Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Северная Осетия 8


Виртуальное путешествие по Кавказу

 

Северная Осетия 8

 

Добрый день, уважаемые подписчики!

Это 8 выпуск рассылки,
разосланный 38 подписчикам

Тем, кто недавно к нам присоединился, рекомендую ознакомиться с предыдущими выпусками рассылки.

 

     Сегодня, как я и обещал, переходим к знакомству с историей Северной Осетии времён феодализма.

 

Осетинские общества в горных ущельях

После нашествий монголо-татарских ханов и Тимура Алания лежала в развалинах. Лишь горстка алан спаслась от истребления. С этих людей в 15 веке началось
возрождение осетинского народа.
История любого народа напоминает высокую лестницу, ведущую к миру, счастью и справедливости. С каждой ступенькой у людей накапливается опыт, облегчается
их труд, улучшается жизнь. Нелегко подниматься по этой лестнице. Каждый шаг дается тяжелым трудом народа. Нужно было пройти через кровавые войны, через
угнетение одних людей другими. Многие народы погибли на этом пути. Другие продолжают идти по нему.
Сейчас вершина уже близка. Кажется, ее можно достичь. А в те далекие времена оставалась совсем маленькая, крохотная надежда на будущее. Перенесенные испытания
отбросили осетин на несколько ступеней назад. Не стало городов с ремесленниками и купцами. Были потеряны плодородные равнинные земли с налаженным хозяйством.
Погибло государственное единство народа.
В горных ущельях, на скудной земле осетины селились общинами. Члены общины во всем помогали друг другу. Только так можно выжить в горах. Сельские общины
объединялись в большие общества. Каждое общество занимало одно или несколько горных ущелий.
Кавказские горы тянутся с запада на восток от Черного до Каспийского моря. Северный склон гор называют Северным Кавказом, а южный склон это Закавказье.
Осетины жили и на Северном Кавказе, и в Закавказье. Высокие горы делят Осетию на две половины северную и южную.
В Северной Осетии было пять самостоятельных обществ: Тагаурскоое, Куртатинское, Алагирское, Туальское и Дигорское.
Когда население Осетии увеличилось, появились и другие общества.
Предания рассказывают, что Куртатинское общество основали два брата алагирца—Курта и Тага. Позже братья рассорились. Потомки Тага перешли жить в соседние
ущелья и основали там Тагаурское общество.
Жители одного общества обычно верили, что они происходят от общего предка. Алагирцы считали своим предком Ос-Багатара. Как и у Таргитая из скифской легенды,
у Ос-Багатара было три сына. Их звали Сидамон, Царазон и Кусагон. Помните, в скифской легенде золото достается младшему брату Колаксаю. Он и становится
царем. Сидамон, Царазон и Куса-гон разделили золотые предметы—символы жрецов, воинов и простых тружеников. Ведь теперь у осетин не было царей. Всем приходилось
трудиться, воевать и обращаться к богу.
Оборонительные стены и башни прикрывали входы в горные ущелья... На сторожевых постах дежурили дозорные. За проезд через свои земли общество требовало плату.
В случае войны снаряжалось народное ополчение. Каждая семья отправляла в поход своего лучшего воина.
Вначале все жители общества были равны между собой. Каждый имел право на земельный надел. Важные вопросы решались на народном собрании—Нихасе. На Нихас
собирались депутаты от всех селений и фамилий, которые жили в обществе. У каждого селения тоже был свой маленький Нихас.
Со временем в каждом обществе выделились сильные фамилии. Сильными стали те, у кого оказалось много земли. От них зависели бедные члены общества. Народное
собрание постепенно теряло силу.
В Дигорском обществе власть захватили потомки Вадели. Они составляли семь фамилий и назывались баделятами.

Ныхас. Художник В. Калманов.

Ныхас. Художник В. Калманов.

Сам Бадели когда-то нанялся к дигорцам нести дозор. За службу он получал плату и разбогател. У Бадели было ружье, а другие дигорцы стреляли из лука. Поэтому
Бадели стал военным предводителем. Его потомки объявили общие пастбища своей собственностью. Плата за дозор превратилась в обязательную дань.
Чтобы усилить свое влияние, знатные фамилии устраивали нападения на соседние общества и чужие земли. В набегах старались захватить богатую добычу и пленных.
Нетрудно догадаться, что от военных стычек больше всего страдал простой народ.
Осетины поддерживали дружеские и родственные отношения с грузинами, кабардинцами, ингушами, балкарцами. Многие осетины служили в грузинском войске.
Четыре века провели осетины, замкнувшись в горных ущельях, разделившись на несколько обществ. Но всегда сохранялась память о единстве народа. Осетия была
общей родиной тагаурца и дигорца, южных и северных осетин.

