[свободная трибуна] Что немецким школьникам рассказывают о 22 июня 1941 года?
Что немецким школьникам рассказывают о 22 июня 1941 года?
Ровно 80 лет назад нацистская Германия напала на СССР. Что написано о 22
июня 1941 года в современных немецких учебниках?
Июнь 1941 года. Вермахт пересекает границу Советского Союза
Те, кто учил историю по советским или российским учебникам, точно знают,
когда и с чего началась Великая Отечественная война. А что знают о 22
июня 1941 года немецкие школьники? Корреспондент DW разбиралась в этом.
В школьной библиотеке гимназии Ho:lty-Gymnasium в Нижней Саксонии
исторической литературы много. Только научно-популярных книг - 1730.
Примерно девять процентов из них рассказывают о Второй мировой войне. По
просьбе DW руководитель гимназии Ирина Неме (Irina Nehme) показала, по
каким учебникам истории учатся немецкие школьники.
Главный вопрос, который меня интересовал, - есть ли в них эта дата, 22
июня. Открываю оглавление учебника Anno 4, который издательство
Westermann подготовило для гимназий в Нижней Саксонии, и на 98-й
странице вижу главу "Вторая мировая война и ее последствия". В разделе
"Нападение на Европу" - параграф на двух страницах под названием
"Восточная кампания". И в этом параграфе - та самая дата: "22 июня 1941
года вермахт напал на Советский Союз". Авторы учебника пишут, что
"Гитлер считал необходимым и возможным победоносно реализовать план
"Барбаросса" за несколько недель...
Как преподают историю в немецких школах?
Пролистывая другие книги по истории, встречаю более краткое или более
подробное описание. За разъяснениями я обратилась к немецким учителям
истории, представляющим разные поколения, разные федеральные земли и
занимающим разные должности. И начала с вопроса: "Знают ли эту дату, 22
июня 1941 года, немецкие школьники?"
"Немецкие учебники составлены не по датам. Восточная кампания однозначно
обозначается как нападение - так сразу дается четкая оценка. Это было
нападение гитлеровской Германии на Советский Союз, и оно было
спланированным. Упоминается и пакт Гитлера - Сталина (это понятие
привыкли использовать немецкие историки, имеется в виду Договор о
ненападении между Германией и Советским Союзом, подписанный Молотовым и
Риббентропом в 1939 году. - Прим. ред). Рассказывают и о плане
"Барбаросса", но вот сами даты большой роли не играют. Самый важный
момент - в том, что напала именно Германия", - говорит в интервью DW
Петер Йоханнес Дросте (Peter Johannes Droste), глава немецкого Союза
учителей истории.
Ни в одном? А сколько же вообще учебников истории в Германии? За
образование в ФРГ отвечают федеральные земли. "16 земель, и у всех -
свои учебные планы, но есть только три-четыре крупных издательства
учебной литературы для школ. Они адаптируют манускрипты уже под каждую
землю. Поэтому на самом деле все не так хаотично, как может показаться
на первый взгляд", - успокаивает Дросте, который преподает историю уже
два десятилетия и сам является автором нескольких учебников.
Нужно ли в Германии заучивать даты?
"16 земель, но не у каждой, конечно, есть свой учебник. В Баварии -
свой, в Нижней Саксонии - тоже, - подтверждает и глава Немецкого союза
учителей Хайнц-Петер Майдингер (Heinz-Peter Meidinger). - В некоторых
землях историю начинают преподавать с 5-го класса, в других - с 7-го.
Концепция учебного плана основана не на хронологическом отображении
событий, а на тематическом подходе. Учитель может выбирать из нескольких
тем - например, о какой революции он будет говорить с учениками: русской
или французской? Поэтому знания у немецких школьников очень разные, даже
от школы к школе они могут сильно отличаться".
Итак, единого учебника истории в Германии нет
единого учебника истории в Германии нет и быть не может. По словам
Майдингера, "обычно Вторая мировая война рассматривается в 9-м классе,
но иногда - в 8-м или 10-м. В определенных образовательных учреждениях,
например гимназиях, эта тема может еще раз коротко всплыть уже на
старшей ступени обучения". То есть и здесь нет единого подхода.
На мой вопрос о 22 июня 1941 года глава союза учителей ответил так:
"Нападение на Советский Союз? Конечно. Пакт Гитлера - Сталина (или
Молотова - Риббентропа) тоже есть, но это - лишь один небольшой аспект.
Больше внимания уделяется капитуляции, освобождению, окончанию войны.
