Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Свободная трибуна

[свободная трибуна] Россиянам в кризис предложили имитирующие виски и ром напитки

Россиянам в кризис предложили имитирующие виски и ром напитки

Из-за девальвации рубля и падения реальных доходов населения резко падают
поставки полюбившегося россиянам импортного крепкого алкоголя. Зато растет
популярность
их более дешевой замены: напитков, имитирующих виски и ром.

Напиток ромовый или висковый

Алкогольные компании стали предлагать потребителям аналоги крепкого
импортного алкоголя, которые как минимум на треть дешевле виски и рома
эконом-сегмента.
Это напитки, имитирующие виски или ром, но де-факто ими не являющиеся. Ниша,
придуманная находчивыми производителям, стала резко расти в последние
месяцы.

<<Ромовый напиток>> Shark Tooth от Diageo, глобального лидера по
производству крепкого алкоголя, запущенный в 2013 году на пике интереса
россиян к рому, на протяжении
последнего года занимает третью позицию на рынке ромов после Bacardi и
Captain Morgan (данные Diageo со ссылкой на Nielsen). Увидев убедительный
рост продаж
Shark Tooth, Diageo в августе 2014 года запустила <<напиток висковый>> --
Rowson`s Reserve. Новый продукт меньше чем за год вышел на второе место в
категории
ирландских виски после популярного Jameson.

Тренд подхватил крупнейший российский производитель водки <<Синергия>> -- в
июне компания вывела на федеральный уровень свои напитки <<Капитанский ром>>
(без рома)
и <<Капитанский джин>> (без джина). <<Дикси>> 1 июля выпустила на полки
<<висковый напиток>> под частной торговой маркой сети.

Напитки, имитирующие виски или ром, набирают популярность на фоне
девальвации рубля, так как она привела к существенному повышению цен на
импортируемые
товары: если сравнить июнь этого года с июнем прошлого, розничные цены на
импортный крепкий алкоголь выросли на 20-225%, говорит глава отраслевого
агентства
ЦИФРРА Вадим Дробиз. Падение импорта виски и рома за первые пять месяцев
этого года по сравнению с прошлым годом составили 35-240%.

<<То, что такие напитки появились на рынке именно сейчас -- вполне
объяснимо, -- говорит председатель Национального союза защиты прав
потребителей Павел Шапкин.
-- На рынке сформировалась довольно объемная ниша импортных крепких спиртных
напитков, и теперь российские производители ликеро-водочной продукции будут
паразитировать на популярности виски, рома или текилы. Производители
пытаются выжить в непростых рыночных условиях и готовы играть на грани

<<За последние десять лет в России сформировалась довольно большая категория
потребителей крепкого алкоголя, которая отдает предпочтение импортным рому и
виски
перед традиционной русской водкой, -- рассуждает топ-менеджер крупной
российской водочной компании. -- И если в начале двухтысячных годов любой
виски считался
суперпремиальным напитком, доступным только людям с доходами выше среднего,
то в последние годы на рынке появилось много виски и рома по цене,
сопоставимой
с премиальной водкой. Виски и ром стали привычными продуктами с большой
аудиторией, которая все последние годы росла>>.

По данным Федеральной таможенной службы, вплоть до 2012 года категории виски
и рома ежегодно росли более чем на 30%. В 2012 году в страну было ввезено
рекордное
количество виски за всю новейшую историю России -- 42,1 млн л. Ром поставил
свой рекорд в 2013 году -- 7,7 млн л. В 2014 году поставки виски и рома были
чуть меньше, чем в рекордные годы, но сопоставимыми по объемам.

По данным ФТС за первые пять месяцев 2015 года, поставки виски к
аналогичному периоду прошлого года рухнули на 40% до 8,1 млн л, рома -- на
35,5% до 1,3 млн л.
В абсолютных показателях это худшие итоги за последние пять лет.

После введения продовольственного эмбарго в августе 2014 года импортеры
крепкого алкоголя увеличили объемы поставок: они хотели сформировать запас
на случай,
если под санкции попадут спиртные напитки, поясняет глава отраслевого
агентства ЦИФРРА Вадим Дробиз. Этим частично объясняет резкое падение
импорта в начале
года. По итогам 2015-го, прогнозирует Дробиз, импорт виски, рома, джина и
текилы упадет примерно на 25%.

Первопроходцы

Diageo первой вывела на российский рынок напитки <<на основе рома>> и <<на
основе виски>>. <<Ромовый напиток>> Shark Tooth компания запустила в
<<докризисном>>
2013 году, когда популярность рома в России достигла пика. Согласно
информации на этикетке, основными ингредиентами <<Акульего зуба>> являются
вода, этиловый
спирт и карибский ром.

В августе 2014 года Diageo начала производство в России и <<напитка
вискового>> -- Rowson`s Reserve, в состав которого входит ирландский виски.
Сколько рома
и виски в реальности добавляется в эти напитки, Diageo не раскрывает.
Эксперт в области крепкого алкоголя, директор школы сомелье Эркин
Тузмухамедов уверен,
что не более 2-23%: <<Для достижения нужной ароматики и изменения вкуса
достаточно добавить совсем немного дистиллята в обычную водку, и напиток
будет иметь
характерный запах и вкус, -- поясняет он. -- Однако такие напитки выпущены
абсолютно законно, упакованы в красивые бутылки, напоминающие упаковку
оригинальных
рома и виски. И неискушенные потребители реагируют на внешний вид и низкую
цену покупают это, думая, что берут реальный виски и ром>>.

