Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Свободная трибуна

[свободная трибуна] Дегустаторы фюрера: девушки, на которых проверяли еду Гитлера

Дегустаторы фюрера: девушки, на которых проверяли еду Гитлера

Об этом ничего не знали вплоть до 2013 года: оказывается, 15 молодых
немецких женщин каждый день в течение пары военных лет были вынуждены
пробовать всю
еду, приготовленную для Гитлера - на предмет яда в ней. На основе истории
этой <ядовитой бригады> написана пьеса, которую сейчас играют на
эдинбургском
фестивале <Фриндж>.

Представьте себе, что любая тарелка с едой может стать для вас последней.
Что завтрак, обед или ужин потенциально смертельны. Но вам все равно
придется
их съесть.

Во время Второй мировой войны для группы молодых женщин в Третьем рейхе это
было ежедневной рутиной на протяжении двух с половиной лет.

Фюрер требовал, чтобы настоящие, чистокровные немки пробовали каждое блюдо,
опасаясь, что внешние враги иликто-то из своих подмешал туда яд. Обязанность
девушек рассматривалась как почетная, как способ служить вождю.

Об удивительной истории этих молодых женщин мир узнал только в 2013 году,
когда 95-летняя Марго Вёльк, единственная уцелевшая из них, рассказала об
этом
журналу
<Шпигель>.

https://www.spiegel.de/international/germany/hitler-food-taster-margot-woelk-speaks-about-her-memories-a-892097.html
И вот теперь Мишель Холос Брукс в своей пьесе <Дегустаторы Гитлера> пытается
показать, как это было и что чувствовали те, кого смерть могла ожидать в
любой
момент после еды.

Спектакль уже прошел в разных театрах США, а теперь его в течение месяца
играют на подмостках крупнейшего в мире фестиваля искусств, эдинбургского
<Фринджа>.

Актеры - только женщины. В пьесе их четверо (хотя на самом деле было 15,
работавших сменяя друг друга), они живут в здании школы рядом с <Волчьим
логовом>,
главной ставкой Гитлера, спрятанной в лесу недалеко от города Растенбург
(Восточная Пруссия, ныне территория Польши).

Брукс узнала о <дегустаторах Гитлера> совершенно случайно - один из ее
соавторов походя упомянул об этой истории, когда они пытались убить время в
ожидании
посадки на самолет.

<Я тогда сказала: ты будешь писать об этом? Если нет, то я напишу>, -
вспоминает она.

Тема показалась Брукс богатой. <В ней есть всё, о чем я задумываюсь, что
меня беспокоит: как относятся к молодым женщинам, как эксплуатируют детей во
время
войны, как непросто вообще быть девушкой, политические манипуляции:>.

Всё это звучит очень серьезно, но пьеса на самом деле - комедия, хотя юмор в
ней, конечно, черный.

Брукс помещает своих героинь в рамки конкретного исторического момента и в
то же время представляет оказавшихся в потенциально смертельной ловушке
девушек
как современных нам тинейджеров.

Они танцуют под поп-музыку,позируют для селфи - правда, сплетничают все-таки
о Фрэнке Синатре, Кларке Гейбле и, конечно, о самом Гитлере.

Они болтают как юные калифорнийки, называя друг друга <подруга> или <лузер>.
И вдруг (снова отсыл в прошлое Германии) разражаются словами ненависти по
отношению
к евреям.

<Я наблюдала за молодыми женщинами, моими современницами, пытающимися найти
для селфи позу получше, и меня осенило: ведь это те же самые девушки, только
в другом времени>, - объясняет Брукс свое решение создать такую двойственную
перспективу.

<Мне не хотелось, чтобы героини выглядели как на старой фотографии, как
кто-то из далекой истории>.

Автор пьесы использует эту необычную главу из истории Второй мировой войны,
чтобы исследовать, каково это - быть взрослеющей женщиной. И для этого
помещает
героинь в исключительные условия, где ставки высоки.

И тут надо понимать одну вещь: хотя в жизни этих девушек каждый кусочек
съеденной пищи таил в себе опасность, в остальном она была невероятно
обыденна
и скучна.

Конечно, если вспомнить, что переживали в военное время другие люди (в той
же Германии многие тогда, в 1944-м, просто голодали), то образ жизни
<дегустаторов
Гитлера> может показаться роскошным - три приема пищи в день, и какой пищи!

Правда, это были вегетарианские блюда (известно, что Гитлер избегал мяса),
но, как вспоминала Вёльк, они регулярно ели овощи, рис, пасту и экзотические
фрукты - большая редкость по тем временам.

И хотя еда <была хороша - очень хороша>, Вёльк признавалась, что девушки не
могли получать от нее удовольствия.

<Некоторые начинали плакать, как только начинали есть - так они боялись>, -
сказала она в интервью в 2013 году.

<Мы были обязаны все съедать. Потом надо было ждать час, и каждый раз мы
боялись, что вот-вот нам станет плохо. И когда оказывалось, что на этот раз
пронесло,
мы снова рыдали - уже от радости, что уцелели.

Блюда приносили эсэсовцы. После еды они ждали час, чтобы убедиться, что с
девушками все в порядке. Только после этого еду несли Гитлеру.

В промежутках между приемами пищи молодым женщинам было абсолютно нечего
делать, кроме как сидеть и ждать, умрут ли они.

Как объясняет Брукс, ей хотелось понять, как они проводили время, как
боролись со скукой.

<О чем они разговаривают? Мне кажется, что для того чтобы выжить, им надо
пытаться оставаться обычными девушками: расчесывать друг другу волосы,
хохотать
над шутками друг друга - в общем, находитькакой-то смысл в безумии, которое
творится>.

Насколько нам известно, никто из реальныхдевушек-дегустаторов ни разу не
отравился.

По-видимому, Вёльк была единственной из них, кто уцелел - наступающая
Красная армия уже была недалеко, когда знакомый лейтенант вермахта помог ей
уехать
на поезде в Берлин. Есть мнение, что остальных девушек расстреляли советские
солдаты, когда захватили <Волчье логово>.

Автор пьесы признает: писать комедию о людях в такой ситуации - как идти по
канату над пропастью, очень легко скатиться в неверный тон.

Брукс уже не раз спрашивали - можно ли, прилично ли смеяться во время этого
спектакля.

<Некоторые просто отказывались смотреть эту пьесу, говоря, что мы смеемся
над ужасным, - рассказывает она. - Но если вы были на спектакле, вы знаете,
что мы не делаем
этого. Мы не в сговоре с Гитлером, нам он вовсе не нравится! Удивительно,
что такие вещи надо объяснять>.

В <Дегустаторах Гитлера> мы смеемся вместе с этими молодыми, невинными
женщинами: смех над самовлюбленными фашистами - это один из способов
ослабить их власть.
Источник:
https://news.mail.ru/society/38371241/?frommail=10
С уважением, Эдуард Фурников

Ответить   Sun, 18 Aug 2019 11:49:17 +0300 (#3627296)