Так внутренние проблемы духовно развивающегося человека усугубляются непониманием и несправедливыми оценками семьи, друзей и даже врачей. Не раз слышит он неодобрительные замечания о пагубном воздействии духовных стремлений и идеалов, лишающих человека его достоинств в практической жизни. Подобные суждения часто вызывают глубокую подавленность, душевное смятение и уныние.
Это испытание, как и другие, должно быть преодолено. Оно учит справляться с личной чувствительностью и помогает вырабатывать твердость и независимость суждений. Поэтому следует не сопротивляться такому испытанию, а терпеливо принять его. Если же близкие поймут состояние человека в этой ситуации, они могут оказать ему важную помощь, избавить его от лишних страданий. Речь идет лишь о некотором переходном периоде, когда человек оставил прежнее состояние, но еще не достиг нового. Так гусеница, которая превращается в бабочку, должна пройти стадию куколки, стадию беспомощности и бессознательности. В отличие от гусеницы человек лишен той безопасности и тишины, в которой бабочка проходит свою метаморфозу. Он должен, особенно в наше время, оставаться на своем месте и по мере сил выполнять долг перед семьей и обществом, профессиональные обязанности - так,
как если бы в его внутреннем мире не происходило ничего особенного. Выпадающая ему задача очень трудна. Можно сравнить ее с проблемой, стоявшей перед английскими инженерами, которые должны были перестраивать здание лондонского вокзала, не прерывая движения поездов ни на один час. Не удивительно, что столь сложная задача порой вызывает такие нервные и душевные расстройства, как истощение, бессонница, подавленность, раздражительность, которые в свою очередь, вследствие тесного взаимодействия духа и тела, могут вести к различным физическим симптомам.
Чтобы помочь в такой ситуации, необходимо прежде всего распознать истинную причину болезни и оказать больному правильную психотерапевтическую помощь, иначе чисто физическое лечение и прием лекарств лишь смягчат неблагополучие, но никак не подействуют на душевно-духовные корни недуга. Иногда эти расстройства происходят от перегрузки - от чрезмерных усилий, направленных на то, чтобы ускорить духовное развитие. Следствием таких усилий становится не трансформация, а вытеснение низших компонентов, обострение внутренней борьбы с соответствующим нервным и душевным перенапряжением. Слишком ревностно стремящиеся к совершенству должны постоянно помнить, что работа по их внутреннему перерождению осуществляется духом и духовными энергиями. Их же личностная задача - призвать к себе эти силы через внутреннее самоотвержение, медитацию и правильное состояние
души, стремиться устранить то, что может мешать свободному воздействию духа. Помимо этого, им остается лишь с терпением и доверием ожидать развертывания духовного действия в душе. Другая, в некотором смысле, противоположная трудность - справляться с особо мощным потоком духовной силы. Эта драгоценная энергия легко может растрачиваться в избытке чувств и излишней лихорадочной деятельности. В некоторых случаях эта энергия, напротив, слишком сдерживается, накапливается, недостаточно реализуется в деятельности, так что в конечном итоге ее давление также порождает внутренние расстройства. Так, сильный электрический поток плавит проводник, вызывая короткое замыкание.
Таким образом, следует научиться разумно управлять потоком духовных энергий; не растрачивая, использовать их в плодотворной внутренней и внешней деятельности.
Темная ночь души. Когда процесс трансформации достигает высшей точки, решающий, последний его этап нередко сопровождается сильными страданиями и внутренней омраченностью. Христианские мистики называли это состояние "темная ночь души". Внешне оно напоминает болезнь, которую психиатры называют депрессивным психозом или меланхолией. Ее признаки: состояние тяжелой подавленности вплоть до отчаяния; выраженное чувство собственной недостойности; острое самоосуждение - совершенно безнадежен и проклят; угнетающее чувство парализованности ума, утрата силы воли и самоконтроля, сопротивление и торможение по отношению к любым действиям. Некоторые из этих симптомов могут появляться в менее выраженной форме и на предшествующих стадиях, не достигая, однако, напряженности "темной ночи души". Это своеобразное и плодотворное переживание, чем бы оно ни казалось,
не порождается чисто болезненным состоянием. Оно имеет духовные причины и глубокое духовное значение. Вслед за этим так называемым "мистическим распятием" или "мистической смертью" наступает победное воскрешение, и с ним кончаются страдания и недуги. Оно несет с собой полное выздоровление и вознаграждает за все пережитое.
