Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Радость свободы учиться

  Все выпуски  

Радость свободы учиться


Опыт свободного учения, описанный учеником К.Роджерса продолжение

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Сегодня представляю вашему вниманию следующий фрагмент из статьи Самюэля Тененбаума о том, как проходило свободное учение в группе Роджерса.

…К пятому занятию произошли вполне определенные сдвиги, это было совершенно очевидно. Студенты разговаривали друг с другом и не обращались к Роджерсу. Студенты требовали, чтобы их слушали и хотели быть услышанными. То, что раньше представляло собой собрание неуверенных в себе, заикающихся, застенчивых людей, превратилось во взаимодействующую группу, совершенно новое сплоченное единство, действующее особым образом, члены которого были способны на такие обсуждения и размышления, которые ни одна другая группа не могла ни воспроизвести, ни повторить. Преподаватель также принимал участие, но его роль, хотя и более важная, чем любая другая в группе, в какой-то степени слилась с группой, и именно сама группа, а не преподаватель стала центромосновой деятельности.

Это место в тексте вызывает во мне прилив чувств: сердце наполняется теплом и трепетом, губы расплываются в улыбке. Даже дух захватывает от перемен, которые произошли в группе.

Что явилось причиной этого? Об этом я могу только догадываться. Я думаю, что случилось вот что: в течение четырех занятийстуденты не могли поверить, что преподаватель откажется от своей традиционной роли. Они продолжали думать, что он будет предлагать задания, что он будет центром всего происходящего, и что он будет управлять группой. Потребовалось четыре занятия, чтобы студенты поняли, что они заблуждаются, что преподаватель пришел к ним, не имея ничего, кроме своей личности; если они хотят, чтобы что-нибудь происходило, то именно они должны быть ответственны за содержание происходящего.

Эта ситуация была, конечно, весьма неприятной и бросала им вызов. Именно им надо высказываться и отвечать за все последствия. В этом совместном процессе студенты приходили к общему мнению, допускали исключения, выражали согласие и несогласие. Во всяком случае, они как индивиды, их глубинные "Я" были вовлечены в это, и такое положение привело к рождению этой специфической, уникальной группы, этого нового единства.

…Как вы, возможно, знаете, Роджерс считает, что если человека принимают полностью, и в таком принятии нет рассудочной критики, а только сочувствие и симпатия, то индивид может достичь согласия с собой, иметь мужество отбросить свои "средства защиты" и обратиться к своему настоящему "Я". Я видел, как это происходило. Во время первых попыток общения в группе отмечались единичные случаи обмена чувствами, эмоциями и идеями; но после четвертого занятия и далее члены этой группы, волей случая соединенные вместе, стали все более близки и проявились их истинные "Я". Во время взаимодействия отмечались случаи инсайта, озарения и взаимопонимания… Они были тем, что, как мне кажется, Роджерс назвал бы "моментами психотерапии", теми плодотворными моментами, когда вы видите, как душа человека раскрывается перед вами во всем своем захватывающем величии; и после этого – почти благоговейная тишина охватывает класс. И каждый член группы был окутан теплотой и участием, граничащими с мистикой. Я сам (уверен, что и остальные тоже) никогда не испытывал ничего подобного. …В процессе этого мы все чувствовали себя более возвышенными, свободными, более восприимчивыми к себе и другим, более открытыми для новых идей и очень старались понять и принять.

Поразительно, насколько явно в такой обстановке пробуждаются в людях по-настоящему человеческие качества и отношения становятся действительно человечными… Меня это очень трогает…

Наш мир несовершенен, и поскольку члены группы отличались друг от друга, то были и проявления враждебности. Но в этой обстановке каждый удар как-то смягчался, острые края как будто бы сглаживались. При незаслуженных обидах студенты переключались на что-то другое, и удар не достигал цели. Лично меня сначала раздражали некоторые студенты, но, когда я узнал их ближе, то начал принимать и уважать их. Когда я старался понять, что же произошло, мне пришла в голову мысль: когда вы сближаетесь с человеком, воспринимаете его мысли, эмоции, чувства, он становится не только понятным, но и хорошим, и приятным. Некоторые, более агрессивные личности говорили больше, чем следует, больше, чем им было положено, но сама группа в конце концов заставила их почувствовать свою волю, – не устанавливая правила, а просто своим собственным существованием.

Я подумала сейчас – люди были вместе всего месяц и так сблизились! А я училась годами в одном классе или группе, да так и не узнала, не поняла за это время большинство одноклассников и однокашников, которые были рядом... Дело не в количестве времени, а в качестве его проживания.

…если оценивать строго, количественно, замеряя время на часах, окажется, что ни одно занятие не было свободно от пустых разговоров и траты времени. Но вместе с тем, чем дольше я следил за процессом, тем больше убеждался в том, что, возможно, эти потери времени были необходимы. Может быть, именно таким образом человек обучается лучше всего. Сейчас, когда я оглядываюсь на весь этот опыт, я абсолютно уверен, что было бы невозможно научиться столь многому или так хорошо и основательно в традиционных условиях классной комнаты. Если мы примем определение Дьюи, по которому обучение есть реконструкция опыта, как еще лучше человек может обучаться чему-либо, чем не вовлечь в этот процесс всего себя, свою индивидуальность, свои самые глубокие побуждения, эмоции, установки и оценки? Никакой набор фактов и доказательств, как бы логично и последовательно он ни был изложен, не может даже в незначительной степени сравниться с этим методом.

Такой процесс образования происходит на глубинном уровне. Это дает совершенно новое качество. Чтобы выйти на этот уровень, по-моему, не нужно  жалеть времени!

В конце сегодняшнего выпуска захотелось привести эти строчки из книги Роджерса:

«Эффекты такой человеческой учебы продолжительны. Я получил письмо от одной молодой женщины (теперь уже не такой молодой), с которой не общался много лет. Она написала, в частности, следующее: «Я все время хотела сказать вам, что два ваших курса двадцать лет тому назад (!!!) были для меня единственным подлинно образовательным опытом в течение почти девяти лет обучения в колледже и аспирантуре в четырех различных университетах. Я никогда не читала так много по психологии и никогда не получала от этого такого удовольствия, как в тот год. Контраст между этим и всем остальным был очень болезненным». Я почти не помню ее, а она на двадцать лет запомнила класс, где была свободна учиться и быть».

В следующем выпуске рассылки окончание статьи Самюэля Тененбаума. Полностью эту статью можно прочесть здесь.

Счастливо!

Клара


В избранное