 

 

Жизнь осетинских крестьян

Осетинский крестьянин был пастухом, землепашцем и мастером на все руки. И все-таки бедность никогда не оставляла его. В горах суровый климат и мало удобной
земля. Даже упорство и трудолюбие горцев не могли победить нехватку земли и долгую холодную зиму.
Высоко в горах лежат летние пастбища. На склонах можно накосить зимний запас сена. И только на дне ущелий небольшими клочками разбросаны скудные пашни.
Осетины разводили овец и коз, коров и лошадей. Много сил отнимал уход за пашней. Ее очищали от камней, укрепляли на случай бури или дождя. Часто обвал
сносил вместе с урожаем всю почву. Чтобы восстановить пашню, крестьянину надо было принести и насыпать новый слой плодородной земли. Пахали осетины деревянной
сохой, в которую запрягали быков. Сеяли ячмень, овес, пшеницу и рожь.
Помните, как описан дом осетинского крестьянина в рассказе Коста Хетагурова «Охота за турами»? «Сакля Тедо имела два отделения. В первом, за плетнем, помещались
козы, а во втором—сами хозяева. Неболь­шая дыра в южной стене жилого отделения заменяла окно. Посреди земляного пола был разведен огонь. Дым выходил в
отверстие в потолке» Над огнем висел котелок. Молодая женщина делала из темного теста лепешки и запекала их в горячей золе. По другую сторону очага сидел
старик и развлекал грудного ребенка».
Дети быстро взрослели. В 13 лет мальчик уже во всем помогал отцу, а в 16 лет считался совсем взрослых. Девочка в 14 лет могла вести домашнее хозяйство.
Она хорошо шила, вязала и вышивала.
Нужные в хозяйстве орудия, вещи и постройки крестьянин делал своими руками. Чтобы скорее справиться с тяжелой работой, на помощь звали односельчан. В таких
случаях никто не отказывал в помощи соседу. Этот обычай назывался «зиу».
Не все крестьяне имели свою землю. Зато у знатных фамилий земли было много. Чтобы прокормить семью, безземельный крестьянин селился на чужой земле. Так
он попадал в зависимость от хозяина земли. За чужие луга и пашни приходилось платить.
В Тагayрском обществе было одиннадцать знатных фамилий. На землях этих фамилий целыми селениями жили крестьяне. Каждый год крестьянская семья отдавала господам
барана и ягненка, воз сена, часть сделанного масла и сыра. Три дня в году крестьянин работал на господском поле. И в мирное время, и на войне крестьяне
подчинялись знатной фамилии.
Такое положение крестьян ученые называют феодальной зависимостью. Феодалы—это знатные люди, у которых много земли. Чтобы получить землю, крестьяне должны
подчиняться феодалам и работать на них.
В Осетии феодальные порядки не были очень жестокими. Крестьяне сохранили личную свободу. Они носили оружие и не прощали обид своим господам. Свободный крестьянин
всегда мог уйти в другое селение или даже в другое общество. Конечно, не имея земли, он и там попадал в зависимость.

Горянка, идущая за водой К.Хетагуров

Горянка, идущая за водой К.Хетагуров

Но сама свобода воспитывала в нем гордый и смелый характер.
Осетины помнят многих крестьянских героев. В преданиях и песнях сохраняется их слава. Но самым любимым народным героем остается Чермен.
Большая, богатая и знатная фамилия Тулатовых не могла одолеть кавдасарда Чермена. Кавдасардом называли сына знатного человека и простой женщины. В наследство
от отца кавдасард получал немного земли и становился свободным крестьянином.
Когда умер его отец, Чермену дали самую худшую землю—камни и болото. Так знатные Тулатовы издевались над одиноким кавдасардом. Но недаром славился Чермен
богатырской силой и храбростью. Вышел он в поле и перепахал лучшие земли Тулатовых. С тучных пастбищ угнал Чермен тулатовские стада. Испугались богачи
Тулатовы. Победить Чермена не хватало у них силы и смелости. И тогда они обманули доверчивого Чермена. Предложили ему Тулатовы помириться, дали землю и
обещали жить в дружбе. Чермен поверил своим знатным родственникам и простил им прошлые обиды. Через некоторое время Тулатовы собрались в набег и пригласили
с собой Чермена. По дороге они заехали в дремучий лес. Чтобы найти дорогу, Чермен снял оружие и влез на высокое дерево. Только этого и ждали Тулатовы.
Вскинули они свои ружья и убили храброго Чермена.
Имя Чермена стало в Осетии символом борьбы за права народа, за справедливость.

 

 

Обычаи и правила поведения

Нельзя понять историю народа, не зная его обычаев. Как люди поступали в разных случаях? Как они вели себя дома и в обществе? В каких богов верили? За этими
вопросами скрывается интересная и очень важная часть истории.
В общественной жизни осетин все делалось гласно и открыто. И добрая слава и позор были известны каждому. Самая высокая награда в Осетии была посмертной—народ
сочинял песню о погибшем герое. Самое унизительное наказание—песня, позорящая труса или лжеца.
Ссоры и преступления разбирал суд из нескольких человек. Судей выбирали из мудрых и уважаемых народом людей. Их приговор обязательно исполнялся.
Осетины глубоко уважали старость. И в семье, и в общественном собрания старики были окружены почетом. Их опыт, их советы и знания высоко ценились. Молодые
люди в присутствии старших стояли и молча слушали. Им не полагалось вступать в разговор без приглашения.
Старики говорили о подвигах древних богатырей, о военных стычках своей молодости. Обсуждали слова и поступки мужчин, оценивали поведение молодежи. Здесь
осетин проходил суровую школу, и сила народного мнения была его наставницей.

