Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Людям о Людях

  Все выпуски  

Людям о Людях Выпуск от 30.01.05


Информационный Канал Subscribe.Ru

Истории людей ( http://peoples.ru/ )
Роберт Мэпплторп (http://www.peoples.ru/art/photo/mappltorp/index1.shtml)
Роберт Мэпплторп

"Камера дает прекрасную возможность лгать. Если вам не нравится этот жест или
выражение лица - вы их не фотографируете. Так мы все и врем. Но в этом же и заключается
моя персональная правда. Это - мой опыт, моя память. Предпочитаю приятные воспоминания."
/Р. Мэпплторп/


^Роберт МЭППЛТОРП

Одна из самых харизматичных и безусловно культовых фигур мирового искусства второй
половины ХХ века, американский фотограф Роберт Мэпплторп, может быть, впервые
со времен авангардных течений начала века привлек внимание к фотографии как самостоятельному
и самодостаточному виду искусства. До сих пор работы его стоят значительно больше,
чем картины или инсталляции.

^Биография

Роберт Мэпплторп был Скорпионом. Он родился в ноябре 1946 года в Нью-Йорке, окончил
престижный "Пратт-институт". Первые работы - коллажи из порнофотографий. Первая
выставка - "Полароид-1976" - прошла сразу же не где-нибудь, а в Метрополитен-музее.
С оглушительным успехом. 
13 последующих лет - участие в 98 коллективных выставках, 103 персональных (50
городов на трех контитентах). Четыре тура за шесть лет, 52 каталога, 21 альбом.


И смерть - от СПИДа в марте 1989 года.

^Субкультура

Роберт Мэпплторп - без сомнения, самый знаменитый гомосексуалист всех времен
и народов. Слава других деятелей, имевших нестандартную сексуальную ориентацию,
как правило, лежала в иной какой-то плоскости: Нуреев прославился как танцор,
Чайковский - как композитор. Мэпплторп стал велик только потому, что фиксировал
(фотография - это же и есть документальное свидетельство) и воспевал свои, специфические,
садомазохистические радости.

Но, как это обычно у больших художников водится, сила искусства позволила его
работам преодолеть узкие круги завсегдатаев гей-баров и сообщить изумленному
человечеству нечто и о нем, родном, тоже.

^Политический контекст

Роберт Мэпплторп - типичное дитя сексуальной революции 1968 года, рок-н-ролла
и наркотической вседозволенности. Тогда от СПИДа не умирали, мир катился в никуда,
проявляя все большую и большую медиальную агрессию. Для Роберта Мэпплторпа сексуальность
напрямую ассоциируется с властью. Особенно шокирующими оказываются тщательно
выстроенные сцены сексуального насилия или чернокожий член, неожиданно вывалившийся
в расстегнутую ширинку респектабельного костюма.

Творчество Роберта Мэпплторпа невозможно вне либерально-демократического общества,
политической корректности и борьбы всевозможных меньшинств (не только, между
прочим, сексуальных) за свои права. И, соответственно, связанных со всеми этими
тихими радостями - сексизма, феминизма и постмодернистской всеядности: смешения
всего, что только можно, со всем, что только нельзя.

^Художественный контекст

Принято считать, что Роберт Мэпплторп вышел из "Фабрики" Энди Уорхола - великого
поп-артиста, который сделал картину просто вещью, товаром. Знаком товара. "Фабрика"
представляла собой богемное сообщество авангардных художников (с "Фабрики", например,
пошла у Мэпплторпа дружба с культовой певицей Патти Смит, из портретов которой
он мог бы составить не один роскошный альбом), работающих на стыке искусства
и рекламы.

Тогда самым модным лозунгом был: "все, кроме живописи". Долгое время Роберт Мэпплторп
не считал себя творцом, но просто делал "объекты". Он признавался: "Работы Уорхола
действуют на меня подсознательно. Постоянно. Он говорил: искусством может быть
все что угодно. Значит, я создаю искусство с помощью фотографии". 

Мэпплторп умудрился сделать почти невозможное - превратить жлобский и низкопробный
жанр порнографической открытки в изысканное и, что еще более невероятно, респектабельное
искусство.

