один отрывок, столь же богатый упоминанием золота: строки 848–1137, описывающие помазание Людовика папой Стефаном IV в Реймсе – событие, также принадлежащее вечности{37}. Описание торжественной мессы в соборе св. Альбана (храм – «Небо на земле», место, где вечность и настоящее соединяются), затем традиционные германские утехи – пир и охота – дополняют идиллическую картину обращения язычников в христианство.

Эрмольд не ставит перед собой задачу точно отразить все подробности крещения данов с политической подоплекой этого знаменательного события. С точки зрения риторики, этот эпизод поэмы может рассматриваться как род риторического упражнения, когда скупые прозаические строки развертываются в поэтическое повествование, главным требованием которого является правдоподобие. Поэт изображает крещение Харальда Клака не только как вершину деятельности благочестивого императора, но и как модель поведения для других язычников, жаждущих спасения, как «словесную икону», которая по достоинству занимает свое место в ряду знаменитых картин Ингельхайма.

Примечания

1. Рюстринген – полуостров, лежащий к западу от устья реки Везер (Lund N. Mission i Danmark f ør Harald Blåtands dåb// Kristendommen i Danmark før1050/ Ed. N. Lund. Roskilde, 2004. P. 25)
2. Латинская цитата приводится по изд.: Рыбаков В. В. Хроника Адама Бременского и первые христианские миссионеры в Скандинавии. М., 2008. C. 48–49. Прим. 1. Перевод автора статьи.
3. Датские исследователи называют его хёвдингом, то есть придают ему более низкий ранг в местной иерархии власти (напр., Sørensen A. S. Om Kong Haralds Daab. Aar 826. Kristiania, 1898. P. 1).
4. Nyberg T. Monasticism in North-Western Europe, 800–1200. Ashgate, 2000. P. 19–20.
5. Danmarks historie. Bd. 1. Tiden indtil1340. I. Skovgaard-Petersen, A. E. Christensen, H. Paludan. København, 1977. P. 153.
6. Busk Sørensen B. Ansgar – og religionsmødet i Norden. København, 2007. P. 40.
7. Weitling G. Fra Ansgar til Kaftan, Syd Slesvig I dansk kirkehistorie 800–1920. Flensborg, 2005. P. 18.
8. Danmarks historie. P. 154; Busk Sørensen B. Op. cit. P. 40; Nyberg T. Op. cit. P. 9.
9. Danmarks historie. P. 154.
10. Weitling G.Op. cit. P. 19.
11. Middelalderens Danmark. Kultur og samfund fra trosskifte til reformation / Ed. P. Ingesman, U. Kjaer, P. K. Madsen, J. Vellev. København, 2001. P. 21.
12. Ibid.P. 21.
13. Lund N. Op. cit. P. 24.
14. Busk Sørensen B. Op. cit. P. 40.
15. Busk Sørensen B. Op. cit. P. 40–41.
16. Ibid. P. 41–42.
17. Lund N. Op. cit. P. 24.
18. Roos R. E. Kristningen af Danmark. En historisk og arkaeologisk analyse af Danmarks kristning ca. 700–1100. Kandidatspeciale. Københavns Universitet, 2008. P. 15.
19. Lund N. Op. cit. P. 24.
20. Ibidem.
21. Roos R. E. Op. cit. P. 19.
22. Weitling G. Op. cit. P. 21.
23. Lund N. Op. cit. P. 25.
24. Danmarks historie.P. 155.
25. Lund N. Op. cit. P. 26.
26. Ibid.P. 23.
27. Jensen J. I. Hvorfor blev de kristne I Nordeuropa? // Kristendo mmeni Danmark før 1050 / Ed. N. Lund. Roskilde, 2004. P. 11.
28. Lund N. Op. cit. P. 23.
29. Danmarks historie. P. 155.
30. Busk Sørensen B. Op. cit. P. 41–42.
31. Danmarks historie. P. 155.
32. Busk Sørensen B. Op. cit. P. 42.
33. Памятники средневековой латинской литературы. VIII–IX века. М., 2006. С. 269–271; Brunhölzl F. Histoire de la literature latine du Moyen Age. Vol. 1. P. 2. L’epoque Carolingienne. Brepols, 1991. P. 144–145.
34. Virgil. Aeneid I /Ed. H. E. Gould & J. L. Whiteley. Bristol, 2003. P. 42, 71.
35. Цитаты приводятся по изданию: Ermold Le Noir. Poème sur Louis Le Pieux Et Épitres au Roi Pépin / Ed. et trad. par Edmond Faral. Paris, 1932. P. 159–166.
36. Lexicon des Mittelalters. Vol. 5. München und Zürich, 1991. P. 415.
37. Ermold Le Noir. Op. cit. P. 66–88.

