Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Северная Осетия 18


Виртуальное путешествие по Кавказу

 

Северная Осетия 18

 

Добрый день, уважаемые подписчики!

Это 18 выпуск рассылки,
разосланный 192 подписчикам

Тем, кто недавно к нам присоединился, рекомендую ознакомиться с предыдущими выпусками рассылки.

 

     Вот и пришло время завершать знакомство с Северной Осетией. Возможно, потом когда-нибудь ещё вернёмся в эту республику, но пока мы её покидаем, готовясь перебраться в следующую. Пока же последний выпуск, посвящённый Осетинскому народу и, в частности, Осетинским праздникам, отмечаемым в октябре, ноябре и декабре. Итак!..

 

ТАТАРТУПП

ТАТАРТУПП. В прежние времена праздник отме­чался летом» продолжался 2-3 дня, однако позднее его приурочили к осени, когда все работы окончены, урожай убран.
Татартуппу молились так же, как молились Уацилла Это было аграрное божество, приносящее людям счас­тье. Позднее его стали отождествлять с Уастырджи. Ему
вверяют себя все, кто отправляется в дальний путь. Прощаясь с Осетией» они обращаются к Татартуппу: «Уастырджи Татартуппа, пожелай нам счастливого пути!
Мы покидаем родную землю, так пошли нам такого счастья, Чтобы мы вернулись живыми и здоровы мня.
Святилище Татартуппа находится недалеко от селе­ния Эльхотово на вершине горы Татартупп. В прежние времена сюда собирались паломники из Осетии и Кабарды.
Здесь совещались о совместных делах, решались важные для всех вопросы. Это было место, где предста­вители двух наций безгранично верили друг другу. На
праздник закалывали быка, варили пиво, Просили Та­тартуппа послать хорошим урожаи, чтобы в будущем году их закрома были полны зерна, которое пойдет на
свадьбы и кувды. благословить путников и даровать им счастливую дорогу.
Святилище Татартуппа играло важную роль в жизни народа. По мнению ученых, оно возникло в 18 веке.

ХОРЫСАРЫ КУВД

ХОРЫСАРЫ КУВД (пир первой созревшей части урожая). Всю весну, лето и осень трудились люди не
покладая рук, чтобы получить хороший урожай. В на­дежде на помощь возносили молитвы Богу, Уастырджм. Уацилла и другим божествам.
И вот урожай созрел. Труды людей не пропали да­ром - и они должны из первого урожая сделать три пирога, препоручить себя Богу и созданным Им боже­ствам,
попросить, чтобы новый урожай был употреблен только на свадьбы и кувды.
Пока из нового урожая не сделают кувд, никто т имел права приниматься за его уборку.
Специально для этой цели отводился участок, кото­рый вспахивал и засевал кувды лаг - ответственным за кувд. Часть урожая оставляли на будущий год, осталь­ное
использовали для кувда.
На праздник закалывали быка.
Молящиеся большей частью обращались к Уацилла. благодарили его за хороший урожай.
В случае неурожая так же устраивался кувд с молит­вами к Уацилла, с просьбами, чтобы год будущий был богаче нынешнего, чтобы око Уацилла не пожалело для
них хорошего урожая.
После кувда люди принимались за уборку хлебов Начать уборку доверялось самому честному, чистому человеку, про которого говорят: «Божий избранник»
Хорысары кувд. как и другие аграрные праздники, как нельзя лучше свидетельствует о жизни осетин, о том, какое значение придавали они хлебу.

САГАЙТТЫ АХСАВ

САГАЙТТЫ АХСАВ (букв, «ночь вил») Закончив осенние работы, люди приводили в порядок и убирали рабочий инвентарь.
В Дигоре Сагайтты ахсав называли ещё Ахсырф афтауан (снятие серпа) Серп обвивали последними колосьями и вешали на видном место. Весной, когда серп снимали,
глава семьи возносил молитву, просил послать здоровье, чтобы использовать орудия труда без помех, чтобы новый урожай пошел на кувды и свадьбы.
Праздник отмечался в узлом семейном кругу. Резали курицу, на стол ставили три пирога, араку. Глава семьи возносил молитву с пожеланиями, чтобы рабочий инвен­тарь
никогда не ломался, не тупился, служил долго.
Сагайтты ахсав относится к праздникам поминально­го цикла. Осетины верили: то, что происходит на земле, происходит и в стране мертвых. Покойники тоже завер­шили
осенние работы и должны убрать к весне свой рабочий инвентарь. К тому же они имеют право на «хай» - долю от собранного урожая, и поэтому им накрывали фынджыдзаг
- поминальный стол.
Старший, посвящая фынджыдзаг покойнику, желал, чтобы все приготовленные для него яства пошли ему впрок, чтобы они стояли перед покойным так же, как стоят
перед ними, чтобы летом не гнили, зимой не замерзали.
Сагайтты ахсав отмечали, как и прочие праздники поминального цикла, в четверг или в пятницу.

