Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Северная Осетия 10


Виртуальное путешествие по Кавказу

 

Северная Осетия 10 

 

Добрый день, уважаемые подписчики!

Это 10 выпуск рассылки,
разосланный 40 подписчикам

Тем, кто недавно к нам присоединился, рекомендую ознакомиться с предыдущими выпусками рассылки.

 

     Продолжаем знакомиться с историей Северной Осетии. Сегодняшняя тема: Осетия при капиталистических порядках. Поехали!

 

ГОРОД ДЗАУДЖИКАУ-ВЛАДИКАВКАЗ

В 1784 году у входа в Дарьяльское ущелье была заложена крепость с двенадцатью пушками. Строя новую крепость, правительство исполняло просьбу осетин о защите
Осетии от врагов. Вместе с небольшими укреплениями, построенными на равнине и в горах, крепость охраняла безопасность Военно-Грузинской дороги.
Для крепости выбрали удобное место на правом берегу Терека. Когда-то там располагался аланский город, а в 18 веке возникло осетинское селение Дзауджикау.
Крепость строилась рядом с селением. Осетины во всем помогали гарнизону. В случае военной опасности они обороняли крепость с юга.
Крепость вместе с селением получила у осетин название Дзауджикау. Так же называли осетины и выросший впоследствии город. Так они называют свой город и сейчас.
Осетины считали основателем Дзауджикау тагаурца Дзауга Бугулова. Он выселился на равнину из горного селения Тменикау. Название «Дзауджикау» в переводе
с осетинского языка означает «поселение Дзауга». Русские назвали крепость Владикавказом, а осетинское селение у ее стен—Владикавказским аулом.
Сама крепость занимала совсем немного места. Она помещалась между нынешним Дворцом пионеров и Парком. Зато быстро росли жилые кварталы вокруг крепости.
Уже к середине 19 века Владикавказ-Дзауджикау превратился в маленький и очень уютный город. Здесь появились заводы, на которых делали кирпич и черепицу,
папиросы, свечи и мыло. На площади за воротами крепости по вторникам и субботам проводились базары. Два раза в году—весной и осенью—открывались большие
ярмарки. Во Владикавказе было 24 улицы с одноэтажными домиками и тенистыми садами, 6 площадей и 24 уличных фонаря. Горожане гордились железным мостом через
Терек и красивым бульваром на проспекте. В городе жили представители разных народов—осетины, русские, армяне, грузины, евреи,

Владикавказ. Городской театр

Владикавказ. Городской театр.

греки. Гражданское население превышало две тысячи человек. Половину из них составляли осетины.
Владикавказские осетины были выходцами из разных обществ Северной Осетии. Как и все горожане, они занимались торговлей и сельским хозяйством, возили людей
и грузы по Военно-Грузинской дороге. Многие мужчины поступали на военную службу.
Во второй половине 19 века Владикавказ очень быстро вырос. Для всего Северного Кавказа он стал главным центром торговли, промышленности и культуры. Железная
дорога связала город с Москвой и Петербургом, с портами Черного и Каспийского морей. Через Владикавказ Россия вела торговлю со многими странами Азии.
Коста Хетагуров назвал Владикавказ «умственным и административным центром осетин». В городе открывались школы, училища и гимназии, в которых учились осетинские
дети. Во Владикавказе жили осетинские поэты, писатели и художники. Здесь вышли первые осетинские книги и газеты.
Смелым защитником своего народа был священник городской Осетинской церкви, переводчик и поэт Аксо Колиев. В своем доме он открыл первую в Осетии женскую
школу.
Во Владикавказе работали лучшие врачи, бесплатно лечившие народ,—Елбасдуко Туганов, Магомет Мисиков, Дзыбын Газданов. Их знала и любила вся Осетия.

Дзыбын Газданов. Магомет Мисиков.

Дзыбын Газданов. Магомет Мисиков.