Эпизод крещения Харальда Клака как «словесная икона» // Cursor Mundi. Человек Античности, Средневековья и Возрождения. Вып.3. Иваново, 2010. С. 162-172.

Преподавательская
2013-12-27 08:56 Saygo
Saygo: Вчера увидел новый приказ о процедуре утверждения учебных программ. Был впечатлен.

Для тех, кто не в теме - программа курса (на бюрократическом языке "рабочая программа учебной дисциплины" - РПУД) входит уже многие десятилетия в число базовых документов в сфере высшего образования. По каждому предмету должна быть программа, из которой студент сможет узнать содержание курса, цели и задачи, а также познакомиться со списком литературы.

Еще лет пять тому назад все было довольно просто. В тексте программы доминировала содержательная сторона, а процедура ее утверждения была простой и понятной: после (скорее формального) рецензирования и утверждения на кафедре текст программы отправлялся в методическую комиссию на факультете, где его рассматривали по существу и... и на этом все.

Несколько лет назад наши вузовские бюрократы решили изобразить активность и начали выдавать с интервалом примерно в полгода все новые и новые формы учебных программ. Продолжалось это года два, пока ситуация не дошла до логического финала - привыкнув к тому, что "через полгода все равно придется переделывать", 90% преподавателей перестали вообще оформлять программы курсов по новым правилам. В общении со студентами обходились старыми, которые оказывались к тому же более информативными (тем более что "модернизация" заключалась преимущественно в резком увеличении формальной стороны документа в ущерб содержательной). Как показывает практика, пассивное сопротивление - стратегия довольно успешная, и ректорат на некоторое время затих.

Ненадолго.

Как выяснилось, все это время противник не дремал, а скрытно и тщательно сосредотачивал силы на другом участке фронта. В результате без объявления войны (а что ее объявлять - она идет уже давно) на свет появился документ, который не трогает форму программы, но зато вводит новую процедуру ее утверждения.

Итак, какие этапы теперь должна пройти учебная программа после рецензирования и утверждения на кафедре?

1. Экспертиза в Управлении образовательных программ

2. Экспертиза в учебно-методической комиссии

3. Экспертиза другими инстанциями. Здесь к программе прикрепляется нечто вроде "обходного листа", в котором должны оставить свои автографы:
- заведующий библиотекой - в знак того, что программа обеспечена литературой
- начальник финансового управления - в знак того, что программа обеспечена финансово
- главный по информационным технологиям - в знак того, что программа обеспечена необходимым числом компьютеров и ПО
- главный по практикам - в знак того, что есть возможность проводить практики по данной дисциплине
- ну и еще кто-нибудь ("иное должностное лицо в случае необходимости")

4. Внешняя экспертиза (факультативно)

5. Рассмотрение Ученым советом

6. Рассмотрение лично (!) проректором по учебной работе

Для справки - в вузе количество преподаваемых дисциплин и, соответственно, их программ исчисляется тысячами.

graf_moltke

Численность войск калмыков, казахов и ногайцев
2013-12-27 09:18 Saygo
Saygo: Мне вот пришла в голову мысль, что надо бы сказать отдельное спасибо индусам - с изобретением их простых цифр из истории как-то разом исчезли миллионные армии.

