McDonald's ввел <<Wi-Fi по паспорту>> во всех ресторанах сети в России
McDonald's ввел идентификацию пользователей бесплатного Wi-Fi во всех
ресторанах сети по России. Это первая крупная сеть общепита, исполнившая
постановление
правительства, которое пользователи назвали <<Wi-Fi по паспорту>>.
О том, что сеть ресторанов быстрого питания McDonald's ввела идентификацию
пользователей бесплатного Wi-Fi во всех 505 ресторанах сети по всей России,
РБК
сообщила представитель компании Светлана Полякова. От дальнейших
комментариев Полякова отказалась.
Покрытие Wi-Fi, а также непосредственно услуги идентификации пользователей в
ресторанах сети McDonald's обеспечили несколько телекоммуникационных
компаний --
в частности, <<Вымпелком>> и <<Энфорта>>, рассказали РБК несколько
источников из компаний-операторов.
Представитель <<Энфорта>> Сергей Широков, который занимается стратегическим
развитием, подтвердил РБК, что компания работает с McDonald's. По словам
Широкова,
<<Энфорта>> подключила услугу идентификации в 200 ресторанах McDonald's в
Москве около двух месяцев назад. Представитель <<Вымпелком>> подтвердил
сотрудничество
с McDonald's.
<<Энфорта>> предоставляет услугу идентификации пользователя Wi-Fi с помощью
SMS уже около года. Когда пользователь подключается к бесплатной
беспроводной
сети, на экране устройства появляется специальное поле, куда необходимо
ввести номер телефона. После этого он получает sms с паролем и логином,
которые
вводятся в соответствующее <<окно>>, -- доступ к Wi-Fi активизируется,
объяснил Широков. Число пользователей, которые прошли идентификацию через
сервис <<Энфорты>>,
составляет около 1,5 млн человек, уточнил он. Клиентами компании, по его
словам, помимо McDonald's, являются сеть Burger King, заправки ЛУКОЙЛ и ряд
небольших
компаний. Стоимость услуг <<Энфорты>> (идентификация, предоставление точки
доступа Wi-Fi и канала связи) составляет от 2 до 7,8 тыс руб. в месяц для
одного
заведения. Стоимость SMS партнеры оплачивают отдельно, уточнил Широков.
Буква закона
Идентифицировать пользователей бесплатного Wi-Fi бизнесменов обязывает
постановление правительства No 758, которое вступило в силу 13 августа 2014
года.
Согласно этому документу, а также последующим разъяснениям Минкомсвязи,
идентифицировать пользователей необходимо всем владельцам бесплатных точек
доступа
Wi-Fi -- по паспорту (документу, удостоверяющему личность), номеру
мобильного телефона или учетной записи на сайте госуслуг. Тем не менее,
отсутствие какого-либо
наказания за неисполнение постановления и непонимание, на ком лежит
ответственность -- на интернет-провайдерах, обеспечивающих сетями Wi-Fi, или
самих заведениях,
привело к тому, что владельцы ресторанов и торговых точек не спешили с
выполнением поручения Минкомсвязи.
Владельцы заведений изначально были не в восторге от инициатив Минкомсвязи
по поводу необходимости идентификации. Как рассказал РБК президент федерации
рестораторов и отельеров России Игорь Бухаров, ряд небольших ресторанов
отказались от предоставления услуги беспроводного доступа после того, как
все заговорили
о <<Wi-Fi по паспорту>>. Предприниматели не зарабатывают на предоставлении
такой услуги, продолжает Бухаров, некоторые посетители заказывают чай, сидят
два
часа и пользуются открытой сетью -- многим предпринимателям это не нравится.
Бухаров не назвал конкретные заведения, которые отключили доступ в интернет,
и не смог оценить долю тех, кто исполнил, а кто проигнорировал постановление
правительства. Подобную статистику не смогли предоставить и другие,
опрошенные РБК представители ресторанной, девелоперской и
телекоммуникационной отраслей.
Однако как только в отношении рестораторов -- по инициативе Минкомсвязи --
начнут действовать штрафные санкции, они закроют доступ к Wi-Fi, считает
Бухаров.
Он уверен, что на это пойдут в том числе крупные сети общественного питания.
ко в мае 2015 года глава Минкомсвязи Николай Никифоров в своем выступлении
на правительственной комиссии по связи обратил внимание, что некоторые сети
быстрого питания до сих пор предоставляют доступ в интернет без
идентификации, не взирая на изменения в законодательстве.