Владикавказом управляла городская дума во главе с городским головой. В начале 20 века городским головой стал известный адвокат Гаппо Баев. Он добивался
открытия новых школ для народа и помогал издавать осетинские книги. Гаппо Баев основал сельский банк, который выдавал ссуды крестьянам. Многим беднякам
Гаппо помог получить образование. Многих революционеров он спас от тюрьмы. Всеми силами старался Гаппо помочь и русским крестьянам-переселенцам, и горцам-ингушам,
и беженцам-армянам.
Город Дзауджикау-Владикавказ—столица Северной Осетии и ее гордость.

 

 

Конец феодальной зависимости

Когда крестьяне равнинной Осетии отказались платить своим господам за землю, феодалы пожаловались начальству. Но русское правительство решило не вмешиваться
в разгоревшийся спор. Скоро оказалось, что осетинская знать не может справиться с крестьянами. Некоторые господа попытались силой удержать крестьян, не
разрешая им переселяться в другие места. Сво­бодные крестьяне легко сломили сопротивление таких феодалов и бросили их селения. Знатные фамилии начали задерживать
кавдасардов, которые после смерти отца хотели завести собственное хозяйство. Народ всегда становился на сторону обижаемых. Часто кавдасарды отделялись
от знатных родственников и через суд.
Цapские чиновники уже понимали, что грубость и военная сила не лучший способ действий в Осетии. Чтобы сохранить преданность и уважение народа, начальство
стало защищать интересы крестьян. Это было выгодно и для России. Крестьяне представляли большую силу, крепкую опору, а малочис­ленные и слабые феодалы
были плохими союзниками. Именно крестьяне занимались хозяйством, платили налоги, продавали зерно и скот для русской армии. Поэтому Россия и стала исполнять
просьбы осетинских крестьян. Конечно, царь старался не обидеть и феодалов, особенно тех знатных осетин, которые служили в армии офицерами.
В 1853 году началось наделение крестьян землей. Для них создавались новые села отдельно от знати. Из большинства старых деревень выселили бывших господ.
Тагаурские знатные фамилии поселились все вместе в Бруте и Беслане. А Хумалаг, Даргкох, Батакоюрт и другие тагаурские селения ста­ли крестьянскими общинами.
В 1866 году закончилось распределение земли на осетинской равнине. Крестьяне и большинство бывших феодалов получили одинаковые наделы. Земля отдавалась
в пользование сельской общине. Каждая семья получала равную долю из общинного участка. Большие угодья равнинной земли сохра­нила только часть осетинской
знати. Это были те, кто поселился на равнине еще до присоединения к России, и те, кому землю подарил сам царь.
Осетинские крестьяне всегда были лично свободными людьми. Поэтом для уничтожения феодальной зависимей окааалось достаточно наделить крестьянина землей и
поселить его отдельно от феодала. А в 1867 году получили свободу и кавдасарды, жившие вместе с отцом. Тогда же освобо­дили холопов, которых имели Некоторые
шатные осетины и богатые крестьяне. Бесправный холоп принадлежал своему хозяину как вещь и полностью зависел от воли господина. Освобожденные холопы и
кавдасарды не получали земли, поэтому многие из них стали временнопроживающими и батраками..

Созур Баграев. Батырбек Туганов

Созур Баграев. Батырбек Туганов

Многие феодалы не стали дожидаться, пока их лишат власти над крестья­нами. Ещё до окончательного уничтожения феодальной зависимости нача­лось переселение
осетин в Турцию. Его возглавили обиженные на Россию фео­далы, которые увели своих холопов и кавдагардов. Вместе с ними ушли в Тур­цию и некоторые крестьяне,
обманутые обещаниями легкой и богатой жизни.
Переселение проходило под знаменем религии. Осетинские феодалы и часть крестьян исповедовали мусульманскую религию, а большинство крестьян были христианами,
как и русские. Те, кто призывал ехать в Турцию, говорили: «Мы—мусульмане, мы не хотим жить вместе с христианами. Мы не хотим подчиняться христианскому
царю. В Турции нас ждут наши братья-мусульмане во главе с султаном».
Переселение в Турцию было страшной ошибкой. Семья писателя Инала Канукова была в числе тех осетин, которым удалось вернуться на родину. Позже Инал Кануков
описал переселение, в котором он участвовал девятилетним мальчиком. Вот короткий отрывок из очерка «Горцы-переселенцы»:
«Какое разочарование постигло этих поистине несчастных переселенцев и сколько раз слышались слова проклятий на головы тех, которые их увлекали. Забыв недавние
розовые мечты, они поняли, что обмануты, что они сделались жертвами своего легковерия, поддавшись лживым словам тех глупцов, кото­рые уверяли их, что им
будет хорошо».
В Турции осетин и других переселившихся туда горцев ждали бесплодные земли, голод и нужда. Многие переселенцы погибли. Мало кто сумел вер­нуться домой.
Оказавшись на чужбине, осетины поняли, что они потеряли са­мое главное—свою родину. А родину ничто не может заменить.