Превращение князя Олега в Хлгу
2013-12-27 10:17 Сергий
Сергий: HLGW
Цитата (Суйко @ Янв 30 2013, 22:33)
Смотрю я на эти буквы и ассоциация с именем Хулагу
Цитата (Чжан Гэда @ Янв 31 2013, 13:33)
Бывает. Евреи большинство гласных не прописывают. ЕМНИП, есть "а", "у" и "и", но могу ошибаться.

Цитата (Сергий @ Дек 21 2013, 17:08)
+ kuÞlefR + seti : stff : auk sena : Þasi : uftiR slakua : sun : sia : etaÞr : austr - выглядит законченной фразой...
Источник: http://svitoc.ru/index.php?showtopic=1609&st=15
"Гудлейф сделал и камень по Слагва сыну своему умершему на востоке..."

Цитата (Сергий @ Дек 21 2013, 17:08)

А вот имя slakua (Слагва) показалось мне знакомым...
Наш старый знакомый hlgw?
В самом деле - в еврейском алфавите буквы S нету. По этой причине могло быть написано hlgw вместо slgw - т. е. slakua
Источник: http://svitoc.ru/index.php?showtopic=1609&st=15

Может быть не следует считать, что HLGW непременно "Хельги"?


Численность войск калмыков, казахов и ногайцев
2013-12-27 10:51 Чжан Гэда
Чжан Гэда:
Цитата (Saygo @ Сегодня, 09:18)
с изобретением их простых цифр из истории как-то разом исчезли миллионные армии


Ну уж нет - когда читаешь всевозможные описания походов кочевников, сделанные их противниками, то становится очевидно, что группами менее миллиона они не передвигались - видимо, боялись, что их тогда побьют какие-нибудь местные багадулы бахадуры.

Юлиан Отступник
2013-12-27 12:02 Суйко
Суйко:
Цитата (kusaloss @ Дек 27 2013, 03:29)
я читал что его религия предпалагала существование трех миров мира духовного и невидимого . мира осязаемого ,материального который является отражением духовного и мира мыслящего который находится между этими мирами и служит призмой . таким образом мир духовный мы воспринимаем изначально в искаженном виде .

Интересно, а это как-то связано с неоплатонизмом? Единое- Ум- Душа....

Тонхак
2013-12-27 13:11 Чжан Гэда
Чжан Гэда: Теперь о Пак Инхо.

Пак Инхо (朴寅浩, 1855-1940) родился, по одним сведениям, на 6-м году правления государя Чхольджона. По другим данным, он родился в 1853 г. По третьим - 25.12.1854. Род пак, к которому принадлежал Пак Инхо, происходит из Мирян. Сам Пак Инхо родился в Токсан (по другим сведениям - в Есан), в провинции Южная Чхунчхон.Первое имя его было Ёнхо (龍浩), второе имя Тоиль (道一), псевдоним Чхунам (春菴).

В 1883 г. стал членом секты тонхак, на другой год вместе с Сон Бёнхи (孫秉熙) прибыл в Конджу в храм Касопса (迦葉寺), где обучался у 2-го патриарха тонхак Чхве Сихёна. После этого вел миссионерскую деятельность в районе Есан, вместе с Пак Хиином (朴熙寅, также известен под псевдонимом Токчхиль 德七) из района Сосан стал крупнейшим религиозным авторитетом в этих местах.

В 1892 г. принимал участие в собрании в Самне, провинция Чолла, имевшем цель реабилитации основателя религии Чхве Джеу, а также участвовал в подаче петиции у ворот Кванхва весной 1893 г. Кроме того, в 1893 г. он участвовал в выступлении в Поын, мобилизовал верующих, стал главой пхо Тогый (德義包).