Все, что было в годы войны, проходят мимоходом. Большая часть знаний,
которые есть у молодежи, например, о Сталинграде, почерпнута ими не из
уроков истории, а из телевизионных передач, фильмов и интернета. На
уроках в эту тему не углубляются. Как Первая, так и Вторая мировые войны
в немецких учебных планах рассматриваются крайне бегло. Если посмотреть
внимательно учебный план, то в первую очередь речь идет о нападении
вермахта на Польшу, истории движения Сопротивления, поворотных моментах
в ходе войны, военных преступлениях, но непосредственно хронологии
уделяется не так много внимания. Подробно изучаются Холокост,
послевоенные годы, но о ходе войны дети знают очень мало. Бывает, что во
время отпуска, например, в Скандинавии они сильно удивляются тому, что
там свирепствовали немцы".
Нападение на Польшу
1939 год. Начало войны, нападение на Польшу
Если ориентироваться на число страниц и количество учебных часов,
изучению хода войны действительно уделено не так много внимания,
подтверждает и Ангела Зенст (Angela Senst), преподаватель со стажем в
гимназии Ho:lty-Gymnasium в Нижней Саксонии. "Спаренный урок, не больше,
- говорит учительница. - Однако большое внимание уделяется как раз тому,
что это была война на уничтожение, направленная на истребление населения
Советского Союза. Говорится и о том, что вермахт получил мандат на
совершение преступлений - стереть с лица земли деревни и села".
Сам текст в школьном учебнике довольно сухо описывает ход Второй
мировой, рассказывает преподавательница, но источники, указанные в
тексте, отсылают уже к документам, которые наглядно показывают, что
происходило, как нарушалось военное право, как солдаты вермахта
совершали преступления. Немецкие школьники могут ознакомиться и с
рассказами очевидцев из Советского Союза. Сухой текст довольно часто
сопровождают яркие иллюстрации. Как, например, вот эта карикатура, на
которой изображена свадьба Гитлера и Сталина в учебнике издательства
Klett. Она была впервые опубликована в черно-белом варианте в октябре
1939 года в американской газете Washington Star. Ее автор - художник
Клиффорд Берримен. "Интересно, сколько продлится медовый месяц?" -
гласит подпись к рисунку.
Карикатура в черно-белом варианте появилась в октябре 1939 года в
американской газете Washington Star. Ее автор - художник Клиффорд Берримен.
Карикатура в черно-белом варианте появилась в октябре 1939 года в
американской газете Washington Star. Ее автор - художник Клиффорд Берримен
Чего опасаются немецкие учителя истории?
Еще один вопрос, который меня интересовал, упоминается ли на уроках
истории, например, битва под Сталинградом? В одном из учебников я нашла
короткую запись: "После Сталинграда в войне наступил перелом". А что
говорят учителя?
"Военная история у многих коллег сегодня не пользуется популярностью.
Когда я сказал своим коллегам из Польши, что у нас есть учителя истории,
которые сами не знают о Грюнвальдской битве (Битве при Танненберге 1410
года), то это их сильно потрясло. У них каждый школьник знает об этом.
Думаю, конечно, Сталинград упоминается на уроках чаще, но наверняка в
Германии есть школы, где на уроках истории эта битва вообще не
изучается", - говорит Дросте.
"Наша цель - не в запоминании дат, фактов, событий, - говорит Ангела
Зенст, - важны конкретные примеры и выявление взаимосвязей, чтобы
понять, почему произошло то или иное событие и какие это имело
последствия". При этом речь не идет о том, что 22 июня не важно как
дата, просто в немецких школах - другой фокус. "Как страна, совершившая
это преступление, мы стараемся понять, как такое стало возможным", -
говорит историк.
В свою очередь историк Майдингер считает, что факты все-таки важно
знать. "Мы в последние десятилетия больше феномены рассматривали, но не
хронологию, - отмечает историк. - Для учеников с хорошей успеваемостью
такой метод подходит, они сами могут отнести все к нужной эпохе. Те, кто
учатся время от времени и не особенно прилежно, начинают путаться. Есть
пугающие примеры. Иногда школьники относят Хоннекера (Honecker) к
Гитлеру, а существование ГДР - к довоенному периоду! Кроме того, нам
нужны уроки истории, посвященные истории других культур и стран. Странно
ехать в Санкт-Петербург и не знать, что связывает Россию и Германию.
Слава богу, гораздо больше, чем Вторая мировая война! Важно обладать
историческими знаниями, которые шире истории своего народа".
Даты - не главное? Так было не всегда. Вернер Вeльхаузен (Werner
Wellhausen) преподавал историю 35 лет. Он ушел на пенсию в 2005 году.
Если сравнивать по темам, то за последние годы мало что изменилось.
Однако ранее больше значения уделялось как раз событиям и хронологии. И
даты его ученики должны были запоминать. И про Сталинградскую битву учили.
