Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Северная Осетия 15


Виртуальное путешествие по Кавказу

 

Северная Осетия 15

 

Добрый день, уважаемые подписчики!

Это 15 выпуск рассылки,
разосланный 197 подписчикам

Тем, кто недавно к нам присоединился, рекомендую ознакомиться с предыдущими выпусками рассылки.

 

     Сегодня, как и обещал, поговорим об обычаях Осетин, а именно: об их праздниках. Материал довольно крупный, поэтому, придётся посвятить ему два-три выпуска. А затем переберёмся в одну из соседних республик. Итак, поехали!

 

НОГ АЖ - НОВЫЙ ГОД

НОГ АЖ - НОВЫЙ ГОД. 1 января люди планеты отмечают первый день Нового года. Этот праздник так же любим осетинами, как и другими народами. Готовиться к нему
начинают задолго до самого праздника. На стол ставят различные напитки, всевозможные яства, фрукты, обязательно три пирога, физонаг (шашлык). Семьи, в
которых есть дети, устраивают елку, украшая ее новогодними игрушками.
Новый год - семейный праздник, но многие приглашают соседей, родственников, друзей - встречать праздник в кругу близких гораздо веселее.
Старший, ведущий стол, возносит молитву Богу и просит, чтобы все беды и невзгоды остались в старом году, а все, что было в нем хорошего, перешло в Новый
год.
В 12 часов, когда наступает Новый год, старший вновь возносит молитву, просит, чтобы Новый год принес всем новые блага, поручает семью и сидящих Богу и
всем Его святым.
Застолье длится до утра, один тост следует за другим, люди желают друг другу счастья и здоровья. Из каждого дома слышатся музыка, веселые шутки и смех.

АРТГАНАНТА

АРТГАНАНТА (разведение костра). В первую субботу после Нового года рано утром семьи, потерявшие в течение года близких, разжигают перед домом костры. Соседи
подходят к костру, бросают в него принесенные с собой поленья, говорят покойнику «рухсаг» , высказывают пожелание, чтобы отныне долгие годы перед этим
домом не разжигали таких костров.
Часов в 9 - 10 у костра накрывается небольшой поминальный стол. Прежде чем отведать приготовленные яства, их посвящают покойному.
Смысл праздника Артгананта заключается в том, что наступил самый холодный месяц зимы, и ушедший в мир иной должен получить свою долю тепла; костер, разожженный
в память о нем, должен греть его так же, как греет собравшихся вокруг него.

БАДАНТА

БАДАНТА (букв. «сидение, бдение») - поминки для усопших в течение года - отмечают через неделю после Нового года в ночь с воскресенья на понедельник. Закалывают
жертвенное животное, готовят выпивку, различные кушанья, сладости, покупают фрукты и овощи.
Раньше на Баданта покупали стол, стул, графин, которые посвящали покойнику. Набивали соломой одежду покойного и сажали за стол: якобы душа покойного прилетела
домой и всю ночь наблюдает за людьми: что они делают, как живут, как реагируют на то, что его нет среди них... На рассвете душа вновь возвращалась в царство
мертвых к Барастыру.
На Баданта мужчины среднего и старшего возраста зажигают свечи, посвящая покойному все, что выставлено на поминальном столе, женщины плачут, вспоминая
покойного.
Мужчины группами обходят дома, где в течение года кто-то умер, зажигают принесенные с собой свечи и говорят покойному рухсаг.
Раньше, если умирал мужчина, семья, близкие родственники делали ему алам (типа креста, на который нанизивались различные сладости). Алам делали и на Зазхассан.
Было очень престижно, если покойному делали несколько аламов. До сих пор говорят: «Это дерево подобно аламу», т.е. на нем так же много плодов, как на аламе
сладостен. Алам так же посвящали покойному. Несколько всадников (в зависимости от количества аламов) везли их на кладбище. За всадниками бежали дети,
подбирая упавшие сладости. На кладбище с аламов снимали оставшиеся сладости и раздавали детям, а аламы оставляли на могиле.
Этот обычай сохранился и до наших дней. И сегодня на Баданта делают кусарт, накрывают поминальный стол, мужчины обходят дома, где в течение года случились
похороны, и зажигают свечи. Женщины идут на кладбище и посвящают покойному принесенные с собой яства.