Во время восстания в 1894 г. возглавлял повстанцев в Хосо. В октябре 1894 г. во время второго восстания вместе с Пак Хиином участвовал в событиях в Кипхо, Токсан, Есан и Силливон (新里院), а также при захвате крепости Хонджу. Однако при встрече с высланными на подавление восстания японскими войсками повстанцы не выдержали огня японского современного оружия и рассеялись. Некоторое время Пак Инхо был вынужден скрываться, как и многие другие лидеры тонхак.

В 1900 г. стал патриархом тонхак в ранге кёндоджу (敬道主), помогал Сон Бёнхи воссоздать структуру тонхак, в 1904 г. принял участие в событиях года капчин (甲辰開化運動), используя сформированное из верующих тонхаков общество «Чинбо» (進步會), с 1907 г. стал патриархом-заместителем (чхадоджу 次道主).

На следующий год в январе Пак Инхо стал 4-м патриархом чхондогё (大道主), после чего под руководством 3-го патриарха Сон Бёнхи активно занимался реформированием чхондогё, став чрезвычайно влиятельным религиозным лидером.

Во время «первомартовских» событий (1919) при посредстве Чхве Рина Пак Инхо на деньги чхондогё выпускал газету «Чосон тоннип синмун» (Корейская независимая газета) вместе с такими деятелями, как И Джонъиль, И Джоннин, Ким Хонгю, Юн Иксон. Также он был одним из 48 народных делегатов (民族代表) на собрании деятелей движения за независимость Кореи, подписавших петицию к японскому колониальному правительству. По этой причине Пак Инхо был схвачен японской полицией и брошен в тюрьму. В 1920 г. его признали невиновным. В октябре 1920 г. он вышел из тюрьмы и занимался руководством священниками чхондогё. После смерти Сон Бёнхи вошел в столкновение с возглавленной Чхве Рином новой школой в чхондогё, и окончательно перешел на платформу бескомпромиссной оппозиции японскому колониальному владычеству.

В 1926 г. старая школа чхондогё совместно с компартией Кореи использовала смерть и похороны экс-государя Сунджона (25.04.1926) для организации протестной акции 10.06.1926 во время похорон, получившей название «Мансе ундон» (выступление «Долгая лета!» - выражение «мансе» (ср. с кит. «ваньсуй» и яп. «банзай») являлось здравицей суверенного государя).

В 1938 г., после начала японо-китайской войны, инструктировал священников чхондогё молиться об уничтожении Японии (муин мёльвэ кидо 戊寅滅倭祈禱). После того, как это стало известно японцам, были арестованы многие верующие. Пак Инхо получил это известие из газет, уже лежа на смертном одре.

В 1990 г. посмертно был награжден орденом «За заслуги в построении государства».

В приложении - газета "Тонъа ильбо" от 1920 г. с портретами подписавших петицию 48 деятелей корейского национально-освободительного движения.

Тонхак
2013-12-27 13:24 Чжан Гэда
Чжан Гэда: Пак Инхо (слева) и И Санджэ (справа):



Нездоровые сенсации
2013-12-27 13:47 Saygo
Saygo:

user posted image

Нездоровые сенсации
2013-12-27 14:16 Чжан Гэда
Чжан Гэда: Хотелось бы видеть Дмитрия Беляева тут, в составе участников.

Князь Святослав
2013-12-27 18:04 Сергий
Сергий:
Цитата
В Ипатьевском списке ПВЛ год рождения Святослава - 942, но ранее под тем же годом упомянуто о смерти болгарского князя Симеона Великого, умершего на самом деле в 927 г.
Цитата:
Цитата
В лѣто . ҂s҃ . у҃ . н҃ [6450 (942)] Семеѡнъ идє на Хорваты, побеженъ бысть Хорваты, и оумре, оставивъ Петра сына своєго княжить; в се же лѣто родисѧ Ст҃ославъ оу Игорѧ

О.Рапов предположил, что летописец знал о рождении Святослава в один год с кончиной Симеона, но неправильно высчитал индикт, который приходился и на 927, и на 942 гг.. В таком случае получает простое объяснение факт совершеннолетия Ярополка в 969 г., которому отец "привел" гречанку-монахиню. При рождении Святослава в 927 г. нет противоречий и с уникальным известием Переяславского летописца о рождении Владимира в 944/946 гг.