 

 

ЗЫГУЫМОН АХСАВ

ЗЫГУЫМОН АХСАВ (ночь Половы) отмечается в ноябре, за неделю до Джеоргуыба. В наши дни праз­дник почти позабыт» но в прежние времена его отмечали
как на юге, так и на севере Осетии. .
Посвящался он, о чем говорит его название, заверше­нию осенних работ, когда убран не только хлеб, но и полова, и отмечался в узком семейном кругу. На столе
непременно стояли три пирога, арака, пиво. Глава семьи возносил молитву, обращаясь к Уацилла и Галагону с просьбами об изобилии хлеба и скота, о защите
от Не­счастий и непогоды.
Бывало и так, что традиционные три уалибаха выно­сили к амбарам, закромам, где хранился урожай, и глава дома произносил молитву там, в надежде, что так
она быстрее дойдет до Бога и Уацилла.

ДЖЕОРГУЫБА

ДЖЕОРГУЫБА. Осетины, как известно, очень чтят своих дзуаров, но особо почетное место в пантеоне осе­тинских святых, да и в сердцах людей, занимает Уас­тырджи
- покровитель мужчин, путников, защитник бед­ных и обездоленных, наставник молодежи. Осетин, где бы он ни был и что бы с ним ни случилось, обязательно
заручится поддержкой Уастырджи. А уж за пиршественным или свадебным столом второй тост непременно произносят во славу покровителя мужчин...
Образ Уастырджи пришел к нам из нашего далекого прошлого, от наших предков - нартов. Уастырджи дал
жизнь и Сатане, героине мартовского эпоса, являющейся олицетворением мудрости и красоты осетинской женщи­ны.
Люди наделили любимое божество лучшими челове­ческими качествами, а чтобы показать свое доброе рас­положение, называют его «Золотой Уастырджи», «Доб­лестный
Уастырджи», «Золотокрылый Уастырджи» и т.д. В их воображении он предстает высоким, стройным седобородым мужчиной, восседающим на белом коне. Женщины, не
смея произносить его имя, обращаются к нему «Лагты дзуар» - «Покровитель мужчин».
Наверное, в Осетии нет такого ущелья, такого селе­ния, где бы не было святилища в честь Уастырджи. Особенно известны Реком, Ныхас, Коб, Хурхор, Дзывгис,
Роща Хетага, святилище Дигорского Уастырджи и святилище Джер.
Уастырджи был так почитаем нашими предками, что даже месяц, на который приходился его праздник, назы­вали «Джеоргуыбайы май» - месяц Джеоргуыба. По­скольку
праздник продолжается неделю, то эта неделя носит название «Неделя поклонения Уастырджи». Чаще всего праздник приходится на 19 - 21 ноября. Начина­ется
он в воскресенье с заклания быка, которого откар­мливают к этому дню.
Праздник, как мы уже отмечали, длится неделю - с воскресенья по понедельник. В понедельник устраивают проводы Джеоргуыба: накрывают стол, и глава семьи
возносит молитву Уастырджи, поручает его попечитель­ству свою семью, просит здоровья и счастья младшему поколению, высказывает пожелание встретить следую­щий
праздник более достойно, с большими почестями.
Праздник в честь любимого святого приходится на осень, когда собран хлеб и закончены все осенние рабо­ты, т.е. наступает время отдыха, время свадеб и кувдов.
В последние годы Джеоргуыба стал национальным осетинским праздником. Каждая семья готовится к нему заранее. В каждом доме, в зависимости от материально­го
достатка, приносят жертву в честь праздника» пригла­шают соседей, родственников, друзей. Во многих местах стало традиционным устраивать обще сельские кувды.