ДОНЫСКАФАН

ДОНЫСКАФАН (праздник черпания воды) справляли через 6 дней после Нового года. Рано утром молодая невестка или кто-либо из молодых женщин брали заготовленные
с Нового года басылта(сдобные булочки) и отправлялись за водой. Чем раньше они это делали, тем лучше. Существовало поверье, что семью, которая в Доныскафан
раньше наберет воды, ждет Божья благодать.
Женщины, пришедшие за водой, бросали в воду басылта и молились. «Да будут угодны эти басылта русалкам и да помогут они нашим семьям, чтобы мы ни в чемне
знали недостатка».
Шедшие за водой женщины должны были молчать. Принесенной водой обрызгивали пол, стены, углы, умывались ею, заготавливали ее впрок.
С этой водой возносили молитвы Богу. Считалось, что она очищает души, и поэтому каждая семья считала долгом раньше пойти за водой и принести ее в достаточном
количестве, чтобы хватило надолго.

БЫНАТЫ ХИЦАУЫ AXСAB

БЫНАТЫ ХИЦАУЫ AXСAB (праздник покровителя жилища) справляется в первую неделю Нового года в ночь со вторника на среду. По осетинскому поверью, у каждого
жилища, у каждой семьи есть свои покровитель, и чтобы семья жила в счастье и достатке, нужно заручиться его покровительством. За каждым праздничным или
свадебным столом осетины возносят ему молитву.
В старину наши предки приносили ему в жертву козленка или барана, сейчас режут курицу или петуха. Птицу или жертвенное животное разделывали так, чтобы части
оставались целыми. Мясо ставилось на стол вместе с пирогами и выпивкой, и глава дома возносил молитву: «О Бынаты Хицау, да будет нам твоя благодать! Не
дай нам ошибиться и огради нас от несчастий.
Домочадцы наши и живность наша да будут под твоим покровительством. Услышь наши искренние молитвы и да будет тебе угодно все, что мы приготовили. Да не
станет это нашим последним даром тебе...»
Приготовленным на праздник Бынаты Хицау не полагалось угощать посторонних людей.

ХАЙРАДЖЫТЫ АХСАВ

ХАЙРАДЖЫТЫ АХСАВ (ночь чертей). Говорят, что когда-то люди и черти жили вместе, но потом между ними завелась вражда. Уастырджи изгнал чертей, но люди все
равно их боялись и, чтобы расположить к себе, отмечали «ночь чертей».
На Хайраджыты ахсав принято было закалывать козленка, ибо существовало предание, что коз создали черти и поэтому такую жертву ям приятнее будет получить,
но могли заколоть и барашка, зарезать курицу или петуха - в зависимости от достатка.
Кровь жертвенного животного или птицы сливали в какой-нибудь сосуд и закапывали или топили в реке, чтобы кошка или собака не притронулись к ней. То же самое
делали С костями и шкурой или перьями.
Стол накрывали в полночь. Когда все было готово, хозяева - от мала до велика - выходили во двор, чтобы дать чертям возможность попировать. Черев некоторое
время они возвращались и садились за стол.
Праздники Бынаты Хицау и Хайраджыты ахсав свидетельствуют, что у каждого жилища и каждой семьи есть свой покровитель и свой черт (хайраджы хай). Помолись
Бынаты Хицау, чтобы дом и семья пребывали в достатке и счастии. Поручи свой дом чертям, чтобы они не подходили к нему близко, не приносили несчастий.
Хайраджыты ахсав отмечают и в наши дни. Режут обычно курицу или петуха. Приготовленной на этот праздник пищей нельзя угощать посторонних людей, ее должны
есть только домочадцы, иначе можно вызвать гнев чертей.

