[свободная трибуна] На 82 году жизни от последствий коронавируса скончался режис
На 82 году жизни от последствий коронавируса скончался режиссер и актер
Владимир Меньшов
Есть режиссеры, которые так глубоко чувствуют душевные, глубинные ноты
своего родного народа, что все, что они делают, все, что снимают, сразу
и уходит в народ, и впитывается каждое слово, каждая реплика, каждый
взгляд. И герои фильмов как будто становятся твоей личной родней, твоими
близкими друзьями, твоими любимыми -- одним словом, твоими.
И таким даром -- делать истинно народное кино высокого уровня -- обладал
Владимир Меньшов. Все, что он снял, вошло в классику отечественного
кинематографа. <<Любовь и голуби>>, <<Москва слезам не верит>>, <<Розыгрыш>> и
другие ленты в сердце целого народа. И нет такой силы, которая может это
изменить.
Звенящий воздух предрассветной северной ночи, теплый взгляд за кухонным
столом, простые истории, и каждая масштабов характера нации.
Цитатами из его кинокартин можно истории рассказывать. И только кажется,
что это вот такие простые диалоги, полюбившиеся сердцу. Владимир Меньшов
как-то признался -- красное словцо, на которое так щедр русский народ, он
всю жизнь записывал в специальный блокнот. Потому-то они и кажутся
такими народными, не выдуманными. Их собрал режиссер-исследователь.
Из простой семьи, в которой считалось: актерство -- это из другой жизни,
недоступной и далекой. Но Владимир Меньшов стал режиссером своей судьбы.
Он объяснял: каждый фильм -- поступок, который требует всех сил. Так свой
эмоциональный накал в фильмах он оборачивал в легкость.
<<Истинный режиссер, который попробовал эту профессию, он уже никогда не
вернется в другие места>>, -- говорил Владимир Меньшов.
Такого же сотворчества он требовал от остальных на съемочной площадке. А
по-другому рядом с ним они бы и не смогли. С легкой разноцветной истории
про школьный ансамбль все и началось.
Картины Меньшова обладают этой необъяснимой магией. Если показывают по
телевизору <<Москва слезам не верит>>, не остановиться перед экраном и
потерять счет времени уже невозможно. Тогда коллеги по цеху считали
фильм второсортным. В моде было совсем другое кино -- в зените славы
Тарковский. Но вот высшую киноакадемию советская <<Золушка>> покорила
сразу. На церемонию Владимира Меньшова не пустили. Режиссер увидит и
прикоснется к своему <<Оскару>> лишь спустя несколько лет, а вот народную
любовь почувствует мгновенно.
<<Это была не модная картина. Мода тогда определялась сходством с Андреем
Арсеньевичем Тарковским, а я снял, как мне нравилось>>, -- говорил
Владимир Меньшов.
Кстати, Вере Алентовой, уже тогда супруге Меньшова, сценарий не
понравился. В их семейной жизни было все, как в кино, -- сходились,
расставались и снова сходились.
<<Они пошли провожать меня в школу. Факт тот, что папа был в бабушкином
свитере. И они оба меня пытались уверять, что это не так. Предполагаю,
что ночевал у нас, с утра было холодно, мама сказала "надень">>, -
рассказала Юлия Меньшова.
Вера Алентова признавалась -- пишет сценарии Меньшов долго, потому и
выходит каждый на вес золота. А вот актерских ролей у режиссера больше
сотни, и все разные -- от участкового до предводителя сил добра. В его
историях на пленке за счастье бороться надо. Так он сам жил. Так снимал,
заполняя светом любви каждый кадр.
Яна Подзюбан
https://www.1tv.ru/news/2021-07-05/409291-na_82_godu_zhizni_ot_posledstviy_koronavirusa_skonchalsya_rezhisser_i_akter_vladimir_menshov