Тем, кто недавно к нам присоединился, рекомендую ознакомиться с предыдущими
выпусками рассылки.
Сегодня, как я и писал в
прошлом выпуске, мы завершаем знакомство с
древнейшей историей Северной Осетии.
Борьба алан с татаро-монгольским нашествием
В жизни каждого народа случаются события, от которых зависит его дальнейшая судьба. Такие важные события бывают счастливыми, а бывают трагическими. В 12
веке Алания ослабела. Алдары уже не хотели подчиняться царю и воевали друг с другом. На северные границы начали наступать кочевники половцы. Bсe тяготы
трудного времени легли на плечи простого народа. Крестьяне и горожане горько расплачивались за самоуверенность своих правителей. В начале 13 века в Центральной
Азии объединились монгольские племена. Во главе их стал Чингисхан. Начались жестокие завоевательные походы. Собираясь в дальний поход, нужно разведать
силы противника. Для этого Чингисхан послал на Кавказ целую армию. Аланы выступили против монголов в союзе с половцами. В первой битве силы оказались равны.
Тогда монголы подкупили половецких ханов. После измены половцев аланское войско потерпело поражение. Захватив пленных и богатую добычу, монголы ушли из
Алании. Теперь они напали на обманутых половцев и жестоко их разгромили. Скоро Чингисхан умер. Поход на Аланию и Русь возглавил его внук Батый. В 1238
году монголы пришли в Аланию. С шумом двигались орды завоевателей. Аланские земли наполнились скрипом бесчисленных повозок, ржанием коней, криками верблюдов.
Огромное войско осадило Магас—главный город алан. Чтобы окружить город, монголы прорубили широкие просеки в окрестных лесах. Три месяца продолжалась осада.
Храбро сражались защитники города. Но силы были неравными. Магас пал, и монголы перебили всех его жителей. Разорение и смерть принесли жестокие завоеватели
на аланскую землю. Они грабили и жгли города и селения, убивали людей. Аланы так и не сумели объединиться для борьбы с врагом. Алдары больше думали о своей
выгоде, чем о судьбе народа. Многие из них перешли на сторону врага. Все это помогло монголам разгромить Аланию по частям. Двенадцать лет сражалась с незваными
пришельцами одна аланская крепость. Но героизм не может заменить сплоченности и единства народа. На завоеванных землях хан Ватый создал монголо-татарское
государство Золотую Орду. В нее вошли равнинные земли Алании. Непокорившиеся аланы ушли в горы. Укрепившись в горных ущельях, аланские отряды
Аланы. Художник А.Джанаев
Аланы. Художник А.Джанаев
совершали набеги на захватчиков. Для конницы кочевников удобны степные просторы. Поэтому монголы боялись входить в тесные ущелья. Горная Алания осталась
непокоренной.
На равнине тоже шла борьба против власти Золотой Орды. В 1278 году ордынские войска подавили восстание в большом аланском городе Де-дякозе. Позже прославился
полководец Багатар из аланского царского рода. Это был храбрый воин и мудрый политик. Опору для борьбы он хотел создать в Закавказье. Багатар отнял у грузинского
царя крепость Гори. Но его наследники не сумели отстоять свою независимость.
Тяжелой бедой было татаро-монгольское нашествие. Погибло аланское государство. Тысячи людей пали в борьбе с завоевателями. Опустели равнинные земли, исчезли
города. Но не кончились несчастья Алании.
В конце 14 века разгорелась борьба между Золотой Ордой и державой Тимура. Тимур владел Средней Азией, Ираном и Закавказьем. Он видел соперника в хане Золотой
Орды и победил его. Сражение произошло на аланских землях. Заодно Тимур решил наказать непокорных алан. Войска Тимура вошли в горы. Тех, кто не погиб в
бою, убивали или уводили в плен. Современники этих страшных событий считали, что аланы больше не существуют.
br-al/image3095
Воин
Но произошло чудо—народ выжили на этот раз. В старинной осетинской песне сохранена память о женщине, спасающей осиротевших детей. На 18 пожарищах она собрала
уцелевших детей и воспитала их. Дети выросли и основали новые селения. Ее имя забыто, потому что для народа она остается просто Мамой. По-осетински—Нана,
так ее звали дети.
Эта женщина победила монгольских ханов и Тимура. Она спасла жизнь своему народу и уберегла его от рабства. Ее питомцы говорили на родном языке и пели родные
песни. Они остались народом, осетинами.
Нартовский Эпос
Эпосом называются народные поэмы и сказания о богатырях и героях. Во всем мире известен осетинский эпос о героях-Нартах.
Сказания о Нартах были сложены предками осетин—скифами, сарматами и аланами. Нарты—это поэтическое имя народа, создавшего эпос. Поэтому сказания о Нартах
донесли до нас яркое и правдивое изображена» жизни древних осетин. Мы видим, как они охотились, пасли стада, как воевали и веселились. Мы узнаем об их
чувствах и мыслях, попадая на народное собрание или к домашнему очагу.