НОГБОН

НОГБОН - Новый год по старому стилю - один из любимых осетинами праздников - приходится на 12-14 января.
Ногбон связан с солнцестоянием, - не зря наши предки молились: «Да удлинится наша жизнь так же, как удлиняется день»,.
На рассвете каждая семья разжигала перед домом костер. Каждому хотелось» чтобы его костер был больше, ярче горел, и поэтому село ярко освещалось, языки
пламени тянулись к небу. Люди собирались вокруг костров, молодежь с песней «Сой-сой» обходила костры. Глядя, как догорает огонь, высказывали пожелание,
чтобы несчастья и козни врагов сгорели вместе с ним.
К новогоднему столу начинали готовиться заранее. Считалось, что чем обильнее стол, тем богаче будет наступающий год. Почетное место на столе занимал артхурон
- большой пирог, олицетворяющий солнце. Этого пирога должны были отведать все домочадцы, угощать им посторонних не полагалось.
За новогодним столом глава семьи произносил молитву, поручая каждого члена семьи Богу и созданным Им дзуарам, просил, чтобы они были счастливы на протяжении
всего года.
На Новый год пекли пироги в честь Сафа, Сарызада,(ангел хранитель) Бынаты Хицауа, покровителя закромов и скота.
Наиболее удачливый из семьи обходил хлева.
Новый год - веселый праздник. Ряженая молодежь с песней «Пусть ваш мужчина оленя убьет, жена сына родит, а рука вашего басыла мне достанется» обходила дома,
устраивая веселые представления.
Сидели долго. Утром первый гость, переступивший порог дома, рассыпал по полу горсть зерен кукурузы, пшеницы, охапку соломы с пожеланием этому очагу стольких
же удач, сколько зерен на полу.
На Новый год женщины пекли басылта и одаривали ими гостей.
Обладатели цыкурайы фардыг - бусины желаний - доставали свое сокровище и просили у него благополучия и защиты.

ДЫГУРЫ УАСТЫРДЖИ

ДЫГУРЫ УАСТЫРДЖИ - Уастырджи Дигорского ущелья.
Каждый год 15 января жителя Дигорского ущелья и дигорских сел отмечали праздник Дыгуры Уастырджи, Многие отмечают его и по сей день.
Праздник длился неделю. Отмечали его в святилище, но помимо этого каждая семья приносила жертву, закалывая барана или ягненка. Молились, поручая свои семьи
Уастырджи, просили у него здоровья и благополучия, удачного года.

ФАЦБАДАН

ФАЦБАДАН - или как его еще называют - Фастинон баданта - отмечают в основном в Дигорском ущелье. Приходится он на третью неделю Нового года, с субботы на
воскресенье.
В Фацбадан в течение 5 дней нельзя было ходить в гости в соседние села Если праздник кого-то заставал в чужом селе, то вернуться домой он мог только в четверг,
все остальные дни приходилось пировать с жителями села.
В течение четырех дней каждая семья праздновала у себя дома, на пятый день устраивали коллективный кувд в святилище Идауаги, поручая себя Богу и другим
дзуарам. После вознесения молитв устраивали танцы, пели. Однако, несмотря на веселье, существовали очень жесткие правила проведения праздника: если, например,
кто-то умирал в эти дни, его не хоронили, ждали, когда завершится праздник.

 

 

НАФЫ ДЗУАРА

НАФЫ ДЗУАРА (божество) отмечается после Ногбона. Если Ногбон приходится на новолуние, то в следующее новолуние отмечается праздник Нафа, если Ногбон приходится
на четвертую фазу луны, то до Нафа остается месяц.
Ответственными за проведение праздника были две семьи - каждый год в порядке очередности. Ответственные - фысымта - дарили на кувд по кусарттагу (жертвенное
животное). Один
кусарттаг закалывали в субботу вечером, другой - во вторник. Вначале кувд устраивали коллективно, в святилище, причем на кувд шли только мужчины, потом
праздник стали отмечать в узком семейном кругу.
Пшеницу на пиво собирали с каждой семьи, в зависимости от количества мужчин. Фысымта пекли гуыдын - большой круглый пирог, который должны были отведать
все.
Пир длился четыре дня. Старший возносил молитву: «Нафы дзуар, пошли свое благословение нашим близким, тем, кто нас любит. Нафы дзуар, пошли нам много зерна,
чтобы у нас каждый год был большой баркад».(изобилие)
В святилище Нафа нельзя было петь, танцевать. Танцы устраивались в доме ответственных за праздник.
Как мы уже отмечали, Нафы кувд (пир) длился несколько дней отмечали его очень широко. Не зря до сих пор творят: «Столы были накрыты, как на кувде Нафа»,
«Ты как будто сидишь на кувде Нафа» и т.д.
Праздник Нафа связан с Найфатом, родовым святилищем в честь божества Нафа. В прежние времена это был очень популярный праздник. До сих пор можно услышать
от стариков «Наф Ира», т.е. «баркад Ира».