<<Посетители крупнейшей в России сети кафе быстрого питания до сих пор
пользуются публичным доступом к интернету без регистрации>>, -- сообщил
Никифоров (цитата
по сообщению пресс-службы Минкомсвязи), не уточняя название сети. По
информации ТАСС, речь как раз шла о сети McDonald's, однако в Минкомсвязи
эту информацию
тогда категорически опровергли, сославшись на то, что глава ведомства <<не
упоминал никаких юридических лиц>>.
В рамках своего выступления Никифоров также заявил, что необходимо закрепить
ответственность юридических лиц и частных предпринимателей за создание
публичных
сетей, не обеспечивающих идентификацию пользователей, в Кодексе об
административных правонарушениях (КоАП). Представители Минкомсвязи не
ответили на запрос
РБК по поводу предполагаемого размера штрафов и того, кто будет нести
ответственность за исполнение. Однако участники телекоммуникационного рынка
и владельцы
заведений начинают готовиться к принятию поправок. Сделать это можно
несколькими способоми -- попросить включить идентификацию своего провайдера,
если он предоставляет
такую услугу, самостоятельно разработать систему идентификации или заказать
услугу у сторонней компании.
Под копирку
Заработать на идентификации пользователей хочет оператор сети Wi-Fi в
московском метро <<МаксимаТелеком>>. Компания собирается предоставлять кафе
и торговым
центрам услугу идентификации пользователей при подключении к публичному
Wi-Fi, рассказал РБК представитель компании Илья Грабовский. Новую услугу
компания
внедрит до конца августа 2015 года. Использование системы идентификации и
авторизации, которую прошли уже несколько миллионов пассажиров метро,
позволит
ресторанам и торговым центрам исключить затраты на отправку SMS, которые в
среднем составляют 1 руб. на пользователя, объяснил Грабовский.
По его расчетам собственная разработка системы идентификации может стоить
заведениям $10-220 тыc. и при этом ежемесячно придется тратить на ее
обслуживание
около $1 тыс. на зарплату техническому персоналу или сторонней компании,
которая будет поддерживать работу системы.
<<Любые заведения и владельцы публичных сетей могут свести свои затраты на
систему идентификации к минимуму: как за счет отсутствия необходимости
какой-либо
разработки, так и за счет экономии на SMS>>, -- отметил Грабовский. Он
добавил, что компания позволит зарабатывать на публичных сетях Wi-Fi их
владельцам,
так как <<МаксимаТелеком>> уже обладает экспертизой в такого рода
монетизации -- она размещает рекламу на стартовой странице доступа к
беспроводной сети в метро.
Например, при подключении к интернету в кафе пользователь будет попадать на
стартовую страницу wi-fi.ru (как в метро), а дальше <<МаксимаТелеком>> будет
делиться с партнером доходами от рекламы. Сама <<МаксимаТелеком>> заработала
на рекламе в 2014 году.
Заведениям услуга идентификации от <<МаксимаТелеком>> будет обходиться до
<<десятков тысяч рублей в месяц>>, рассказал Грабовский. По его словам, при
расчете
стоимости услуги для конкретной точки, учитываются несколько десятков
факторов -- проходимость, площадь залов и др. Чем больше трафик у точки, тем
больше
<<МаксимаТелеком>> и ее партнер смогут заработать на рекламе и,
соответственно, тем дешевле оператор будет предоставлять свои услуги,
отметил Грабовский.
<<МаксимаТелеком>> уже ведет переговоры с <<десятками потенциальных
партнеров>>, среди которых крупные торговые центры и <<популярная сеть
общественного питания>>
о предоставлении услуги идентификации, отметил Грабовский. Он отказался
назвать конкретные компании. Представители McDonald`s, KFC, <<Росинтера>>
(<<Планета
Суши>>, <<IL Патио>>), ТРЦ <<Афимолл Сити>>, <<Шоколадницы>> и <<Кофе Хауз>>
рассказали РБК, что не ведут переговоров с <<МаксимаТелеком>>. Представитель
группы <<Ташир>>
(ТРЦ <<РИО>>, ТРЦ <<Ереван-Плаза>>) отказался от комментариев.
Грабовский уверен, что новая услуга будет пользоваться популярностью. <<Даже
в крупных сетевых заведениях зачастую все сделано либо своими силами, либо
силами
провайдеров, которые идентификацией не занимаются, а могут предоставить лишь
непосредственно доступ в сеть>>, -- подчеркнул он.
АО <<МаксимаТелеком>> работает на рынке в нынешнем виде с 2013 года, когда
компанию выкупили у российского интегратора <<Энвижн Груп>> несколько
неназванных
акционеров, среди которых -- бывший президент <<Ситроникса>> Сергей Асланян
(является председателем совета директоров компании).
По данным СПАРК, чистый убыток компании, генеральным директором которой
является Борис Вольпе, в 2013 году составил 16,8 млн руб., выручка -- 3,4
млн руб.
