Истории людей ( http://peoples.ru/ )
Петр I (http://www.peoples.ru/state/king/russia/petr_I/index1.shtml)
Петр Первый и Новый год http://www.aif.ru/online/longliver/60/19_01
Новогоднее торжество в январскую ночь греет душу россиянам уже 305 лет. Сегодня
мы расскажем, как появился этот праздник и как он отмечался Петром и его подданными.
^«В знак веселия друг друга поздравляти»
В ДОПЕТРОВСКИЕ времена новый год на Руси начинался с 1 сентября, а день 1 января
считался языческим праздником, который, естественно, не приветствовался христианской
церковью. Отпраздновав в 1699 году наступление нового года в последний раз по
древнему обычаю в сентябре, Петр издал 19 декабря указ, согласно которому новый
год начинался с 1 января, а летоисчисление велось не по старому — от «сотворения
мира», а по-европейски — от Рождества Христова. Так 7208 год стал годом 1700-м.
Как признавал сам Петр, это было вызвано его страстным желанием привести и летоисчисление,
и отсчет нового года в соответствие с принятыми на Западе.
Историк Роберт К. Масси приводит занятные подробности, как царь переубеждал тех
бояр, кто сомневался в его правоте и утверждал, «будто Бог не мог создать Землю
посреди зимы». Оказывается, для этого Петр предлагал скептикам ознакомиться с
глобусом, «доброжелательно и спокойно объяснял им, что Россия — это еще не весь
мир и что когда у них зима, то по другую сторону экватора в это же время всегда
царит лето». Чтобы отпраздновать нововведение и закрепить этот день в сознании
москвичей, Петр приказал во всех храмах 1 января провести специальные новогодние
богослужения.
«Января же в первый день, в знак веселия друг друга поздравляти новым годом и
столетним веком, — предписывал царский указ от 19 декабря 1699 года, — и учинить
сие, когда на большой Красной площади огненные потехи зачнутся и стрельба будет,
и по знатным домам… коемуждо на своем дворе из небольших пушек, у кого есть,
и из мелкого ружья учинить трижды стрельбу, и выпустить несколько ракетов, сколько
у кого случится…»
Кроме того, царь повелел праздновать переход на новое летоисчисление семь дней,
распахнув двери перед гостями, зажигать ночью праздничную «иллюминацию» из костров
прямо на улицах, украсить дома плошками с горящим маслом, поставить на дворах
еловые, сосновые или можжевеловые деревья, а бедным обывателям повесить на свои
ворота ветви. Так к нам в жилище пожаловала красавица елка…
Предусмотренные указом меры были воплощены в точности, тем более что царь лично
проверял их исполнение.
Австрийский резидент Плейер доносил в Вену: «Сам он (царь. — А. П.) в новогодний
вечер устроил очень красивый фейерверк, целый день приказал стрелять из пушек,
которых числом 209 было свезено к Кремлю, и эти стрельбы из пушек и фейерверк,
как и стрельбы из мелкого ружья по всем домам, также иллюминации и другие изъявления
радости в течение шести дней заключены были освящением воды, или Иорданью, в
день святого Богоявления».
Из хроник нам известно, что датский посол Пауль Гейнс, чтобы доставить удовольствие
царю, к Новому году иллюминировал свой дом на итальянский манер фонарями и заслужил
сердечную благодарность Петра, о чем поспешил уведомить своего короля. «Царь
совершил за последнее время ряд чудес, — писал в том числе и о новогодних потехах
Гейнс. — Сравнить его Россию со старою — разница та же, что между днем и ночью».
^Пир на весь мир
НОВЫЙ, 1700 год Петр встречал в компании Всешутейшего и всепьянейшего собора,
хмельное существование которого возникло, когда царю было всего 18 лет, и продолжалось
до конца его дней. Эта пестрая компания почтенных седобородых старцев (среди
них князья Петр Прозоровский, Федор Ромодановский, Федор Головин), молодых гуляк
(во главе с царским любимцем Алексашкой Меншиковым) и иноземных авантюристов
(среди коих, увы, уже не было особенно близкого к царю Франца Лефорта, умершего
весной 1699 года) без конца странствовала по Москве с места на место, разъезжала
в санях по московским окрестностям, норовя неожиданно нагрянуть в поисках стола
и крова к какому-нибудь изумленному боярину. Численность этой диковинной свиты
царя обычно колебалась от 80 до 200 человек!
Главной составляющей соборных забав был развеселый пир, который начинался чаще
всего в полдень и заканчивался на рассвете следующего дня. Угощение хозяева обязаны
были подавать в неимоверных количествах, но между переменами блюд делались перерывы,
чтобы покурить, поиграть в шары или в кегли, посостязаться в стрельбе из лука
и пищали. «Застольные речи и здравицы сопровождались не только одобрительными
возгласами и веселыми выкриками, — пишет Масси, — но и пронзительными звуками
труб и артиллерийскими залпами. Когда же начинал играть оркестр, Петр лично бил
в барабан».