KОMAXCAH

KОMAXCAH (букв, «завязывание рта»). Человек приходит в этот мир не только есть и пить, иногда он должен подумать и о своей душе, очистить ее от скверны,
и Комахсан, в первую очередь, предполагает это. Пожалуй, это единственный праздник, содержащий элементы христианской религии.
Праздник начинался спустя 5-6 недель после Нового года, в новолуние. Чаще всего он приходился на второе воскресенье февраля и длился две недели. Первая
неделя называлась Фыдыкомбаттан, или неделей заклания быка (заговенье, во время которого разрешалось есть мясо), вторая - Белой неделей (заговенье, во
время которого можно есть только молочную пищу).
Первая неделя начиналась в воскресенье, когда закалывали быка. Каждый день нес определенную нагрузку. Понедельник - день Аларды. Его гнева боялись и потому
молились ему, просили, чтобы он взял детей под свое покровительство, чтобы никогда не поворачивался к ним лицом. Вторник - день Уастырджи Люди веселились,
пели, устраивали танцы. В четверг поминали покойников. Молились в этот день и Мыкалгабырта, просили изобилия, хорошего урожая я умножения скота.
Работать в этот день не полагалось. Пятница - день Мады Майрам - Матери Марии. В субботу вновь поминали покойников, устраивали общесельские поминки. В течение
недели делали два-три кусарта. Затем начиналась подготовка к Белой неделе, это был канун поста. Посуду чистили так, что на ней не оставалось даже запаха
жира или мяса, ибо в Белую неделю нельзя было употреблять мясную пищу, ели только молочные продукты, которые заготавливались заранее. К этому празднику
специально делали сыры, сбивали масло.
В воскресенье вечером накрывались обильные столы. В понедельник соблюдали пост. На ужин готовили пахтанье, пироги, яичницу, молочные супы.
Белую неделю люди знают еще как Царвхаранта-Масленицу. Пироги обильно смазывались маслом, заготовленным еще осенью. Первым должен был отведать их самый
младший в семье.
В наше время Комахсан уже не отмечается так широко, но люди о нем еще не забыли.

КОМБАТТАН

КОМБАТТАН (Великий пост) начинался после Комахсана. Раньше многие осетины держали пост, ели только молочную пищу. Во вторник пост держали в честь Уастырджи.
Постились и мужчины и женщины. В среду постились только женщины, называлось это «птичий
пост». После окончания поста обращались к Богу с молитвой, чтобы милостью Его увеличилось поголовье Домашней птицы, чтобы употреблялась она на добрые дела.
Четверг был днем Раста(Название праздпика). Постились как женщины, так и мужчины. Женщинам нельзя было пить. После
окончания поста возносили Богу молитвы, просили, чтобы растмаганджыта, т.е. дзуары, помогали людям в делах, чтобы будущий праздник встретили еще лучше.

 

 

СТЫР ТУТЫР

СТЫР ТУТЫР (Большой Тутыр). Первый день Комахсана приходится на праздник Тутыра и продолжается целую неделю. Называют его еще весенним Тутыром, Большим
Тутыром. Тутыр является властелином, покровителем волков. В неделю Тутыра самый суровый пост держали в понедельник. До обеда никто, включая детей, не мог
выпить даже глотка воды. Старики собирались на Ныхасе и рассказывали всякие байки и легенды, а молодежь и дети слушали их.
В этот день никто не должен был работать.
В праздник Тутыра мастерили различные орудия труда. Считалось, что вещи, сделанные в эти дни, будут крепче, дольше прослужат, им не страшен сглаз.
Нельзя было одалживать пшена, муки - в противном случае в течение года в доме не будет баркада. Не полагалось резать ножом праздничные пироги; чтобы не
разгневать Тутыра, их делили на части руками.
Дни Тутыра, особенно первые три дня, были очень почитаемы в народе. По преданию предков, то, что задумывалось в эти дни, непременно исполнялось. На Праздник
Тутыра прекращалась всякая вражда, кровники складывали оружие.
Дети, рожденные в эти дни, считались особо счастливыми.
Тутыр не только властелин волков, но и небожитель, испрашивающий у Бога благ для народа.
Он оберегает людей от различных болезней, помогает в земледельческих работах, способствует увеличению поголовья скота. Но если прогневается на кого - не
уберечь тому свои стада от серых хищников. Однако и волки, если прогневают Тутыра, не минуют встречи с охотником.
Праздник Тутыра связан с весенними земледельческими и скотоводческими работами.
Не забыт он и в наши дни.

