[свободная трибуна] Сокращение и вычитание

Сокращение и вычитание
Бюджетная комиссия правительства вчера утвердила начало бюджетного процесса
в версии, предложенной Минфином, -- Белый дом будет по крайней мере
обсуждать
изменение действующих принципов индексирования пенсий и соцпособий.
<<Волевого>> решения о сокращениях не будет -- президент Владимир Путин не
стал вмешиваться
в дискуссию. Предполагается, что правительство разделит с Госдумой
политическую ответственность за первую с 2009 года попытку поменять базовую
модель экономического
роста в России.
Вчера в Белом доме состоялось финальное перед рассмотрением бюджетных
проектировок Минфина правительством заседание бюджетной комиссии
правительства под
руководством премьер-министра Дмитрия Медведева. Кроме вступительной речи
главы правительства, оно было закрытым, итоги не объявлялись, <<Ъ>> известен
ход
обсуждения со слов ряда участников заседания.
Напомним основной сюжет в обсуждении бюджета на 2016-22018 годы: Минфином
подготовлены два варианта бюджетных проектировок. Один из них предполагает
индексацию
ряда защищенных соцрасходов федерального бюджета по действующему
законодательству (в случае пенсионных расходов -- на 11,9% в 2016 году, на
7% в 2017 году
и на 8,4% в 2018 году), другой -- индексацию по прогнозной инфляции
действующего закона о бюджете на 2015-22017 годы и фактической инфляции 2016
года (пенсии
в 2016 году растут на 5,5%, в 2017 году -- на 4,5%, в 2018 году -- на 4%).
Цена вопроса -- 510 млрд руб. в 2016 году, 879 млрд руб. в 2017 году и 1174
млрд
руб. в 2018 году, более половины этих сумм -- трансферты Пенсионному фонду.
Таким образом министр финансов Антон Силуанов возобновил уже ставшее
привычным
противостояние экономического блока Белого дома и социального блока,
возглавляемого вице-премьером Ольгой Голодец: последний раз он касался
накопительного
компонента пенсионной системы, соцблок вопрос проиграл.
Впрочем, проблема, <<зашитая>> в конструкции бюджетных проектировок Минфина,
больше. Финансовое ведомство на майских и июньских совещаниях в
правительстве
и администрации президента выдвигало целый набор претензий к действующей
модели экономического роста как минимум после 2008 года. Это в первую
очередь
сильное опережение роста зарплат и доходов бюджетозависимых в сравнении с
ростом ВВП (проблема <<незаработанных доходов>>), перевод прибыли экономики
в госмонополии
(несырьевой индекс потребцен рос существенно ниже, чем индекс цен в
энергетике и транспорте, в частности, в железнодорожных перевозках), резкий
рост непроизводственных
расходов (оборона, безопасность и соцполитиков -- это 53% госрасходов 2015
года против 33,3% в 2000-м и 41,8% в 2008-м) и постоянный рост реального
эффективного
валютного курса, снижающий, по мнению аналитиков Минфина,
конкурентоспособность экономики РФ.
Отказ от <<законной>> индексации соцрасходов в 2016--2018 годах укладывается
в общеэкономические предложения Минфина. Помимо ограничения пенсионных
расходов,
это сильное (на 26,5% в 2018 году к уровням 2015 года в реальном выражении)
сокращение военных расходов, умеренное (на реальные 8-213%) снижение прочих
госрасходов, ограничение роста тарифов госмонополий целевой инфляцией (4%),
новое сокращение госслужащих на 10% без индексации доходов оставшимся. В
целом
это должно обеспечить сбалансированность бюджета к 2018 году, снижение доли
госрасходов в ВВП до 34,3% и освобождение ресурсов для увеличения инвестиций
--
как государственных, так и частных. Макроэкономическая идея Минфина -- не
ориентироваться больше на поддержание внутреннего спроса через постоянное
увеличение
зависящих от бюджета доходов населения (фактическая модель роста 2005-22007
и 2009-22013 годов) и попытаться через госинвестиции в инфраструктуру
запустить
альтернативную модель роста. Новым аргументом Минфина на бюджетной комиссии
было то, что в нынешней финансовой ситуации Россия просто не может себе
позволить
не делать то, что богатейшие страны ОЭСР вынуждены были делать после кризиса
2008 года. Даже они не в состоянии отказаться от сокращения соцрасходов при
падении
доходов -- это демонстрировалось Минфином с цифрами в руках.