ДЗЫВГИСЫ ДЗУАР

ДЗЫВГИСЫ ДЗУАР. Одно из самых известных святилищ, посвященных Уастырджи, святилище Дэывгиса находится в Куртатинском ущелье, близ селения Дзывгис. Очевидно,
раньше это было святилище одного села, но позднее стало общеущельским святилищем.
Ученые относят его появление к 17 веку. В знак особого почтения, проходя Мимо святилища, пешеходы снимали шапки, всадники спешивались с коней. Каждый считал
своим долгом положить в святилище мысайнаг (денежное пожертвование): несколько серебряных или медных монет достоинством 10 - 15 копеек.
И сегодня проезжающие мимо святилища останавли­ваются, кладут мысайнаг и вверяют себя и свои семьи Уастырджи.
На праздник Дзывгиса, который приходится на пер­вое воскресенье после Джеоргуыба, съезжаются люди из всех сел Осетии. Выходцы из Куртатинского ущелья вообще
считают своей святой обязанностью присутство­вать в этот день на празднике и препоручить себя и своих близких попечительству Уастырджи.
Праздник длится неделю. Раньше кувд проводило определенное село, в порядке очередности. Выбирали две семьи - фысымта, ответственных за праздник, кото­рые
выделяли из своего хозяйства несколько баранов, быка, муку, ячмень на пиво. Поскольку подготовка к кувду - дело хлопотливое, им помогали еще несколько
человек. Мужчины заготавливали дрова, варили пиво, мясо, женщины пекли пироги. Все эти подготовительные работы велись в ближайших к святилищу домах.
Общественный кувд начинался с ритуальной молитвы жреца, по окончании которой все садились за пирше­ственные столы. Молодежь танцевала, пела. Несколько человек
отвечали за порядок, что было непросто, ибо одних танцующих бывало по 300 - 400 человек. Юно­ши с разрешения старших устраивали скачки. Победите­лей поздравляли
седобородые старики, жрецы посылали им почетные бокалы.
К вечеру все участники расходились, жители дальних сел оставались у родственников, которые накрывали для них столы, и пиршество с песнями, с танцами вновь
возобновлялось»
Через неделю устраивались проводы праздника.
Праздник Уастырджи Дзывгиса не забыт и в наши дни. Отмечается он общественными кувдами с ритуаль­ными молитвами, после которых все садятся за пирше­ственные
столы. Молодежь поет, танцует, веселится.

ДЖЕРЫ ДЗУАР

ДЖЕРЫ ДЗУАР - божество, помогающее душев­нобольным людям. Святилище Джеры дзуар находится в Дзауском районе, близ-селения Джери. Джеры дзуару поклонялись
не только осетины, но и грузины. Празд­ник проводился дважды в год: в августе и в ноябре, в дни Уастырджи, длился неделю. Народ готовился к нему заранее.
В святилище привозили жертвенных животных, араку, пиво, вино. На Джеры дзуара люди возлагали особые надежды. Им казалось, что он обладает способ­ностью
исцелять душевнобольных людей и привозили их в святилище. Больного обвязывали веревками и опуска­ли в пропасть, требуя, чтобы он назвал имена чертей, мучающих
его. Названные имена записывались на бу­мажку и сжигались. Рассказывают, что многие больные в результате такого «лечения» исцелялись.
Джеры дзуару поклоняются и сегодня, просят, чтобы он не обделил людей своей благодатью, даровал всем счастливую жизнь.

 

ЦЫППУРС

ЦЫППУРС отмечали за неделю до Нового года (по старому стилю). Наши предки считали его праздником духовного очищения, для чего держали пост, водили детей
в святилища, для новорожденных мальчиков устраивали особые торжества.
После захода солнца разжигали костры. Считалось» что хозяева самого большого и яркого костра будут от­мечены особым счастьем. Все веселились: молодежь пела,
танцевала, дети прыгали через костер. Старшие моли­лись: «Да исчезнут наши беды и горести, да сгорят они в этом костре».
Каждой семье хотелось, чтобы утром Цыппурса по­рог дома переступила «счастливая нога», т.е. человек, встреча с которым знаменует удачу в жизни и делах,
тогда, по их представлению, весь год будет удачным и счастливым.
На праздник ничего не жалели, накрывали богатые столы: три треугольных уалибаха, пиво, арака... Глава дома возносил молитву Богу, Цыппурсу, просил изоби­лия,
счастья и здоровья.
Самый удачливый из семьи обходил хлева и задавал корм скотине, а глава семьи поручал их Фосы Фалвара и другим дзуарам, просил Тутыра уберечь их от серых
хищников, увеличить поголовье.
На рассвете вновь разжигали костры. Соседи, одно­сельчане шли друг к другу с поздравлениями. Работать в этот день не полагалось.
Вообще Цыппурс - это праздник поворота солнца на лето, праздник возрождения новой жизни, новых на­дежд. Отмечается он и в наши дни.

КАРЧЫТЫ АХСАВ

КАРЧЫТЫ АХСАВ (букв, «ночь кур»). Со вре­менем многие праздники изменяются, теряют первона­чальный смысл, а многие вообще забываются. Одним из таких праздников
является Карчыты ахсав, который отмечали в начале декабря.
Праздник связан с культом домашней птицы, скота. В этот вечер их не выпускали на улицу, боясь дурного глаза, не принято было ходить в гости друг к другу.
Глава дома с ритуальными приношениями обходит ку­рятники, хлева, испрашивая в молитвах сохранения пти­цы и скота, ограждения их от сглаза.
     Источник: www.osetini.com.


     Вот и завершилось наше с вами, уважаемые подписчики, виртуальное путишествие по Северной Осетии. Встретимся в понедельник на территории новой Кавказской республики!:)

 

А на сегодня всё. Ваши вопросы, отзывы о рассылке и комментарии вы всегда можете направлять на мой электронный адрес.
До встречи в следующих выпусках!
с уважением,
Аргунов Артём

 


В избранное