ХОРЫБОН

ХОРЫБОН (день урожая) - праздник в честь начала весенних работ - имел огромное значение в жизни наших предков. Недаром его называли «День прикосновения
к земле», «День хлеба», «День покровителя хлебных злаков Уацилла».
Праздник начинался через 10 дней после Комбаттана. Устраивался общесельский кувд, но помимо этого в каждом доме делали три пирога. Кувд начинался с избрания
кувды лага, ответственного за проведение следующего кувда, после чего будущий кувды лаг и нынешний распорядитель отправлялись на специально отведенный
участок поля и проводили три борозды, которые кувды лаг тут же засевал, вознося молитвы Богу, Уацилла и другим дзуарам. И лишь затем, по возвращении в
село, устраивали пиршество.
Старейшина с рогом араки или пива возносил молитву Богу, препоручал всю сельскую общину Уацилла, с тем, чтобы он одарил их осенью богатым урожаем, обильным
и достаточным для проведения кувдов и свадеб. По окончании молитвы он обращался к юношам и мальчикам:
- Что просите, ребята?
- Хлеба! Хлебе! Хлеба!
- Что просите, ребята?
- У Уацилла хлеба просим!
Дав отведать куваггаг будущему фысыму, выливали ему на голову квас или брагу, высказывая при этом пожелание, чтобы будущий урожай был так же обилен, как
обильно льется эта брага (квас). Ему же посылали (домой три пирога, выпивку, куваггаг от жертвенного животного, поручали его покровительству Бога и созданных
Им дзуаром.

ЛАУЫЗГАНАН

ЛАУЫЗГАНАН (букв, «печь блины») справляют в пятницу после Хорыбона. Это праздник, посвященный давно умершим людям.
По поверью, бытующему среди наших предков, в пятницу старые покойники бывают свободны, чего нельзя сказать о недавно умерших, которые боятся, что их место
могут занять, и поэтому никуда не ходят. Старые же покойники отправляются. повидать своих близких, семью. К их приходу тщательно прибирают, готовят разнообразную
снедь, среди которой почетное место занимают оладьи и блины.
Вечером глава семьи посвящает покойному приготовленные яства, и все садятся за стол. Домочадцам кажется, что их некогда любимый член семьи тоже сидит за
столом, ест, пьет, слушает разговоры, а на рассвете с первым дуновением ветерка отправляется в страну мертвых.
Дорога туда нелегка: идти придется целую неделю, по пути нужно будет преодолеть много препятствий, чтобы найти тот самый заветный «дзыджын», которым они
будут кормиться целый год. Поэтому к их приходу готовят новое угощение - второй Лауызганан.
Правда, на этот счет есть и другое мнение. Поскольку Лауызганан приходится на Комбаттан, осетины, полагая, что покойники тоже постятся, накрывали им постный
стол, на котором были блины, цакуыта (жареные кукурузные зерна), дзарна (вареная пшеница с фасолью), печеная и отварная картошка, картофджынта (пиpоги
с начинкой из картошки), кадурджынта (пироги с
начинкой из фасоли), лаками (пироги с начинкой из сладкого солода), рыба, арака, пиво, квас.

АСТАУЫМАРХО

АСТАУЫМАРХО (букв, «средний пост») начинается в среду после второго Лауызганана. Праздник называют еще и Кафхаран (букв, «поедание крупной рыбы, щуки»),
потому что рыба была основным блюдом на праздничном столе.
В Кафхаран не полагалось работать. Люди отдыхали, веселились, молились Богу и другим дзуарам, готовились к следующему за Кафхаран празднику.
В Астауымархо многие уже не соблюдали пост, но за неделю до Пасхи вновь начинали поститься.
В наши дни праздник уже не отмечается, но люди старшего поколения еще помнят о нем.
     Источник: www.osetini.com.

 

     Это были праздники, отмечаемые в январе, феврале и марте. В следующем выпуске ознакомимся с апрельскими праздниками и праздниками последующих месяцев.

 

А на сегодня всё. Ваши вопросы, отзывы о рассылке и комментарии вы всегда можете направлять на мой электронный адрес.
До встречи в следующих выпусках!
с уважением,
Аргунов Артём

 


В избранное