Горы отчие, ответьте.
Как без вас нам жить на свете!..

В этих строчках выразил трагедию переселенцев живший среди них поэт Темирболат Мамсуров.
Большинство осетин-мусульман не поддались на уговоры и остались дома, А тагаурская знать отказалась даже от больших участков земли, которые царь пожаловал
ей на реке Кубани. Бывшие феодалы решили, что лучше быть простыми крестьянами на родине, чем богачами на чужбине.

 

 

Переход к капиталистическим порядкам

Уничтожение феодальной зависимости привело к большим изменениям в жизни Северной Осетии. Но угнетение народа не исчезло. Появились новые угнетатели. В деревне
это были богатые крестьяне-кулаки, а в городе — хозяева заводов и фабрика.
Крестьяне получили землю и работали на ней для себя и своей семьи. Угодья сельской общины делились поровну между хозяйствами. В кресть­янских семьях было
разное число детей, разное число работников. По­этому у одного хозяина оказывался излишек земли, а другому ее не хватало. В деревне появились богатые и
бедные крестьяне. Богатые нанимали батраков, а бедные уходили на заработки в город.
Часть урожая ОСЕТИНЫ продавали, чтобы на вырученные деньги купить нужные товары: ткани, посуду, орудия труда. Обойтись без этих вещей нельзя. И бедняк продавал
свой хлеб, оставляя голодными детей. А кулак только богател oт такой торговли. Богатые крестьяне скупили много земли. На их нолях трудились батраки, работали
механические и паровые сеялки, веялки, молотилки.
Батраками становились бедные общинники или временнопрожинающие. Временнопроживающими называли тех осетин, которые не были членами сельской общины. Их пускали
в деревню на временное жительство. Земельных наделов они не получали. «Временные»—это разорившиеся горцы, бежавшие от голода на равнину. Или кавдасарды
и холопы, которых освободили без земли.

Арсен Коцоев. Гацыр Шанаев

Арсен Коцоев. Гацыр Шанаев

Бедные крестьяне и батраки жили в покосившихся домах под соломен­ными крышами. Кулаки строили кирпичные хоромы, крытые черепицей. Казалось, что несправедливость
и угнетение навсегда поселились в осе­тинской деревне. Поэт Созур Баграев написал в те времена стихотво­рение «Лодырь и тружедак»:

Бездельник—в обновке
Гуляет, поет,
Трудяга—в лохмотьях
Работать идёт.
Куражится лодырь,
Схватясь за бока,
А холод и слякоть-
Друзья бедняка.

