[свободная трибуна] Катастрофа самолета Germanwings научила европейцев осторожности

Катастрофа самолета Germanwings научила европейцев осторожности
Катастрофа с самолетом A320 авиакомпании Germanwings разделила авиационное
законодательство разных стран на две части. В части стран одному пилоту по
закону
запрещено находиться в кабине во время полета. В других странах в кабине
может находиться один человек.
МОСКВА, 24 апр - РИА Новости/Прайм. Произошедшее месяц назад во французских
Альпах крушение самолета A320 авиакомпании Germanwings шокировало Европу -
сначала
количеством жертв, став самой масштабной авиакатастрофой во Франции с начала
века, а затем причиной трагедии: по данным следствия, самолет разбился в
результате
умышленных действий оставшегося одного в кабине лайнера второго пилота
Андреаса Лубитца, который долгое время лечился у психотерапевтов от
депрессии.
Катастрофа разделила авиационное законодательство разных стран на две части.
В первую вместе с Россией попали страны, где подобный случай произойти не
мог
ни при каких обстоятельствах. В этих странах одному пилоту по закону
запрещено находиться в кабине во время полета.
Во вторую группу попали страны, где местными авиационными регуляторами
нахождение одного пилота в кабине не запрещено. Но таких стран после 27
марта стало
намного меньше.
Российских пассажиров защища
Следовавший из Барселоны в Дюссельдорф А320 разбился в труднодоступном
районе Альп на юго-востоке Франции. В катастрофе погибли 150 человек. Запись
с обнаруженных
<черных ящиков> указала на то, что катастрофа стала результатом умышленных
действий второго пилота - гражданина Германии Андреаса Лубитца. Он запер
кабину,
чтобы не пустить обратно вышедшего из нее командира экипажа. Самолет начал
снижаться, через некоторое время он врезался в гору. Действия Лубитца
прокуратура
Франции расценила как непредумышленное убийство, поскольку он
руководствовался желанием <уничтожить самолет>, а не сознательным желанием
убивать.
В России такой случай произойти не мог, отмечают опрошенные РИА Новости
представители перевозчиков. Члены летного экипажа могут покидать кабину
самолета
только по очереди, и в ней не может находиться менее двух человек, написано
в отечественных Федеральных авиационных правилах. Как отметили в
<Аэрофлоте>,
<при передаче управления воздушным судном или покидании рабочего места пилот
должен убедиться, что пилот на рабочем месте взял управление воздушным
судном
на себя и полностью адаптирован в понимании ситуации>.
<Замена пилотов должна производиться быстро, и при этом только одно
пилотское место может быть свободным. При выполнении пассажирских перевозок
экипажем
воздушного судна, состоящим из двух пилотов, при покидании рабочего места
одним из них в кабине летного экипажа должен находиться, не занимая рабочего
места пилота, член кабинного экипажа или дополнительный член летного экипажа
для визуального контроля>, - добавляют в <Аэрофлоте>.
В <Трансаэро> также подчеркнули, что покидание рабочего места более чем
одним сотрудником летного экипажа воздушного судна вообще запрещено. <По
правилам
авиакомпании, при минимальном составе экипажа один из пилотов может покинуть
кабину только после того, как старший бортпроводник войдет в кабину пилотов
и займет откидное кресло>, - отмечают в S7.
Принцип <четырех глаз>
В отличие от России, в Евросоюзе присутствие двух человек в кабине пилотов
не регламентируется. Европейское агентство авиационной безопасности (EASA)
на третий
день после катастрофы (27 марта) рекомендовало авиакомпаниям ЕС обеспечить
постоянное присутствие в кабине пилота двух человек.
Однако это пока лишь рекомендация - чтобы стать обязывающей нормой, она
должна пройти рассмотрение в Еврокомиссии, а затем получить одобрение
Европарламента.
По данным представителей ЕС, опрошенных РИА Новости, эта процедура обычно
занимает несколько месяцев, минимум - от трех до пяти.
На рекомендацию сразу откликнулась Германия (авиакомпании этой страны
принадлежал разбившийся самолет). С 27 марта во всех авиакомпаниях этой
страны был
введен <принцип четырех глаз>, который запрещает пилотам находиться в
одиночестве в кабине самолета.
Авиакомпании Испании - страны, откуда летел разбившийся самолет - также
присоединились к требованию ЕС. Испанская Air Europa ввела правило <двух
пилотов>.
Руководство Iberia второго апреля вновь напомнило членам экипажей своих
лайнеров о необходимости постоянного присутствия двух пилотов в кабине.
Правило
обязательного присутствия двух пилотов в кабине в Iberia существуют еще с
2001 года, после терактов в США 11 сентября.
В авиакомпании Iberia есть еще одно правило - оно предусматривает постоянное
поддержание связи между членами экипажа во время полета. Как минимум каждые
20 минут пилоты и члены экипажа должны обмениваться информацией.