Выбранная тема заставила нас заниматься почти исключительно негативными и необычными сторонами внутреннего развития. Это вовсе не означает, что люди, идущие по пути духовного роста, испытывают нервные расстройства чаще других. Отметим следующее. Во-первых, у многих духовное развитие протекает гармоничнее, чем в описанных случаях, внутренние трудности преодолеваются, и человек переходит с этапа на этап без нервных реакций и без особых физических недомоганий. Во-вторых, нервные и психические расстройства у обычных людей нередко протекают тяжелее и хуже поддаются лечению, чем те, что имеют духовные причины. Расстройства обычных людей часто связаны с сильными конфликтами страстей между собой, или конфликтами бессознательных влечений с сознательной личностью, или же они порождаются чьим-то противодействием их собственным эгоистическим требованиям или
желаниям.
Обычных людей бывает труднее лечить, так как высшие их аспекты слишком слабо развиты и мало на что можно опереться, чтобы убедить их подчинить себя той самодисциплине, которая позволит восстановить внутреннюю гармонию и здоровье. В-третьих, страдания и болезни тех, кто идет по пути духовного роста, какие бы тяжкие формы они порой ни принимали, в действительности - лишь временные реакции, как бы "отходы" органического процесса роста, ведущего к внутреннему перерождению. Поэтому они часто сами по себе исчезают, когда проходит вызвавший их кризис, либо относительно легко устраняются правильным лечением. Четвертое. Страдания, вызванные отливом духовной волны, с лихвой возмещаются не только периодами прилива и внутреннего подъема, но и верой в значимую и высокую цель, ради которой происходит внутреннее путешествие. Предвидение
победы - очень большая побудительная сила и утешение, неиссякаемый источник мужества. Этот образ мы должны возбуждать в себе сколь можно ярко и часто и помогать в этом нашим спутникам. Ибо это едва ли не самая лучшая помощь, которую мы можем оказать. Мы должны стремиться как можно выразительнее представить себе благость победившей и освобожденной души, которая сознательно причащается мудрости, силе и любви Божественной жизни, увидеть внутренним взором осуществление на земле Царства Божьего во славе Его, совершенство, которое являет собой картина освобожденного человечества, - новорожденного творения, полного божественного ликования. Подобные видения давали великим мистикам и святым с улыбкой переносить внутренние страдания и физические муки, они вдохновили слова святого Францизска Ассизского: "В ожидании блаженства - любая мука - наслаждение..." Спустимся теперь с этих высот на некоторое
время в долину, где люди "трудятся в поте лица". Если взглянуть на проблему с точки зрения медицины и психологии, то следует разобраться в одном важном вопросе.
Мы уже сказали, что хотя расстройства, сопутствующие кризисам духовного развития, напоминают некоторые болезни, и иногда даже неотличимы от них, на самом деле причины их и значение совершенно различны и в определенном смысле даже противоположны. Соответственно и лечение их должно быть разным. Нервные симптомы обычных больных имеют, как правило, регрессивный характер, так как эти больные неспособны к той внутренней и внешней адаптации, которой требует нормальное развитие личности. Так, некоторым не удается освободиться от эмоциональной зависимости от родителей, и они остаются в этом состоянии детской зависимости от родителей или тех, кто их представляет, хотя бы символически. Иногда у больных не хватает собственной доброй воли справляться с трудностями обычной семейной или социальной жизни. Сами того не осознавая, они ищут в бегстве в болезнь освобождения
от своих обязанностей. В других случаях причиной болезни служит эмоциональная травма, например, разочарование или потеря; будучи не в силах принять ситуацию, человек реагирует на нее болезнью. Во всех приведенных случаях речь идет о конфликте между сознательной личностью и низшими импульсами, которые, работая в сфере бессознательного, начинают частично преобладать над силами сознания. Страдания же, вызванные ходом духовного развития, наоборот, носят выраженно прогрессивный характер. Это следствие напряжения, связанного с ростом или борьбой между личностью и идущими сверху энергиями. Таким образом, эти два типа заболевания следует лечить совершенно реальными способами.