В старину сказания о подвигах Нартов исполняли певцы-сказители. Свою распевную речь сказитель сопровождал игрой на двенадцатиструнной арфе. С восхищением
внимали певцу и дети, и взрослые.
Нарты живут в селении, которое делится на три квартала. Три Нартовских рода занимают отдельные кварталы. Это род Ахсартагката, который славится храбростью;
род Алагата, известный мудростью; и род Бората, сильный своим богатством. Все великие герои Нартов принадлежали к роду Ахсартагката. Лучшие качества человека,
патриота, воина эпос приписывает членам этого рода. А вот богачи Бората наделены отрицательными чертами—они отличаются жадностью, трусостью и коварством.
Огромным почетом пользуется среди Нартов Сатана—мудрая мать народа. Без ее совета Нарты не начинают важных дел. Все ее помощи не могут обойтись самые прославленные
героя. Взглянув в свое «небесное зеркало». Сатана видит все, что происходит на свете. Она—прекрасная хозяйка. В голодный год Сатана щедро открывает Нартам
свои кладовые и спасает народ от смерти.
Место старшего занимает у Нартов Урузмаг—могучий воин и мудрый предводитель. До глубокой старости Урузмаг возглавляет нартов в походах. А почувствовав,
что становится им обузой, он просит уложить его в сундук и закинуть в море. Но с этого только начинаются новые приключения и подвиги Нартов.
Урузмаг и Сатана—приемные родители самых любимых и самых прославленных героев эпоса—'Сослана и Батраза.
Сослан рождается из камня. Он неуязвим, потому что сразу же после рождения был закален в волчьем молоке. Шуба Сослана сшита из скальпов—так в эпосе отразился
скифский обычай шить плащи из скальпов убитых врагов. В числе знаменитых подвигов Сослана—победа над великаном Мукарой и путешествие в страну мертвых.
Сослан не только силен и отважен, он умен и осторожен. Если противник сильнее, Сослан побеждает его с помощью хитрости.
Непримиримый враг есть у Сослана и среди Нартов—это хитрец и пройдоха Сырдон—никудышный воин, поэтому Нарты относятся к нему с презрением. Сырдон погубил
Сослана, доставил своими кознями множество неприятностей Нартам. Но в самых трудных делах и опасных доходах Сырдон приходит Нартам на помощь. Наступает
день, когда суровые Нарты прощают Сырдону его злые козни и принимают в свое общество. Чтобы излить свое горе и выразить тоску по погибшим сыновьям, Сырдон
изобрел двенадцатиструнную арфу. Музыка потрясла Нартов, и они признали Сырдона.
Курдалаган. Художник А. Джанаев----- Ацамаз. Художник М. Туганов
Курдалаган. Художник А. Джанаев----- Ацамаз. Художник М. Туганов
Поэтичные сказания посвящены Нарту Ацамазу. Он был не только доблестным воином, но еще певцом и музыкантом. Своей игрой на свирели Ацамаз покоряет людей
и зверей, деревья и скалы. Его пение пробуждает природу, призывает весну.
В Нартовском эпосе рассказано о многих героях. Но самым выдающимся Нартом осетины считали Батраза. «Всесокрушающая сила, отвага, не знающая границ, всегда
честное, открытое и стремительное нападение презирающее хитрости и уловки, неукротимая ярость к врагам и насильникам»,—так определил черты Батраза профессор
Васо Абаев. У Батраза стальное тело, закаленное другом Нартов небесным кузнецом Курдалагоном. Батраз покоряет неприступную крепость Гур. Он спасает Урузмага
и наказывает наглых великанов. Батраз мстит за кровь своего отца Нарта Хамыца и сражается с небожителями. Собрание старейшин признало Батраза лучшим среди
Нартов. Любой осетинский мальчик мечтал быть похожим на бесстрашного, благородного и скромного Батраза. Ведь Нарт Батраз—это народный идеал мужчины и воина.
В Нартовских сказаниях много сказочного, чудесного. Нарты понимают язык птиц и зверей. В битвах героям помогают волшебные кони и волшебное оружие. Нарты
дружат и враждуют с богами. А боги ведут себя как люди—ходят в гости, ссорятся и умирают.
Три тысячи лет живут Нарты в памяти народа. Но не только потому, что умеют разговаривать со своими конями или взлетать на небо.
Нартовский эпос—великое произведение народного искусства. А искусство всегда хранит и защищает самые лучшие, добрые свойства человека. Сказания о Нартах—это
драгоценная кладовая народа. Из поколения в поколение передаются ее вечные богатства—мужество и скромность, бескорыстная дружба, благородство и справедливость.
И, конечно, самое главное богатство, без которого все остальные теряют цену,—это любовь к родине, к своему народу, к родному языку.
Источник: www.osetini.com.