Танец-соревнование. Художник М. Туганов

Танец-соревнование. Художник М. Туганов

Считалось, что настоящий мужчина должен быть человеком чести и долга. Добрая слава и достоинство ценились дороже жизни. «Лучше смерть, чем позор»—вот правило,
которому осетин следовал везде и всегда.
Для осетина мужество—это честность и прямота, верность и выдержка, стойкость и отвага. А самое главное, это умение жертвовать своими интересами и даже жизнью.
Героизм и презрение к смерти воспеты в народных песнях. Но народ признавал только разумную храбрость и осуждал бесцельный риск. Ведь умереть иногда легче,
чем выполнить свой долг до конца. Легче, чем защищать родину или бороться за свои права.
В мужчине особенно ценили умение владеть собой и управлять своими чувствами. Народ одобрял спокойных, вежливых и терпеливых людей. Браться за оружие без
крайней необходимости осетины считали слабостью. Благородный человек не мог пролить кровь беспомощного или более слабого противника. На безоружного вообще
не нападали.
С детства осетина учили правильно себя вести, красиво говорить, петь и танцевать, играть на арфе или киссын-фандыре. Каждый осетин знал свою родословную,
гордился предками и своим поведением старался поддержать честь фамилии.
Фамилия отвечала за своего сородича. Родственники убитого или раненого осетина мстили преступнику и его фамилии. Иногда кровная месть продолжалась несколько
поколений. Чтобы остановить кровопролитие, народ уговаривал врагов помириться. Если мать убитого осетина была жива, то для примирения она усыновляла убийцу.
Он должен был губами коснуться ее груди. Признавая вину убийцы, вся его фамилия на коленях входила в дом убитого. Убийство человека осетины считали величайшим
грехом.
На женщин месть не распространялась. Осетинка могла находиться среди врагов, ничего не опасаясь. Почтительное отношение к женщине было долгом осетина. Обидевший
женщину покрывал свое имя позором. В присутствии женщин не повышали голос, не применяли оружие. Появление женщины останавливало самую жестокую схватку.
Осетинка всегда могла надеяться на внимание и помощь мужчин. Ей уступали дорогу, ее приветствовали стоя. Сопровождая женщину, осетин шел слева—это тоже
знак уважения.
Обычаи любого народа воспитывают лучшие качества человека, делают людей сильнее и добрее. Осетия пережила много невзгод, но не примирилась со злом и дурными
поступками. Презрение народа преследовало вора, лжеца и нарушителя клятвы. Даже близкие отворачивались от того, кто не принял гостя или не вышел по тревоге.
Лентяев, обжор и пьяниц называли ничтожными, бесполезными людьми.
Осетины верили в своих богов и просили их о помощи. Пахарь надеялся, что владыка грома и молнии Уацилла сохранит посевы. Пастухи просили милости у повелителя
волков Тутыра. А покровитель овец Фалвара должен был приумножить стада. Удача охотников зависела от Афсати. Отправляясь на войну или в далекий путь, обращались
к Уастырджи.
Именно Уастырджи был любимым божеством осетин. Уастырджи—его покровитель мужчин, воинов и путников, защитник честных и благородных людей, враг воров и убийц.
Народ представлял Уастырджи как прекрасного всадника на белом коне. Осетины считали, что Уастырджи часто спускается на землю. Превратившись в нищего старика,
он проверяет отношение

Осетин

Осетин

людей друг к другу. Он наказывает тех, кто равнодушен к чужой нужде и горю.
О древних осетинских обычаях вы еще узнаете из книг, из рассказов старших. Многие обычаи сохраняются и сегодня.
Обычаи своего народа обязательно нужно знать. Тогда вы научитесь уважать обычаи других народов. Поймете, что обычаи разных народов очень похожи. Как и все
люди на земле, осетины боялись только двух вещей—позора я греха. Мудрость и мужество помогали им избежать позора. Совесть и милосердие спасали от греха.
     Источник: www.osetini.com.

 

     В следующем выпуске мы завершим знакомство с феодальным переодом истории Северной Осетии, перейдя к новой теме.

 

     Я же по-прежнему жду ваших писем, ваших отзывов о содержимом рассылки, ваших историй о Кавказе и всего того, что вы пожелаете написать. Мне ведь хочется сделать эту рассылку максимально интересной для всех вас, уважаемые подписчики. А сделать это без ваших писем не реально, ибо я не экстросенс!..:-)

 

А на сегодня всё. Ваши вопросы, отзывы о рассылке и комментарии вы всегда можете направлять на мой электронный адрес.
До встречи в следующих выпусках!
с уважением,
Аргунов Артём
Мой официальный сайт

 


В избранное