Источник: http://svitoc.ru/index.php?showtopic=1617&st=15

ПВЛ по Лаврентьевской летописи:
Цитата
В лѣто 6485.

У Ярополка же жена грекини бѣ, и бяше была черницею; бѣ бо привелъ ю отець его Святославъ, и вда ю за Ярополка, красоты ради лица ея.
А что если Святослав женил Ярополка на "грекини" не в 969 году , а несколько позже - например, зимой 970-971 гг. когда ходил на Русь (?) за пополнением войска (?). Война с Иоанном Цимискием возобновилась только весной 971 года, на Пасху. И Святослав вначале этих боевых действий не участвовал. Не успел??? Вспомните, вот как он говорил в 971 году:
Цитата (Сергий @ Фев 13 2013, 15:45)
И рече: "Поиду в Русь, приведу боле дружины".


Известия о Миклагарде
2013-12-27 20:51 Сергий
Сергий:
Цитата (Сергий @ Ноя 22 2013, 23:32)
Цитата
Цитата
Эйвинд же стал купцом и уехал в Норвегию, и пробыл там зиму. Потом он отправился в чужие страны и остался в Миклагарде. Он прожил там некоторое время и снискал расположение греческого короля.

"Сага о Храфнкеле, годи Фрейра"
Эти события происходят в первой половине Х века, так как Храфнкель поселился в Исландии в возрасте 15 лет в правление норвежского конунга Харальда Прекрасноволосого - т.е до 930 года.
Добавлю ещё несколько отрывков из саг, повествующих о Миклагарде:
рассказывает об исландце Кольскегге, который :[о54]
Цитата
Теперь надо рассказать о Кольскегге. Он приехал в Норвегию и пробыл зиму в Вике, а на следующее лето поехал в Данию и стал служить конунгу Свейну Вилобородому. Он был у него в большой чести.
...
Кольскегг крестился в Дании, но там ему пришлось не по душе, и он отправился на восток, в Гардарики, и пробыл там зиму. Оттуда он поехал в Миклагард и вступил там в варяжскую дружину. Последнее, что о нём слышали, было, что он там женился, был предводителем варяжской дружины и оставался там до самой смерти. Больше о нем в этой саге рассказываться не будет.
«Сага о Ньяле»
Эти события происходят во второй половине Х века (около 990-х гг.), так как здесь говорится о Свейне Вилобородом. Кроме того, хочу обратить ваше внимание на следующее обстоятельство:"...он отправился на восток, в Гардарики, и пробыл там зиму. Оттуда он поехал в Миклагард...". Т.е - "путь из варяг в греки" преодолевался за два сезона навигации (два лета - о чем я уже говорил ранее).

Цитата
После того как Болли провёл зиму в Дании, он отправился в дальние страны и не прерывал своего путешествия, пока не прибыл в Миклагард. Недолго пробыл он там, как вступил в варяжскую дружину. Мы никогда не слышали раньше, чтобы какой-нибудь норвежец или исландец до Болли, сына Болли, стал дружинником короля Миклагарда.
«Сага о людях из Лососьей долины»
Это несколько противоречит тому, что сообщает «Сага о Ньяле», называя Болли в 1020-е годы первым исландцем в варяжской дружине.
Возможно, это означает следующее - Болли Боллесон был первым исландцем, из тех кто вернулся из Греции на родину.

