[свободная трибуна] Новая "Золушка" - спектакль, который в рамках Чеховского фес
Новая "Золушка" - спектакль, который в рамках Чеховского фестиваля
показывают в Москве
Это сплетение классики и современной хореографии, в итоге привычная сказка
превращается то в триллер, то в фантастику, то вновь герои предстают перед
зрителем
такими, какими их помнят из детских книг.
Нота за нотой под великую музыку Прокофьева на сцене рождается чудо. Мелодия
будто сходит с кончиков пальцев артистов и со звоном разносится по залу. И
кажется, что здесь танцуют вовсе не люди, а мечутся и порхают их оголённые
души.
Хореограф Гойо Монтеро отказывается от диснеевских стереотипов и превращает
историю о Золушке в психологический триллер, хладнокровно обнажая самые
тёмные
стороны человеческой жизни. Его Золушка лишена грации и женственности.
Изоляция от людей и заточение в тесной печке превращают её в пугливого
зверька.
"Для меня в "Золушке" отчётливо прослеживается тема жестокого обращения с
детьми. И эти её ремни, как символ постоянного контроля. Она вечно на
привязи.
И чтобы дикарка превратилась в женщину - недостаточно просто надеть красивое
платье и уложить волосы. Это тяжёлая психологическая работа", - говорит
хореограф
Гойо Монтеро (Германия).
Раздираемая страхами и сомнениями, Золушка впервые решится встать в полный
рост, а стая голубей поможет ей заново научиться ходить. Артисты кордебалета
то парят над сценой как птицы, то взвиваются в вихре ненависти, то
рассыпаются золой у камина. Они словно передают состояние души несчастной
оборванки,
которую так самозабвенно играет японская балерина Саяка Кадо.
"Это очень сложная хореография, самая сложная в моей жизни. Я ведь привыкла
к классическому балету. "Жизель", "Спящая красавица". А здесь совершенно
другой
способ существования на сцене. Режиссёр работал без преувеличения над каждым
моим движением. Мы даже ходили в зоопарк и наблюдали за обезьянами и
волками,
чтобы потом воссоздать их пластику на сцене", - говорит балерина Саяка Кадо
(Япония).
Россыпь танца, в которой современная хореография переплетается с
классической. А акробатические трюки такие же воздушные и невесомые как
балетные па. Здесь
Мачеха и сёстры, как вороны кружат по сцене и, кажется, вот-вот заклюют,
растопчут последние надежды Золушки. Нарочито манерные и грубые. В спектакле
их
играют мужчины. По несколько часов им наносят яркий макияж, такой же
неестественный и вульгарный, как сами героини, которые ещё надеются покорить
сердце
принца.
Закулисье королевского бала. Десятки платьев принцесс со всего света. Каждое
из них дизайнеры создавали только из лучших тканей - шёлк, шифон, кружево.
Но платье Золушки среди них заметишь не сразу, оно - самое простое и
скромное. А хрустальных туфелек в этой сказке не будет вообще. Режиссёр
намекает:
для настоящих чувств магия не нужна, ведь любовь - и есть волшебство.
Подвешенные в темноте, они танцуют, кажется, где-то на краю Вселенной.
Кружась в вальсе, смотрят друг на друга, но не видят, слушают, но не слышат.
Не праздник
жизни - а гимн одиночеству. И только Золушке удаётся вновь зажечь огонь в
глазах принца. Они растворятся друг в друге без остатка. Но после всех
страданий
разве можно поверить, что ты достоин счастья?
"Она не просто сбегает, а ускользает, как мираж. Найти Золушку для принца
теперь вопрос жизни и смерти. Ведь в ней он увидел своё отражение. Он тоже
заточён.
Только не в печке, а в золотой клетке. И только в её объятиях он впервые
обретает свободу", - говорит исполнитель партии Принца Макс Захриссон
(Германия).
Еле живую, он достанет её из золы и пепла. И как два феникса они возродятся
для новой жизни. И окажется, что быть продолжением друг друга и дышать в
унисон
- это не сказка. И никакая фея не смогла бы наколдовать лучше.
Ольга Паулова
Источник:
http://www.1tv.ru/news/culture/287371
С уважением, Эдуард Фурников