(более свежих данных нет). Представитель <<МаксимаТелеком" Грабовский не
раскрывает точное число абонентов, но говорит, что эта <<цифра больше>> 4,5
млн человек,
которую в мае называл министр связи Николай Никифоров.
Тройка при делах
Услуги по идентификации пользователей сегодня оказывают и непосредственно
операторы сотовой связи.
Пресс-секретарь оператора <<ВымпелКом>> (предоставляет Wi-Fi в сетях
<<Шоколадница>>, <<КофеХауз>>, McDonald's) Анна Айбашева рассказала РБК, что
компания уже
реализовала возможность идентификации пользователей по номеру мобильного
телефона в местах публичного доступа к интернету. По ее словам,
воспользоваться
или нет этой услугой, решает владелец заведения. Сама услуга предоставляется
бесплатно -- она <<зашита>> в общую стоимость интернета от оператора.
Стоимость
услуги Wi-Fi для юрлица составит 3 тыс. руб. в месяц при скорости интернета
в 2 Мбит, рассказал РБК представитель службы поддержки клиентов
<<ВымпелКома>>.
По словам оператора такой скорости хватит для того, чтобы 15-220 человек
<<комфортно пользовались сетью>>, например, в кафе.
<<Мегафон>> рассматривает публичные сети Wi-Fi как <<элемент повышения
лояльности клиентов>>, рассказала пресс-секретарь оператора Алия Бекетова.
Такие сети
есть, например, в <<Сапсане>> (услуга для пользователей платная -- РБК),
добавила она. Однако компания не предоставляет возможность идентификации
пользователя
по SMS, уточнила Бекетова.
У МТС есть ряд точек публичных точек Wi-Fi в городах России, рассказал
представитель оператора Дмитрий Солодовников. В местах коллективного доступа
МТС
организовывает идентификацию по IP-адресам конечных устройств пользователей,
для чего им при входе в сеть нужно предоставить свой номер телефона и взамен
получить пароль по SMS, добавил он. МТС предоставляет компаниям-партнерам
услугу идентификации бесплатно, но абонент при подтверждении оплачивает
исходящую
SMS по подключенному у него тарифному плану, отметил Солодовников. Стоимость
услуги Wi-Fi для юрлиц у МТС начинается от 1,2 тыс руб. в месяц при скорости
в 6 Мбит, рассказал сотрудник службы поддержки клиентов МГТС (<<дочка>>
МТС).
Соцдоступ
Несмотря на наличие <<большой тройки>>, услугу идентификации в беспроводных
сетях предоставляют небольшие частные компании. Например, стартап HotWi-Fi
(появился
в 2012 году), который позволяет кафе авторизовывать пользователей с помощью
соцсетей, уже зарабатывает на этом по 2 млн руб. Клиентами HotWi-Fi сейчас
являются более 1 тыс. заведений (например, BaskinRobbins, KFC, Subway и
др.), которые предлагают своим посетителям <<дружить>> в соцсетях при
подключении
к интернету. Ежемесячная абонентская плата за идентификацию сейчас
составляет от 1 тыс. до 5 тыс. руб. с одной торговой или розничной точки,
отметил Степаненко.
Предприниматель не чувствует повышения спроса на инструменты идентификации
пользователя после того, как Минкомсвязи предложило ввести штрафы за
отсутствие
идентификации в публичных сетях Wi-Fi. Однако, если ответственность за
исполнение закона переложат с операторов на владельцев точек доступа, то
внимание
предпринимателей к этим решениям естественно возрастет, отметил Степаненко.
<<Если от наших клиентов потребуют проводить SMS-авторизацию пользователей,
мы обеспечим им исполнение закона. Для текущих клиентов услуга будет
бесплатной, а для новых будет входить ежемесячную абонентскую плату>>, --
рассказал
Степаненко.
Единственной европейской страной, запретившей анонимный Wi-Fi, была Италия:
здесь от владельцев точки Wi-Fi потребовали идентификации пользователей и
хранения
их данных после терактов в Лондоне в 2005 году. Закон Писану, названный по
имени его автора, министра внутренних дел Джузеппе Писану, действовал до
конца
2010 года. Даже после его отмены операторы предпочли оставить идентификацию
пользователей в бесплатных точках доступа к Интернету до вступления в силу
в июле 2013 года правительственного указа Decreto del Fare (вводил меры для
<<перезапуска>> итальянской экономики), который уже окончательно вернул
анонимный
Wi-Fi.
Источник:
https://news.mail.ru/inregions/moscow/90/economics/22480696/?frommail=1
С уважением, Эдуард Фурников