Отход от хронологического повествования сегодня далеко не всегда идет на
пользу школьникам. Как отмечает Хайнц-Петер Майдингер, "в XIX веке в
гимназиях воспроизводили ход боев, выстраивали фигурки. Это было время
одних крайностей. Теперь - другая крайность". Он считает, что Вторая
мировая требует детального изучения, потому что только тогда можно
представить себе весь ужас войны. Сам историк знает о войне не только из
учебников. Его отец семь лет был в советском плену, куда попал под
Сталинградом. Он избегал разговоров с сыном о тех страшных годах и лишь
когда тот отказался идти на военную службу, поддержал его решение. "Отец
вернулся из Сталинграда и передал мне понимание того, насколько
бессмысленна война", - признается историк с 20-летним стажем преподавания.
История, которая не знает героев
Вторая мировая война на страницах российских и немецких учебников, по
признанию Майдингера, который знаком с российской литературой, - сильно
отличаются. "В России много историй о подвигах, героях войны. Этот
пласт, конечно, в Германии полностью выпадает. О ходе войны в Германии
рассказывают один, в лучшем случае два, учебных часа. В России это,
наверное, два месяца. В немецких учебниках истории не разбирают ход
сражений и распределение военных сил. Скажем, тот факт, что Италия была
на стороне Германии, многим немецким школьникам вообще не знаком", -
говорит преподаватель.
Его коллега Дросте соглашается: "У нас почти нет историй о подвигах. Что
немного изменилось, так это восприятие покушения на Гитлера. Теперь
Штауффенберга (Stauffenberg) и его офицеров-единомышленников считают
героями". Больше стали рассказывать и о "Белой розе", брата и сестру
Шолль (Scholl) тоже относят к героям.
"Подвиги, герои? - переспрашивает глава Союза учителей истории. - Это
очень сложный вопрос. В Германии - неприятие героизации". Хайнц-Петер
Майдингер понимает стремление сохранить память о подвигах людей, которые
защищали свою родину, как это делается в российских учебниках, но в
целом ему кажется довольно опасным, когда на войну смотрят сквозь призму
героических поступков. Войной начинают восхищаться, складывается
впечатление, что проблемы можно решать таким способом. Раз был такой
успех в прошлом, можно повторить?
Красная армия в немецких учебниках
Освобождение или поражение? Так называется параграф об окончании Второй
мировой в одном из учебников. Преподаватель истории Ангела Зенст, как и
ее коллеги, сначала обсуждает с учениками значение этих слов. Первым,
кто официально назвал 9 мая днем освобождения, стал бывший федеральный
президент Рихард фон Вайцзеккер (Richard von Weizsa:cker). С тех пор
немецкие учебники истории содержат оба понятия.
Все учителя-историки в интервью DW подчеркнули, что Красная армия в
немецких учебниках истории, как и другие страны-победители, -
освободительница. И Майдингер, и Дросте подчеркивают, что нет деления на
"хороших" и "плохих" освободителей. О преступлениях солдат Красной армии
на территории Германии если и упоминается, то в контексте возмездия,
которое настигло Германию за те бесчинства, которые творились на
территории Советского Союза.
Главный урок истории: чтобы не было войны
Петер Йоханнес Дросте подчеркивает - самый важный урок, который должны
вынести ученики: главное, чтобы больше никогда не было войны. По мнению
учителя, важно, чтобы школьники понимали: Гитлер уже в 1937 году
намеревался напасть на СССР. И именно он был агрессором. Конечно,
немецкие учебники не щадят ни Сталина, ни Гитлера. Как отмечает Дросте,
"на подписании пакта встретились два достойных друг друга персонажа".
"Однако Гитлер - больший злодей в наших книгах", - подчеркивает
преподаватель гимназии.
На самом деле "не совсем правильно говорить, что на войну выделяется
только два урока, даже если по часам это и так, - подводит итог Ангела
Зенст. - Все, что связано с ней: и гонения, и преследования, и
уничтожение, и другие аспекты, - рассматривается на протяжении года". Ее
ученики проходят этот период в 10-м классе, но интерес к теме
национал-социализма проявляют уже пятиклассники.
Немецкий учитель Вернер Вeльхаузен родился в 1941 году. 80-летие
годовщины нападения нацистской Германии на СССР совпало с его личным
80-летием. Немецкий учитель истории в интервью DW сказал: "Авторы
составляют учебники, опираясь на национальные взгляды и представления.
Думаю, это и в России, и в Германии одинаково. Однако я уверен, что
немецкие учебники пытаются при этом сохранить объективность".
https://www.dw.com/ru/chto-stoit-v-nemeckih-uchebnikah-istorii-o-vtoroj-mirovoj-vojne/a-57979309?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com