Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Радость свободы учиться

  Все выпуски  

Радость свободы учиться


Карл Роджерс - психотерапевт и фасилитатор учения

Здравствуйте, уважаемые читатели!

В этом выпуске я хочу предложить вам фрагмент из книги Роджерса и Фрейберга «Свобода учиться». Здесь Роджерс пишет о том, как стал применять в образовании открытия, сделанные в психотерапии. Описывает свои чувства и наблюдения. Этот фрагмент позволит вам увидеть, как появился человекоцентрированный подход в образовании и познакомиться с его автором. Мне очень нравится стиль, в котором пишет Роджерс: читаешь и чувствуешь живого человека.  Курсивом я пишу от себя.   

О важности полноценного человеческого бытия в классе я узнал как бы «с черного хода». Занимаясь психологическим консультированием учащихся и других людей, переживающих состояние личностного дистресса, я обнаружил, что им не помогает, когда ты разговариваешь с ними, даешь советы, объясняешь какие-то факты и рассказываешь, что означает их поведение. И понемногу я понял: когда я доверяю проявлениям их полноправной человеческой сущности, когда я искренне предстаю в общении с ними самим собой, когда я стараюсь понять их такими, какими они чувствуют и воспринимают себя изнутри, тогда запускается конструктивный процесс личностного изменения. У клиентов развивается более ясное и глубокое самопонимание, они начинают видеть, что они могут предпринять для устранения своей душевной боли, и они начинают совершать поступки, которые делают их более независимыми и приводят к решению некоторых их проблем.

Сколько раз я наблюдала этот процесс – как в качестве клиента, так и в качестве консультанта! Это действительно удивительно, насколько сильно искренность, принятие и понимание со стороны другого помогают человеку понять себя, найти свое собственное решение!

Однако, получив это важное знание, я спросил себя как учителя: «Почему в ходе консультирования я доверяю своим клиентам самим двигаться в конструктивных направлениях, а в отношениях со своими учениками и близко не подхожу к подобному доверию?» Итак, я начал на ощупь и неуверенно менять свой подход к школьным занятиям. И с удивлением обнаружил: как только я перестаю исполнять учительскую роль, в моих классах поселяется радость учения. Это происходило нелегко и постепенно. Но по мере того как я стал доверять учащимся, в их общении друг с другом и в освоении содержания учебного материала начали совершаться удивительные изменения; эти подрастающие люди расцвели. Самое главное в том, что они придали мне смелости и свободы быть самим собой, а это вело к глубокому и проникновенному взаимодействию. Они рассказывали мне о своих переживаниях; они задавали вопросы, над которыми я никогда не задумывался. У меня начали возникать новые блистательные идеи, волновавшие не только меня, но, как оказалось, и их тоже.

Радует то, что открытия Роджерса действительно универсальны. И они работают  в любой сфере, где есть отношения,  в том числе в образовании. Я убедилась в этом, когда помогала своей дочке учиться на семейной форме обучения , когда работала тьютором в гимназии.  

Принципиально новое качество отношения учителя к учащимся – это самое главное в человекоцентрированном свободном образовании. Способность доверять ученикам, понимать их и быть самим собой создает это новое качество.

Я убежден, что перешел нечто вроде настоящего Рубикона, когда решился начать учебный курс с такого вот заявления: «Этот курс называется «Теория личности» (или как угодно иначе). Но то, что мы сделаем с этим предметом, зависит от нас самих. Мы можем выстроить курс в зависимости от того, каких целей захотим достичь в рамках этой очень широкой и общей области. Мы можем изучать его так, как нам хочется. Мы можем совместно решить, как мы будем обходиться с теми пугалами, которые называются экзаменами и оценками. Я предоставлю в ваше распоряжение многочисленные материалы и помогу найти что-то еще. Я и сам являюсь одним из таких материалов, и вы можете пользоваться мной по мере надобности. Это предмет наших занятий. Итак, что же мы хотим из него сделать?»    

Подобное заявление, фактически означавшее: «Мы свободны учиться чему хотим и как хотим», совершенно изменило климат в классе. В тот момент, вовсе и не думая формулировать это таким образом, я сменил профессию на совершенно иную — я прекратил быть учителем и «оценщиком», чтобы стать фасилитатором учения.

Фасилитатор учения – это человек, который способствует самостоятельному осмысленному учению, создавая определенную атмосферу через свое отношение к ученикам. Об этой позиции подробнее можно почитать здесь

            Реакция учеников не была однозначно позитивной. Некоторые сразу почувствовали облегчение и начали проявлять инициативу, тогда как другие испытали, прежде всего, недоверие. «Звучит-то неплохо, но, честно говоря, мы слышали от учителей столько пустой болтовни, что и тебе не верим. Как ты собираешься оценивать нас?» Кое-кто был возмущен: «Я заплатил хорошие деньги, чтобы придти сюда и учиться у тебя, а теперь ты говоришь, что я должен учить всю эту дребедень сам! Похоже, меня обманули». Я очень хорошо понимал, почему учащиеся реагировали так негативно; и когда я попытался выразить мое понимание, что-то произошло. Ученики открыли для себя, что могут оспаривать учителя, даже критиковать его, и при этом их не пресекут, не осудят и не унизят. Это само по себе сделало класс совершенно отличным от любого другого, в котором им доводилось учиться. Мало-помалу они почувствовали, что такое «ответственная свобода», — не теоретизировали, не разговаривали о ней, а ощутили ее своими чувствами, эмоциями и интеллектом. А затем различными способами и в разном темпе они начали использовать это понятие.

            Неоднозначность реакции учеников понятна. Это так привычно и комфортно для многих, когда им говорят, что и как нужно делать. Когда я работаю с группами и говорю нечто подобное, а потом замолкаю, люди тоже часто некоторое время находятся в замешательстве, испытывают разные чувства, далеко не всегда позитивные. В этот момент для меня очень важно принимать любую их реакцию без оценки, выражать им понимание их чувств. И тогда начинаются удивительные вещи:  участники группы постепенно перестают ждать указаний от меня, начинают «смотреть» в себя и видеть, что они САМИ хотят сказать или сделать.

Сэмюэль Тененбаум, который присутствовал на моих занятиях, описал то, что он видел в этом классе: удивление и негодование учащихся, возрастающее возбуждение, близость между одноклассниками, невероятное количество выученного и, как результат всего этого, понимание самих себя. Это было время, когда я в достаточно полной степени стал тем, кем хотел быть в отношении к классу, а именно изобретательным, подверженным ошибкам, гуманным фасилитатором.

Фрагменты из описания Сэмюэля Тененбаума в следующих выпусках рассылки. А полностью данную статью Роджерса вы можете прочесть здесь

Счастливо!

Клара


В избранное