Когда кто-нибудь из пирующих клонился в сон, он попросту сползал со скамьи на
пол и мирно храпел. «Бывало, что до половины компании спало под шум буйного веселья
остальных», — утверждает Масси. В Новый, 1700 год пир Всешутейшего собора растянулся,
как и требовал в указе государь, на полную неделю. Гости, утомившись, вповалку
спали на полу, время от времени поднимаясь, чтобы поглотить очередную гигантскую
порцию еды и питья, а затем вновь погрузиться в ленивую дрему. Царь, по свидетельствам
очевидцев, в новогоднее торжество особенно предавался шутовству и вел себя «как
необузданный юнец».
^Главный фейерверкер
НО НЕ ТОЛЬКО безудержной гульбой отмечал Петр со своим Всепьянейшим собором наступление
нового года. Особая статья петровских празднований — фейерверки, которые непременно
сопровождали каждое торжество. «Невозможно представить, до какой степени царь
любил их!» — свидетельствовал один из современников.
Огненные потехи заведено было зажигать и в новогоднюю ночь, и вечером 1 января.
Любопытно, что в первый день нового года Петр и его окружение не просто праздновали
и веселились что было мочи, но и подводили итог году ушедшему, выдвигали планы
на будущее. Все это отражалось в сюжете фейерверочного представления, призванного
не только веселить зрителей, но и прославлять. Что же воспевалось с помощью огня?
И внешние победы в войнах с врагами России, и внутренние преобразования, без
которых, заметим, военные успехи были бы невозможны. Брауншвейг-люнебургский
резидент Ф. Х. Вебер так описывал новогодний фейерверк 1719 года: «Между разными
глубокомысленными изречениями (что зажигались на фоне неба. — А. П.) замечательно,
что царь уподобил себя патриарху Ною, который с негодованием до сих пор взирал
на древний Русский мир, теперь же он возымел надежду с помощью учрежденных вновь
коллегий (пришедших на смену приказам. — А. П.) привести свое государство в лучшее
состояние».
По мере того как Петр приобретал опыт, задумывавшиеся им пиротехнические представления
становились и все более эффектными. Полюбоваться ими помимо гостей государя собирался
в большом количестве простой люд, приходивший даже издалека. В Москве новогодние
фейерверки возжигались на Красной площади, а в Петербурге — перед Зимним дворцом
Петра, дворцом генерал-губернатора Меншикова, в Летнем саду и на Троицкой площади.
Мы можем лишь мысленно представлять, какое захватывающее зрелище доводилось видеть
современникам Петра.
Так, на одном из новогодних торжеств после салюта из 56 пушек в небе появилось
изображение флага, словно сотканного из белого пламени, с монограммой князя Ромодановского
с латинскими буквами, а за ней возникла и вовсе феерическая картина: огненный
Геркулес, раздирающий пасть льву (образы, навеянные событиями Северной войны,
— Россия, побеждающая Швецию).
А в новогоднем фейерверке 1721 года зрители увидели орла с масличной ветвью,
над ним — «всевидящее око» и слова: «С помощью Бога готова к обоим». Читался
этот сюжет легко: Россия готова и к войне, и к миру.
Царь выступал в роли главного фейерверкера, подолгу «колдовавшего» в специальной
лаборатории. Именно ему принадлежит честь изобретения и многих пиротехнических
составов, и практически всех сюжетов огненной потехи. А подготовкой фейерверков
занимались солдаты особой бомбардирской роты Преображенского полка, в которой,
как известно, состоял и сам Петр. Обычно царь сам руководил представлением и
объяснял окружающим значение каждой аллегорической картины, пока она горела.
Последний в своей жизни фейерверк Петр произвел в новогодний праздник 1725 года.
На небе зажегся транспарант с образом летящего бога Сатурна, из рога изобилия
которого сыпались венки, короны и прочие регалии. Надпись сверху гласила: «Боже,
благослови». Принявший титулы императора и отца отечества Петр объяснял гостям,
что с завершением в 1721 году Северной войны для России наступает «золотой век»,
ибо в римской мифологии Сатурн как раз и является провозвестником наступления
такого периода, а у Господа испрашивается на это благословение. Конечно, «золотой
век» России был только сладкой мечтой государя-реформатора. Но кто из нас в новогоднюю
ночь не мечтает о лучшей жизни?
===================================================================
Приглашаются к сотрудничеству авторы статей о людях,
писатели и просто фаны.