^Серии

Самое существенное место в творчестве Роберта Мэпплторпа занимают мужские черно-белые
ню, снятые особым образом. На массовый поток им были также поставлены изображения
растений, цветов и фруктов, неожиданно проявляющих какую-то эротическую силу.
Существуют также серии портретов известных художников и поп-фигур (та самая Патти
Смит). Существуют и репортажно-порнографические снимки, как раньше было принято
писать, "обителей нью-йоркского дна", многочисленные автопортреты фотографа (в
женской одежде, с автоматом,
в садомазохистской упряжи и т. д.).

^Особенность стиля

Свет и композиция выстраивались им таким образом, чтобы подчеркнуть отчужденность,
холодность, едва ли не безжизненность изображаемого. Даже из голого тела Роберт
Мэпплторп умудрялся сотворить натюрморт ("мертвую натуру"), точно по ту сторону
камеры - безвоздушное пространство, где откачан не только воздух, но и время-пространство.


При этом черно-белое существование моделей кажется настолько мощным, энергетически
и эстетически насыщенным, что появление цвета кажется ненужным, лишним, избыточным.


^Философский смысл

Творчество Роберта Мэпплторпа - точно специально созданная иллюстрация учения
другого завсегдатая садомазохистических борделей - гениального французского мыслителя
Мишеля Фуко. В своих работах ("История безумия", "История сексуальности", "Рождение
клиники", "Надзирать и наказывать" - все они, кстати, есть на русском) он показал,
как привычные нам предметы и понятия возникали под влиянием тех или иных исторических
или экономических моментов. Как, например, возникла мысль наказывать помещением
в некие дисциплинарные
пространства, или, к примеру, как сформировался тип современной больницы.

В своей работе "Слова и вещи" Фуко показал, как во время Великой французской
революции возникло современное понятие человека, наделенного определенным набором
признаков. И как под воздействием масс-медиа и прочих радостей массового общества
возникает новый тип мыслящего и чувствующего существа, которое наследует человеку,
но и - приходит ему на смену.

Особую известность получили заключительные слова этой в высшей мере увлекательной
монографии: "Тогда, можно поручиться, человек исчезнет, как исчезает лицо, начертанное
на прибрежном песке".

Изысканная пластика работ Роберта Мэпплторпа - первый (или последний?) шаг перед
исчезновением, растворением определенных и конкретных оппозиций (мужское/женское;
черное/белое; жизнь/смерть; высокое/низкое; красивое/безобразное).

Впрочем, визуальные образы его настолько многогранны, что легко подверстываются
под любую современную доктрину.

^Всемирная слава

Ни один художник последнего времени не удостаивался таких почестей (правда, посмертно),
как Роберт Мэпплторп. Очередной тур его "персоналки" прокатился по крупнейшим
культурным столицам мира: в 1992 года в музее Лузиана в Дании ее увидело 240
тысяч зрителей. 1993: Венеция, Турку, Стокгольм, Брюссель. 1994: Прадо в Мадриде,
Тель-Авив, Барселона, Вена. 1995: Австралия, Новая Зеландия. 1996: Германия...
Фонд памяти Мэпплторпа открыл постоянную экспозицию его работ в Национальной
галерее в Вашингтоне; висят его
работы и у Гуггентхайма, и в нью-йоркском МОМА... И везде, буквально везде выставки
его работ бьют все рекорды посещаемости.

Ну не может же быть, чтобы в мире развелось так много мягкотелых "голубцов" или
же сочувствующих им латентных гомосексуалов. Может быть, людям важно увидеть
Другое (весьма важный и распространенный в философии ХХ века термин), чтобы через
отталкивание и неприятие понять о себе нечто до поры до времени находящееся в
тени - весьма вероятно, в силу своей обыденности и ординарности.

^Роберт Мэпплторп в России

Когда-то известный критик Людмила Лунина написала в газете "Сегодня": "Было бы
замечательно привезти сюда его выставку. Тогда бы мы яснее поняли, кто чего стоит".

===================================================================
Приглашаются к сотрудничеству авторы статей о людях,
писатели и просто фаны.

Ваш Alex

оптимизация сайтов

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: rest.people
Отписаться

В избранное