Крупнейшая бельгийская авиакомпания Brussels Airlines, входящая в группу
Lufthansa, тоже в ответ на рекомендации ЕС распространила правила <четырех
с самолетов Avro RJ100 (поскольку там не установлена открываемая снаружи
укрепленная дверь).
Новые правила нахождения в кабине ввели норвежская Norwegian и шведская SAS.
Новые правила требуют осторожности
Представитель департамента авиации министерства государственных земель,
транспорта, инфраструктуры и туризма Японии Сигэки Тида, отмечает, что в
Японии
нет установленного обязательного правила присутствия двух человек в кабине.
<Сейчас и в Европе, и в других странах рассматривается вопрос так
называемого
правила или рекомендаций присутствия "двух человек в кабине". Но решение на
этот счет будет принято не сразу>, - сообщил РИА Новости Сигэки Тида.
По его словам, вопрос заключается в том, не возникнут ли другие побочные
негативные явления, если правило присутствия двух человек в кабине станет
обязательным.
<В любом случае, решение будет принято не сегодня, необходимо многое
продумать и взвесить>, сказал он.
Немецкий минтранс и Немецкая федерация авиапромышленности заявили 2 апреля о
разработке новых стандартов мер безопасности на воздушном транспорте, в
частности,
в вопросах о медицинском и психологическом освидетельствовании пилотов и
оптимизации механизма блокировки дверей в кабину пилотов. Группа экспертов,
которые
готовят данные предложения, уже приступила к работе.
Правило <четырех глаз> не приведет к удорожанию билетов
<Речь идет о том, что члены команды будут подменять одного из пилотов в
кабине на очень короткое время, буквально на несколько минут>, - заявил РИА
Новости
официальный представитель Немецкой федерации авиапромышленности Себастьян
Шольце. <Мы исходим из того, что пилот покидает кабину на очень
непродолжительное
время, так что двух-трехминутное отсутствие одного из членов экипажа в
салоне не скажется на качестве обслуживания пассажиров>, - сообщил
официальный представитель
Lufthansa.
С этим согласны официальные представители Brussels Airlines Ким Данен и
бюджетной авиакомпании Jetairfly Флоранс Брюйер. Они уверены, что на цене
билетов
новое правило также ни как не отразится.
<Мы намерены просить уже нанятых членов команды заходить в кабину пилотов,
если один из пилотов будет вынужден покинуть ее на короткое время. Для этого
не нужно нанимать дополнительный персонал>, - заявил официальный
представитель авиакомпании Air Berlin Ааге Дюнхаупт. Касаясь дополнительных
мер безопасности,
например, введения дополнительной охраны на борту - так называемых
<воздушных маршалов> (sky marshals), представитель Air Berlin сообщил, что
<авиакомпании
не могут самостоятельно вводить такие меры, это происходит на уровне
регуляторов>.
Лечение от депрессии - женитьба
<Как могло получиться, что имевший отклонения от нормального состояния
пилот, к тому же освобожденный от работы по медицинским показаниям в роковой
день,
тем не менее, был допущен к выполнению полета, а в самой авиакомпании о его
проблемах со здоровьем практически не знали?>, - задает вопрос Сергей
Мельниченко,
гендиректор консультативно-аналитического агентства <Безопасность полетов>.
По его данным в авиакомпании Lufthansa, которой принадлежит лоукостер
Germanwings,
всего двадцать врачей на пять тысяч пилотов.
<Если пилот успешно проходит психологический отбор, а затем забирает с собой
на тот свет полторы сотни человек, то, может, использовавшиеся
психологические
тесты устарели? Или процедура их прохождения требует радикальных
изменений?>, - отмечает эксперт. ИКАО лишь рекомендует задавать <вопросы,
относящиеся
к психиатрическим расстройствам либо неправильному употреблению
психоактивных веществ>.
<Эффективность используемых в разных государствах систем психотбора большей
частью зависит от того, насколько глубоко "копает" врач при проведении
интервью
и насколько откровенен пилот. Первый из-за недостаточного количества врачей
обычно тратит на интервью ограниченное количество времени и не задает
"лишних"
вопросов; второй практически наверняка уверен, что честное признание проблем
с ментальным здоровьем ставит крест на его карьере пилота>, - признает
Мельниченко.
Гендиректор турецкой авиакомпании Turkish Airlines Темель Котиль предложил
свой вариант решения проблемы: чтобы избежать депрессии, которая может
привести
к катастрофам, он предложил пилотам жениться. <Образ жизни летчиков очень
важен. Крушение самолета во Франции произошло после того, как пилот
расстался
со своей девушкой. Поэтому мы поощряем молодых пилотов к тому, чтобы
жениться>, - сказал Котиль, выступая в Стамбуле перед выпускниками летного
училища.
Источник:
https://news.mail.ru/society/21828748/?frommail=1
С уважением, Эдуард Фурников