Чтобы не попасть в кабалу к богатеям, многие осетины уходили на заработки. Некоторые уезжали в Баку и Тбилиси, в далекую Россию или даже в Америку. Остальные
работали на серебросвинцовых рудниках в горах, на заводах во Владикавказе, Алагире, Беслане. Редкому крестьянину удавалось скопить денег и купить землю.
Многие оставались в городе и становились рабочими.
Незавидной была участь рабочего. Вместе с семьей ютился он в холодном и сыром бараке. Маленькой зарплаты едва хватало, чтобы прокормиться. Работали до 12
часов в день. За нарушение установленного хозяином порядка провинившися платит штраф. Рабочий Давид Кокаев вспоминал: «И так мало зарабатывали, а придешь
за получкой, посмотришь и получить-то почти нечего. Все на штрафы ушло. Как сейчас помню, пришел pаз рабочий Гутиев за получкой, а ему выдают 25 копеек.
Это за целый месяц! Он туда-сюда, так ничего и не вышло. Пришлось копейки получить, а вся получка хозяевам осталась».
Другой рабочий рассказывал: «Хозяева и их прислужники смотрели на нас как на людей низшего сорта. Им ничего не стоило выругать рабочего и даже избить его.
А для того, чтобы держать нас в страхе и повиновении, начальство содержало на фабрике 75 стражников». Конечно, рабочие и крестьяне боролись против бесправия
и угнетения. Но это — тема для отдельного рассказа.
Наверное, вы уже поняли, что такое капиталистические порядки. Хозяин большого поля или завода не станет делать работу сам. Да один он и не справится. Он
нанимает бедняков, у которых нет другого способа прокор­мить семью. А когда хозяин продаст урожай, большую часть денег он оставит себе. Так же и на заводе:
зарплата рабочего была всегда меньше, чем его труд.
Переход к капиталистическим порядкам произошел во второй половине 19 века. Началось быстрое изменение всех сторон жизни.
Уходя на заработки в город, нанимаясь на работу к кулакам в казачьи станицы, осетины ближе знакомились с жизнью других народов, изучали русский язык. Росло
самосознание народа. Ценность родного языка, своих обычаев и культуры можно понять, только сравнивая их с языком и культурой соседей. Так рождается и уважение
к другим народам.
В Осетии появилось много людей, которые получили хорошее образование. Они служили генералами и офицерами в армии, работали инженерами, учи­телями, врачами,
адвокатами. Не в каждом осетинском селении была школа. Образованные осетины открывали школы на свои средства. В Дурдуре такую школу открыл писатель Батырбек
Туганов, в Беслане - учитель Саукудз Тхостов. Правительство не разрешало учить детей на родном языке, но многие учителя нарушали запрет.
Василий Цораев, Джантемир и Гацыр Шанаевы первыми стали записывать сказания о Нартах, народные сказки, легенды, пословицы и загадки.
Родилась осетинская классическая литература. В стихах, рассказах и пьесах писатели говорили о жизни своего народа. Бедные крестьяне-горцы стали героями
Сека Гадиева. О несправедливости капиталистических по­рядков, о беззащитности простого человека писал Арсен Коцоев.

 

 

 

КОСТА ХЕТАГУРОВ

В 19 веке исчезло деление осетин на общества, выросло самосознание народа. В Осетии произошел культурный переворот. Распространилась осетинская письменность,
появилось много грамотных людей. Родилась осетинская литература, которая выразила мысли и чувства своего народа. Основоположником осетинской литературы
стал великий поэт Коста Хетагуров
Коста родился 15 октября 1859 года в горном селении Нар. Он учился в сельской школе, потом в Ставропольской гимназии и Петербургской Академии художеств.
Много лет Коста не был на родине. Приехав в Осетию, он ужаснулся ее нищете и ее несчастьям.
Главной заботой Коста стала забота о судьбе родного народа. Коста изображал жизнь Осетии на своих прекрасных картинах, устраивал спектакли и выставки, боролся
за открытие новых школ, составлял для крестьян прошения к начальству. Вся страна читала его статьи в защиту прав народа. Царские чиновники и их осетинские
прислужники ненавидели Коста. Два раза его отправляли в далекую ссылку.
Враги были бессильны против оружия поэта—его стихов. Книга стихов, Которую Коста назвал «Ирон фандыр» — «Осетинская лира», превратилась в любимую книгу
народа. Стихи Коста знали даже неграмотные крестьяне. Многие стихотворения сделались народными песнями.
Работу поэта Коста сравнил с трудом землепашца. Человек не может прожить без пищи, без хлеба. И точно так же нет жизни без песен, без любви к своему народу,
без надежды на будущее.
Сердце народа назвал Коста своей пашней, а раздумья о родине—собранным урожаем.