По предоставленным Diageo данным, Shark Tooth и Rowson`s Reserve примерно на
треть дешевле недорогих виски и рома. Так, бутылка 0,7 л <<ромового
напитка>>
Shark Tooth сейчас на полках магазинов стоит в среднем 622 руб., а
популярный ром Сaptain Morgan -- 855 руб. Такая же по объему бутылка
Rowson's Reserve
на основе ирландского виски -- 721 руб., а известный шотландский виски White
Horse -- 956 руб.

Ни капли рома

Тренд поддержала и группа <<Синергия>>, крупнейший российский производитель
водки. Компания много лет производила горькие настойки <<Капитанский ром>> и
<<Капитанский

года <<Синергия>> вывела напитки на федеральный уровень.

<<Синергия>> оказалась смелее Diageo. В <<Капитанском роме>> в отличие от
Rowson`s Reserve нет ни капли рома. Из информации на контрэтикетке можно
узнать, что <<Капитанский

дуба, мускатного ореха, корицы, гвоздики, кофе, а также чернослива и
мелиссы.
<<Синергия>> даже зарегистрировала в Роспатенте как отдельное изобретение
<<композицию ингредиентов для горькой настойки <<Капитанский ром>>, где
указывается,
что эта композиция <<позволяет получить горькую настойку с ароматом и
вкусом, свойственным рому>>.

<<Линейка крепкого алкоголя ``Капитанский'' предлагает потребителю напитки
по ``первой цене'' -- 350-2400 рублей за 0,5 л>>, -- рассказал РБК
представитель <<Синергии>>
Прохор Малютин. По его словам, первые продажи <<капитанских>> напитков на
федеральном уровне вселяют в компанию оптимизм: <<Реакция рынка была
однозначно
положительной -- продукт оказался востребован большинством федеральных
сетей, включая целевые для этого продукта сети-дискаунтеры. В настоящее
время напитки
представлены в 6 тыс. торговых точек только федеральных сетей>>.

Ниша будет расти

Количество ромовых и висковых напитков на полках будет увеличиваться, потому
что на них есть хороший спрос, уверен Эркин Тузмухамедов. "Мы считаем
запуски
Shark Tooth и Rowson's Reserve успешными, -- подтвердила РБК пресс-секретарь
российского офиса Diageo Наталья Щеняева. -- Оба напитка -- яркие примеры
инноваций,
отвечающих тенденциям рынка и нуждам потребителей. Они были разработаны для
российского рынка с учетом вкусовых предпочтений российской аудитории. Она
не назввала конкретные объемы их продаж, отметив лишь, что в компании ими
довольны. Высокие позиции напитков в их категориях это подтверждают.

То, что новые напитки Diageo пользуются спросом у российских покупателей,
РБК рассказали и в ГК <<Дикси>>. Так, в магазинах группы Shark Tooth
является одним
из лидеров продаж в категории крепкого алкоголя. Вероятно, отследив успех
продукта, <<Дикси>> в начале этого года объявила тендер на выпуск
<<вискового напитка
купажированного без определенной страны происхождения>> под собственной
торговой маркой. Победитель конкурса должен был получить заказ на 55 тысяч
бутылок
в месяц. В <<Дикси>> рассказали, что их <<висковый напиток>> Old Tower
появился на полках 1 июля.

До сих пор производство виски и рома в России было невозможно, так как
отсутствовал ГОСТ на выпуск дистиллированных алкогольных напитков из зерна и
сахара.
Однако с 1 июля 2015 года вступил в силу ГОСТ Р 55799-22013 <<Дистиллят
зерновой. Технические условия>> и теперь виски можно делать и в России.
Ромового ГОСТа
пока нет.

По оценке Вадима Дробиза, объем легального рынка импортного виски в России в
2014 году составил 70-275 млрд руб., рынок легального импортного рома -- 15
млрд
руб.

Крупнейшими импортерами этих напитков являются глобальные лидеры индустрии
крепкого алкоголя -- Diageo, Pernod Ricard и Bacardi. Среди российских
компаний
крупным игроком на рынке является <<Синергия>>, имеющая эксклюзивный
контракт с шотландским производителем виски William Grant&Sons.

Вопрос репутации

Павел Шапкин говорит, что в Национальный союз защиты прав потребителей пока
не поступало обращений от потребителей по поводу напитков, напоминающих
виски
или ром. <<Когда производитель ставит на полку ромовый продукт, который
выглядит как настоящий ром, а информация о реальном составе напитка написана
на контрэтикетке,
это можно расценивать как нарушение прав потребителей, -- полагает эксперт.
-- Однако доказать это в суде нарушением закона ``О защите прав
потребителей''
крайне сложно>>. Тем не менее выпуск подобных продуктов может быть чреват
репутационными рисками для производителей, напоминает Шапкин.

РБК также отправил запрос о правомерности действий производителей
алкогольной продукции в ФАС. Пресс-служба прислала ответ управления контроля
рекламы и недобросовестной
конкуренции: <<Заявлений по этой ситуации ни от граждан, ни от бизнеса не
поступало. С подобной ситуацией никогда не сталкивались. Дать оценку,
возможно ли
такую ситуацию квалифицировать как наличие признаков недобросовестной
конкуренции, можно только после ознакомления с продукцией. Приезжайте,
привозите...
Встречу с начальником управления, специалистами организовать можно>>.

Денис Пузырев, при участии Анны Левинской
Источник:
https://news.mail.ru/economics/22620660/?frommail=1
С уважением, Эдуард Фурников

Ответить   Fri, 10 Jul 2015 15:01:20 +0300 (#3290849)