При недугах первого рода врач должен помочь больному вернуться в состояние нормального человека. Для этого ему необходимо освободить пациента от вытеснений и запретов, чувства страха и зависимости, чрезмерного эгоцентризма и ложных оценок, искаженного представления о реальности. Его задача - привести человека к объективному и разумному видению нормальной жизни, к полному осознанию собственных обязанностей и прав других людей. Незрелые и конфликтующие между собой факторы должны быть развиты и приведены в согласие, таким образом реализуется успешный личностный психосинтез.
Это письмо пришло из Ахтубинска-4, Астраханской области. Автор его просила не называть ее имя и фамилию и предложила назвать ее Анина Ф.
Прочла я как-то в газете смешную статью о том, что у одного мужика после тяжелой болезни началось невероятное везенье. К примеру: забыл как-то купить огурцы, шел, переживал, и... нашел на дороге. И подумала я, что по сравнению с тем, что со мной происходит, огурцы эти просто мелочь. Я тоже перенесла операцию, в которой вероятность счастливого исхода была очень мала. После нее и начались странные случаи, которые следовали один за другим. Вот несколько из них:
Собираемся с мужем в короткую командировку - самолетом из Ахтубинска в Москву и обратно. Восьмилетний сын рыдает, просится с нами. Брать его - никакого резона нет, одни сложности создаст. Вроде бы и оставить есть с кем, но отказать ему не смогли, взяли. Ведь ему не мы и не Москва нужны были, он самолетом бредил - покататься ему охота. Тут госпожа удача и вмешалась, никого не обидела. Самолет взлетает, кружится над аэродромом полтора часа и возвращается на аэродром. А живем мы неподалеку - дом со взлетной полосы виден. Сын "покатался", и мы его домой отправили. Взлетели повторно и благополучно в Москву и обратно слетали. Вот и вышло: и волки сыты, и овцы целы. Вторая история. У свекрови празднование дня рождения намечается. А мы с мужем никак приехать не можем - бывают такие обстоятельства, "Ну, - думаю, - приедет ее дочь и другие родственники,
будут нам косточки перемывать. Хорошо бы они тоже не приехали!" Позже узнаю, что дочь с другими гостями ехали на день рождения, попали в аварию (слава Богу, никто не пострадал!), но вынуждены были вернуться обратно. И косточки мне некому было мыть!
Ещё один пример. У нас собственное дело. В самом начале работы налоговый инспектор наложил на нас крупный штраф за мелкое нарушение. Мы уплатили, но считали, что нас незаслуженно обидели. Через пару месяцев (без нашего участия!) его сняли с должности. Пусть гадости людям не делает! Расскажу ещё несколько историй. Из двух имеющихся у нас киосков один простоял закрытым целый год по вине одного чиновника. Мы не давали взятку, он не давал разрешения. Чиновника на чем-то ловят, и он получает 8 лет. А мы открываем второй ларек! И поделом ему! У меня была обида на одну старую женщину, но я не показывала ее, уважая старость. Однажды она оскорбила меня в очередной раз, я опять молча повернулась и ушла. А через пару минут после моего ухода она споткнулась и сломала ногу. Нельзя безнаказанно обижать людей!
Во время нашего семейного выезда на рыбалку с ночевкой был взломан наш гараж и похищен мотоцикл. К нашему возвращению вор, который до этого совершил уже много подобных преступлений и благополучно продолжал свое дело, был пойман, а мотоцикл найден даже не поцарапанным. А попался он именно на краже у нас! Надеюсь, вы уже поняли, что к чему. Поэтому не буду перечислять мелочи, типа "огурцов" из статьи о везении. Скажу только, что достаточно мне только чего-нибудь просто из вещей пожелать, как тут же кто-нибудь приносит это на продажу или в подарок. Но вот одного не пойму почему я не выигрываю в лотереях? Возможно есть какая-то закономерность или система, которую я еще не уловила?...
Если у Вас есть что рассказать другим, присылайте нам Ваши материалы и мы разместим их в следующих выпусках рассылок. Адрес нашей электронной почты - melfo@list.ru.
Компьютерное программное обеспечение для астролога. Описание последних версий программ Альмагест, Уранус, Стар. Можно загрузить демо версии или заказать любую программу через интернет.
Если у Вас есть сайт, страничка в INTERNETе, посвященная теме непознанного, пошлите её мне на адрес электронной почты melfo@mail.ru и она бдет размещена не только в нашем каталоге, но и в этой рассылке.
Эту рассылку для Вас подготовил ведущий рассылки Андрей и её вместе с Вами получило 1516 подписчика.