Селение Нар

Селение Нар

Защиту бедных и обездоленных Коста считал своей обязанностью. Кажется, что в его стихах люди сами рассказывают о бедности, о горестях и бедах:

У людей—не дом, а терем,
Там светло, тепло, уют,
А у нас в пустой пещере
Дети с голода ревут.
У людей—пшеницы вволю:
Год молоть—не видно дна,
А у нас, на нашу долю,—
В год один совок зерна...
А вот плачет отчаявшаяся вдова:

Видно, муж мой милый.
Ты жены умней,—
Что бежал в могилу
От семьи своей.
Сохнет и хиреет
Сын любимый твой:
Лечь бы нам скорее
Рядышком с тобой

Коста понимал, что богачи не отдадут добровольно свои богатства народу. Он знал, что царь и его чиновники не откажутся от своей власти над Осетией. Поэтому
Коста и призывал народ к борьбе за свободу, за изгнание всех угнетателей. Только честные, смелые, трудолюбивые и грамотные люди могут победить в этой борьбе.
Из ссылки Коста писал друзьям: «Будьте тверды, сплочены, единодушны, и тогда никто с нами не справится.
Стихи Коста—это чувства и мысли, надежды и переживания самого народа. Книгу «Ирон фандыр» можно сравнить с портретом, в котором Осетия легко узнает себя
и по которому другие народы могут с ней поз­накомиться. Эта книга—фундамент всей осетинской литературы.
Коста был великим поэтом и великим человеком. Он мечтал о братстве всех людей на земле. И он понимал, что единственный путь к счастью всего человечества—это
борьба за освобождение своего народа. Коста отдал родине все, что у него было—свой огромный талант, ум и все силы. И все-таки он написал:

Прости, если отзвук рыданья
Услышишь ты в песне моей,—
Чье сердце не знает страданья,
Тот пусть и поет веселей.
Но если б народу родному
Мне долг оплатить удалось.
Тогда б я запел по-другому,
Запел бы без боли, без слез.

Меньше всего Коста думал о себе. Только в конце жизни он начал строить дом, но не достроил, собрался завести семью—и тоже не успел. Он умер 1 апреля 1906
года, измученный преследованиями и тяжелой болезнью.

 

 

 

РЕВОЛЮЦИОННОЕ ДВИЖЕНИЕ В ОСЕТИИ

У осетинского писателя Елбасдуко Бритаева есть пьеса «Амран». Амран—имя богатыря из народных сказаний» имя героя, который нес людям свободу. За это злые
духи приковали Амрана к скале. Чтобы народ добился счастья, нужно вызволить богатыря из каменного плена. И простой осетин Беса начинает борьбу за освобождение
Амрана. Беса гибнет, но вслед за ним идут другие. И новые герои готовы жертвовать жизнью в борьбе за свободу и счастье народа.
Так Бритаев рассказал о революционном движении в Осетии и призвал свой народ к борьбе.
Все народы Российской империи объединились против царского прави­тельства и своих угнетателей. Трудящиеся Осетии выступали против власти царских чиновников,
кулаков и фабрикантов, против унизительного запрета изучать в школе осетинский язык.
В октябре 1897 года началась забастовка на Садонском руднике. Рабочие требовали изменить правила оплаты их труда, ввести восьмичасовой рабочий день и отпуск.
Забастовка потерпела поражение. С помощью местного начальства хозяева рудника заставили часть рабочих выйти на работу, а остальных уволили.

