Сегодня я хотела бы познакомить вас с отрывками из
предисловия к книге «Свобода учиться». Предисловие написано Натали Роджерс – дочерью Карла
Роджерса. В этих фрагментах Натали предлагает зарисовки, которые показывают, как
ее родители ценили то, что называлось тогда «прогрессивным образованием», и
иллюстрируют ее опыт учения в школе.
Курсивом я буду выделять свои комментарии, а жирным
шрифтом то, что кажется мне особенно значимым.
Я знаю из
собственного опыта, что спонтанность и самовыражение воспитываются в преисполненной любви, безоценочной и
поощряющей среде. В школе Харлей (Рочестер, штат Нью-Йорк) мне была
предоставлена такая образовательная возможность. Вгоды Великой депрессии
родители едва сводили концы с концами, но их высшим приоритетом было отправить
меня и моего брата Дэвида в частную «прогрессивную» школу. Классы там были
маленькие, всего по 15-20 человек, а сами учебные
занятия давали ощущение радости. В нас поддерживали
любознательность и духовную свободу. Нас поощряли к тому, чтобы думать самостоятельно и быть для самого себя авторитетом.
В школе Харлей —
с первого по шестой класс — мы очень много занимались искусством.
Художественная студия представляла собой просторную, светлую и полную воздуха
комнату, оборудованную гончарным кругом, мольбертами и массой всевозможных
материалов. Мы могли рисовать, лепить, заниматься живописью, составлять мозаики
и коллажи. Царила свобода. Я помню в частности то вдохновение, которое вызвала у меня яблоня за окном студии,
усыпанная пушистыми бело-розовыми цветами. Я установила мольберт и с энтузиазмом попыталась запечатлеть
эту картину. Но мне не удалось добиться желаемого эффекта, и я обратилась за помощью к учительнице.
Она никогда не говорила, что я делаю что-то неправильно. Она предлагала различные способы
экспериментирования при смешивании красок и
методы, которые могли дать желаемые результаты. На первом месте стояли моя
спонтанность и мой собственный
творческий порыв. Техническая помощь шла следом, когда я в ней нуждалась и
просила помочь. «Учиться по ходу дела» — такова была педагогическая философия.
Придя домой из
школы, я рассказала соседским ребятам, как я пишу картину, а они в ответ
рассказали мне о своих школьных занятиях изобразительным искусством. Я была
сильно опечалена. Они сидели за партами, перед каждым лежал маленький лист
бумаги, и им говорили, что и как рисовать. Казалось, процесс художественного
творчества полностью лишен радости. Вместо нее только вопросы: «Я правильно
делаю?» или «Какую отметку мне поставят?»
Представляете, такие школы существовали уже в 30-40-е
годы прошлого века! Натали описывает процесс занятия изобразительными
искусствами в свободной школе. И мне хотелось бы обратить ваше внимание на то,
какие условия являются необходимыми и достаточными для свободного образования.
Здесь есть
творческое пространство, в котором
размещено множество средств для
самовыражения и где учащимся предоставляется свобода выбора того, что и как делать. Есть учительница, которая не учит технике, не оценивает, но готова поделиться своими знаниями и
умениями, когда у ребенка появляется
запрос на это. Она не вмешивается в творчество ребенка, поправляя и подсказывая.
Для нее очень ценно его самостоятельное спонтанное и свободное движение.
В такой атмосфере у ученика развивается способность
слышать свои внутренние импульсы, желания, ведь придя в такой класс, он
постоянно задается вопросами: чем я хочу сегодня заниматься, какими
инструментами, с каким материалом, сколько времени, каким образом. А умение
слышать свои истинные желания – это первое условие для того, чтобы найти СВОЙ
путь. В учении и не только.
Здесь ребенок получает знания именно в тот момент, когда
они ему действительно нужны: очень хочется передать на бумаге красоту за окном,
но не получается. Когда человек узнает то, что ЕМУ нужно (а не положено узнать
по программе), он совершенно иначе это воспринимает! Эти знания и умения
действительно ЗНАЧИМЫ для него, а потому понятны и прочно запоминаются.
И еще один очень
показательный фрагмент из школьной жизни Натали.
Более всего мне
запомнился исследовательский проект (показывающий мой ранний интерес к процессу
обучения), разработанный и реализованный мною в девятом классе. (35-страничный
отчет по этому проекту я храню до сих пор.) Я сравнивала педагогические
принципы и методы нескольких начальных школ. Во введении были поставлены
следующие вопросы: каковы различия в философиях образования? Чем отличаются
принципы и методы преподавания в традиционных и прогрессивных школах? Я
намеревалась получить данные, показывающие, какой метод лучше.
Я посетила
начальные школы и подробно описала различия между ними. Например: в
традиционной школе парты прибиты к полу, а в прогрессивной — передвижная
мебель; в традиционной школе учителя устанавливают жесткие правила и требуют
единообразия, а в прогрессивной — проявляют уважение к ребенку, сначала
выслушивают его и лишь затем предлагают тот или иной образ действий. В
процессе наблюдений в традиционной школе я сделала такую запись: «Все выглядит
так, будто за партами куклы, а не живые люди». А вот запись, касающаяся
прогрессивной школы: «Во второй половине дня дети по своей собственной инициативе планировали с помощью учителя свои
занятия. Я думаю, что для них это очень полезно, поскольку помогает думать об
окружающем мире и его проблемах. Если бы учителя планировали за них всю их
работу, то я не думаю, что они были бы такими заинтересованными в ней, какими
они, по-видимому, являются. Планировать, как ты собираешьсяразузнать то, что ты хочешь,
— и радость, и половина знания».
В
сопроводительном комментарии для директора школы моя учительница написала:
«Натали указала своим юным пальчиком (мне было тринадцать лет) на некоторые
моменты, которых многие взрослые — даже студенты-педагоги — зачастую не
замечают... Я думаю, что это хороший пример
неограниченных возможностей, присущих учебному процессу, руководимому и
направляемому самим ребенком».
То, что такой проект сделала 13-летняя девочка, по-моему,
о многом говорит. Чувствуется, что Натали была свободна в выражении своих
наблюдений и мыслей. А это возможно только
в определенной атмосфере.
…я оказалась в
такой учебной обстановке, где на первом месте была свобода выбора и ответственность перед собой за свое собственное
обучение. В соответствии с базовым учебным курсом требовалось, чтобы учащиеся
выбрали область изучения, составили план своей учебной работы, провели
необходимое исследование в качестве отдельного проекта и выступили перед
классом с отчетом о проделанной работе. На каждом этапе нас приучали думать и проявлять инициативу, действовать изобретательно
и творчески.
Подробнее об опыте учения в школе Натали
Роджерс можно узнать здесь.