Стоит отметить, что альтернатив проектировкам Антона Силуанова у
коллег-министров, собственно, не было. Даже отказ от предложенного смягчения
<<бюджетного
правила>> и покрытие большего дефицита бюджета займами на рынке ОФЗ
технически довольно сложны, а расходование Резервного фонда за 2016 год
вместо <<растягивания>>
его по предложению Минфина на три года -- самоубийственно.
Поэтому бюджетная комиссия, по данным <<Ъ>>, прошла в атмосфере спокойной
обреченности. Судя по всему, участники осознали, что вне зависимости от
решения
<<пенсионного вопроса>> на 2016 год резкое сокращение госрасходов, лишь
немного смягченное Резервным фондом, -- неизбежность.
По данным <<Ъ>>, на комиссии министры в основном сообщали, что предложенное
сокращение госрасходов требует сокращения госфункций и госзаданий, и это
тоже неизбежность.
Так, глава МЧС Владимир Пучков и глава Минтруда Максим Топилин сообщил о
необходимости отмены ряда нормативов, соблюдать которые требуется ведомствам
и внебюджетным
фондам. Глава МВД Владимир Колокольцев -- о возможном сокращении к 2018 году
до 300 тыс. сотрудников (сейчас -- около 1,1 млн). Министр экономики Алексей
Улюкаев при этом критиковал идеи Минфина по <<бюджетному правилу>>. Наконец,
критике бюджетные проектировки Минфина подверг глава бюджетного комитета
Госдумы
Андрей Макаров, который сомневается в устойчивости региональных бюджетов при
предложенных федеральных бюджетных проектировках.
Окончательного решения о выборе одной из двух версий проектировок Минфина
Дмитрий Медведев вчера принимать не стал. Впрочем, идея пересмотра
законодательства
об индексациях соцвыплат и пенсий как минимум не отвергнута и будет
обсуждаться как базовая. Хотя неизвестно, какой пакет документов Минфина
утром 25 июня
будет обсуждаться на заседании правительства, вмешательства президента
Владимира Путина и принятия им на себя решения по одной из двух схем Минфина
не произошло
(это могло случиться на ранее анонсированном вчерашнем совещании у
президента с правительством по соцвопросам). По данным <<Ъ>>, Дмитрий
Медведев дал указание
обсуждать конкретные вопросы сокращения госпрограмм на совещаниях у
вице-премьеров по стандартной схеме. Кроме этого, в Белом доме вчера
обсуждались и риски
оспаривания будущих решений об отказе от точной индексации пенсий по
инфляции в Конституционном суде, и необходимость публичного обоснования
новой соцполитики,
и предполагаемые сложности прохождения бюджета, основные параметры которого
будут доведены до ведомств к 10 июля, осенью 2015 года в переизбирающейся
Госдуме.
Главный спор финансового и социального блока при этом вполне может
закончиться компромиссом. Окончательные цифры повышения выплат могут
появиться в бюджете
и на стадии обсуждения документа Госдумой -- финальный вариант размера
индексации может оказаться равен 9%, что соответствует прогнозу приросту
зарплат
в номинальном выражении, как подтвердил <<Ъ>> источник в соцблоке, такой
промежуточный вариант индексации ранее обсуждался на совещаниях в
правительстве.
Невозможно, видимо, лишь одно -- волшебное обнаружение правительством
источника денег для продолжения политики 2009-22014 годов.
Дмитрий Бутрин, Анастасия Мануйлова, Татьяна Гришина
Источник:
https://news.mail.ru/economics/22459289/?frommail=1
С уважением, Эдуард Фурников