Елбасдуко Бритаев. Гиго Дзасохов

Елбасдуко Бритаев. Гиго Дзасохов

В апреле 1902 года крестьяне селения Гизель пожаловались на своего старшину. Оказалось, что старшина притеснял крестьян, незаконно уве­личивал налоги, присваивал
чужие деньги. Осетия тогда делилась на три участка. Начальник участка, которому подчинялись гизельцы, стал защищать старшину и явился в село с отрядом
казаков. Возмущенные крестьяне избили начальника и выгнали казаков. Гиэельцы вооружились и отказались подчиняться властям, требуя сменить старшину. Во
главе крестьян стояли сельские учителя и другие образованные гиэельцы. Только с помощью войск царские власти смогли подавить революционное выступление
гизельских крестьян.
События в Садоне, Гизели и во многих других местах показали силу народа. Крестьяне и рабочие учились организованной борьбе со своими врагами.
«Кровавое воскресенье» 9 января 1905 года стало началом первой революции в России. В Северной Осетии первыми вступили в борьбу рабочие Садона. В конце января
они объявили забастовку, к которой присоединились жители соседних осетинских селений. Весной волнения перекинулись во Владикавказ. Началась общегородская
забастовка. 6 мая городские рабочие вышли на демонстрацию. Развевались красные флаги, рабочие пели революционные песни.
В феврале к рабочим присоединились осетинские крестьяне. Начался захват лесов. Леса Осетии народ всегда считал своим богатством, хотя царское правительство
давно присвоило их. Даже хворост осетины не могли собирать бесплатно. Теперь они разогнали лесную стражу и принялись рубить лес. Были разгромлены усадьбы
богачей и захвачены их земли. Народ изгнал старшин, которых назначало начальство. Крестьяне потре­бовали, чтобы .старшины были выборными, а судьи знали
осетинский язык. На помощь крестьянам шли дружины из студентов, учителей, гимна­зистов.
Осетины боролись не только против несправедливых порядков, но и за свободу своей родины. Царские власти разделили единую Осетию на две части. Северная Осетия
входила в Терскую область, а Южная—в Тифлис­скую губернию. Так было удобнее управлять Кавказом. Чиновники не думали об интересах народа. Поэтому осетины
боролись за объединение и самоуправление.
Вершиной революции был декабрь 1905 года. Рабочие и крестьяне поднялись на вооруженное восстание. Бои шли на станциях железной дороги, во многих селениях.
Восстал Осетинский конный дивизион. Всадники отказались идти на подавление народных выступлений. Восставший дивизион обратился к другим воинским частям
с такими словами: «Нас зас­тавляют идти против наших братьев, рабочих и крестьян. Довольно терпеть! Берите оружие и станем дружно на защиту наших человеческих
прав и всего народа. Вся Россия встала на борьбу. Мы подняли знамя восстания и примкнули к народу». Вслед за осетинскими всадниками и другие части отказались
подчинятся командирам.

Цомак Гадиев

Цомак Гадиев

Осетинские священника собра­лись на съезд и тоже перешли на сторону народа.
18 декабря во Владикавказе вышел первый номер революцион­ной газеты «Искра». Ее начал издавать осетинский революционер, педагог и литератор Гиго Дзасохов.
Газета была закрыта после первого ЯМ номера.
Декабрьское восстание было подавлено. Дивизион выслали из Осетии. Карательные отряды нача­ли разгром осетинских селений. Каратели ловили революционеров
я отдавали их под суд. У крестьян отбирали скот, их заставили пла­тить огромные штрафы.
Первая революция показала, что неравноправие не может су­ществовать вечно. Но и вооруженная борьба за свои права не всегда приводит к победе. Пролитая кровь
несет народу новые несчастья.
Революция потерпела поражение. Царское правительство жестоко рас­правилось с борцами за дело народа. Схваченных революционеров казнили или ссылали в Сибирь.
Однако царь не сумел уничтожить революционное движение. Борьба за свободу шла и после поражения революция.
Всей России были известны книги и статьи Ахмета Цаликова. Он призывал все народы России отстаивать свою культуру и родной язык, давать хорошее образование
детям. Важно не только бороться за свободу, но и готовить к ней себя и свой народ.
Народ Осетии не смирился с поражением. Время от временя вспыхивали крестьянские волнения» рабочие поднимались на забастовки. Копилось недовольство и в армии.
Всеобщую веру в победу народа выразил поэт и революционер Цомак Гадиев:

Если народ изнеможен от гнева.
Если узнает своих палачей, —
Знай: прозвучит его песня свободы,
Вырвется он из неволи своей.
     Источник: www.osetini.com.

 

     В следующем выпуске ознакомимся с революционным переодом в истории Северной Осетии.

 

     Затем, если немножко забегать вперёд, ознакомимся с советской историей Осетии, с переодом второй мировой войны, с современной историей республики, немного почитаем о обычаях Осетин, и двинемся дальше, в одну из соседних республик.

 

     Такие вот планы.

 

А на сегодня всё. Ваши вопросы, отзывы о рассылке и комментарии вы всегда можете направлять на мой электронный адрес.
До встречи в следующих выпусках!
с уважением,
Аргунов Артём

 


В избранное