Князь Святослав
2013-12-27 20:54 Чжан Гэда
Чжан Гэда:
Цитата (Суйко @ Мар 12 2013, 10:17)
Оригинальный взгляд на русскую историю 


Долбо...бка? wub.gif cray.gif

Я все понимаю, но до такой степени договаривались немногие. Например, хозяин одной довольно крупной в 1990-х гг. московской фирмы, считавший себя в прошлом перерождении американским (!) князем mamba.gif

Князь Святослав
2013-12-27 20:56 Чжан Гэда
Чжан Гэда:
Цитата (Saygo @ Мар 12 2013, 10:24)
считает Свенельда своим предком


Угу, СвЕинельда... Хрю-хрю! diablo.gif

От подобной свиноты в печати и сети уже тошнит. Пора меры принимать butcher.gif

Князь Святослав
2013-12-27 21:19 Лукас
Лукас: Киселёва на полпути до объятий Фоменко, у того было всё подделано, у той будет всё закодировано.

Тонхак
2013-12-27 21:20 Чжан Гэда
Чжан Гэда: Почему я сомневаюсь такому распорядку, что в 1892 г. Чон Бонджун принял посвящение в тонхаки, а в 1894 уже стал крупным религиозным лидером?

А потому, что у каждого потенциального лидера был очень долгий путь обучения.

Например, 3-й патриарх тонхак Сон Бёнхи (1861-1922) в 1883 г. узнал о тонхак и принял посвящение. Потом он провел 4 года в интенсивной практике начал религиозного учения - 30 тысяч раз на дню читал ту молитву, которую я тут переводил, а вдобавок ко всему, плел соломенные лапти и продавал в Чхонджу на базаре, чтобы сломить гордыню и кормить себя и учителя.

Только после этого, в 1887 г., он поступил в учение к Чхве Джеу, постоянно был при нем и в 1894 г. получил от него назначение на руководство повстанческими отрядами. созданными на основе северных приходов.

А Чон Бонджун всего-то как примкнул к движению в 1892 г. Скорее всего, это было до ноября 1892 г., до собрания в Самне. И уже в начале 1894 г. он стал главой восстания, оттеснив (?) Со Чанъока в сторону.

Когда он успел пройти курс посвящения и обучения?

Поэтому кажется, что Чон Бонджун во главе восстания - вовсе не креатура религиозных кругов тонхак, а как раз ставленник радикального крыла сопхо.

Выявление деления учения на умеренную (поппхо или чвапхо) и радикальную (сопхо) части - это очень важное достижение. Отечественное тонхаковедение до этого момента не оперировало такими понятиями, а имя Со Чанъока не фигурировало в отечественных статьях, касавшихся в той или иной степени восстания тонхак.

Князь Святослав
2013-12-27 21:23 Gurga
Gurga:
Цитата (Saygo @ Мар 12 2013, 09:48)
На Руси Сигтрюгга стали называть Свенельд - "свен" (швед) и "альд" (старый). "Старый" - это родовое имя Инглингов от Ауна Старого (древнего), умершего в Сигтуне в 610 году. Он прославился тем, что приносил своих детей в жертву богам. Это имя носил также и Горм II, убивший Гнупу - отца Сигтрюгга. Видимо, поэтому на Руси Сигтрюгга стали называть Свен Старый (древний) - Свенельд, или Свенальд.


Аскольд тоже из рода Инглингов? Аск-Альд - Аск-Старый. Тогда чьим сыном является Свенельд?

Цитата (Saygo @ Мар 12 2013, 09:48)

...Первое упоминание Свенельда в древнерусских летописях относится к 912 г. (6420 г. в летописи); в "Архангелогородском летописце", в хронологической статье под этим годом рассказывается о значительном периоде времени - с 912 г. по 940 г.
...Свенельд пришел на Русь с войском, способным покорить два больших племени, и к тому же вооруженным и экипированным лучше, чем войско Игоря. Такая боеспособность его войска может быть объяснена только постоянным участием в боевых действиях.


В 913г русь была разбита хазарскими мусульманами на Волге. Очевидно, остатки войска руси были достаточно хорошо экипированы.

В избранное