…Он пришел сюда и разложил костер. Он надел
свою священную одежду. Длинные кожаные косы с вплетенными амулетами свисают с
него, словно ветви со ствола дерева. Он кормит костер маслом. Берет в руки
бубен. Глухой звук разлетается по степи. Песня, словно нить, связующая миры.
Невозможно представить себе человека, теснее
слившегося с природой, чем шаман во время камлания. Силуэт его бубна на фоне
неба — круг черной Луны. Костер освещает его лицо, на котором написано
страдание. Сколько часов промелькнуло с тех пор, как он пришел сюда? Он говорил
с духом дождя, он просил его придти на землю. Он разбудил духов предков, спящих
в кургане недалеко отсюда. Они забрали его душу. Он просил отпустить, но его не
слышали. Он упал на землю, точно зная, что умрет.
Прошло два дня. Шаман умер. Две недели шел
непрерывный дождь.
В глубине сознания
Каждый человек, мало–мальски углубившись в
изучение шаманизма, сразу же сталкивается с достаточно странной его чертой. На
протяжении тысячелетий эта религия (если шаманизм вообще можно считать религией)
сохранялась почти неизменной. Современные шаманы Сибири, Южной и Северной
Америк, Африки и Австралии обладают поразительным сходством. Скорее всего
причина тут в том, что человеку, как биологической особи, свойственно
определенным образом воспринимать мир, и потому, возникнув однажды, шаманизм
повторялся в разные эпохи на далеких друг от друга континентах. Если религия
хоть в какой–то мере отображает эволюцию человеческого сознания, то можно
сказать, что шаманизм — детство человечества. Его можно считать не только
первобытным культом, но и некой чертой, глубоко потаенной, но неистребимой в
человеческой психике. Именно стремлением вернуться к истокам, заглянуть в
глубины своего сознания, вернуть что–то из потерянного за века, проведенные в
«цепях цивилизации» и можно объяснить тот факт, что во всем мире интерес к
шаманизму растет и спрос на книги по его исследованиям не падает.
Избранник духов
Шаман — это тот, кто
общается с духами. Многие в племени могут говорить, что они видят духов, но
управлять ими, бороться с ними может только шаман. Ему открыто другое видение
мира. Существует гипотеза, что слово «шаман» произошло от санскритского «шаман»
— так называли буддийских монахов, по другому же предположению — от тунгусского
глагола «знать», «ведать». Само слово в том виде, который нам знаком, появилось
лишь в XVII веке.
Считается, что шаман наделен устрашающей силой.
В его руках — болезнь и здоровье, победа и поражение, жизнь и смерть. Он имеет
огромную ЛИЧНУЮ силу, которую увеличивает благодаря
своим духам–помощникам и духам–хранителям.
В представлении первобытных людей когда–то
существовал мистический рай, в котором человек, растения, животные могли
общаться и понимать друг друга. Это время не исчезло — оно сохранено в
параллельной реальности, которую аборигены Австралии, например, называют
Временем Сна. Обычные люди попадают туда во сне, а шаманы проникают туда по
собственному желанию.
Загадочная встреча, случившаяся во время утиной охоты, не дает покоя Дядченко И.В. (Санкт-Петербург, Петродворец).
То, о чем я хочу рассказать, невыдуманная история, тем более, что когда она произошла, я был не один. И хотя я потерял связь с этими людьми, да и времени прошло много, но они, я полагаю, еще живут, здравствуют и могли бы подтвердить сказанное мной. Лет, наверное, 20 назад пришлось мне с двумя приятелями охотиться на Каспии, в Азербайджане, на уток на вечернем перелете. Смысл этой охоты, в двух словах, заключался в следующем. Утки днем жировали на берегу, а после захода солнца летели ночевать в морской залив. Вот тогда мы их и брали. Этот залив в те годы был мелкий - на целые километры можно было идти по тропинкам в камыше в глубь его, и вода только-только доходила до краев охотничьих сапог. Камыш и тростник росли от берега залива, достигая моря. Чем дальше от берега, тем реже и ниже становилась растительность и, наконец, превращалась
в маленькие кочки, после которых только начиналась чистая вода. Вот сюда, на эту воду и летели ночью спать утки. Надо сказать, что стрелять в темноте очень трудно. Собственно это, да еще и тогдашнее обилие дичи, нас, молодых людей, и привлекало на ночную охоту. Нормы отстрела в те годы в тех краях были большие, но, надо сказать, редко удавалось и нам, и другим моим знакомым их выполнять, потому что, как я уже говорил, охота в темноте очень затруднена. Так вот, однажды мы втроем, я и двое моих товарищей - Вовка и Валерка - все трое 18-летние (непьющие!) охотники - собрались на ночной отстрел уток. Конечно, сначала пришлось километра два идти через камыш и тростник выше человеческого роста. Потом эти заросли стали редеть, и появились кочки. Выбрав одну из них, повыше и посуше, мы втроем забрались на нее, разложили патроны (чтобы в темноте знать, какие берешь) и стали ждать. Ветра не было; солнце
садилось. Сентябрьский день был жарким, и целые тучи комаров так и клубились над нами. Позади нас из воды метрах в семи торчала еще одна кочка, поменьше нашей, а за ней непроницаемой стеной на целые километры тянулись камышовые джунгли. Утки обычно появляются по одной, по две, а потом, как только солнце садится, летят целыми стаями. На нашей кочке я сидел справа, Валерка - в середине, рядом со мной, а Володя - слева, подальше от меня. Когда начало темнеть, и утки со всех сторон потянулись над нашими головами, мы были заняты только стрельбой и забыли обо всем на свете. Быстро темнело. Видимость ухудшалась с каждой минутой и поэтому, сидя на кочке, мы все трое постоянно оглядывались по сторонам, опасаясь пропустить очередную дичь.
Оглянувшись в очередной раз, Валерка сидевший рядом, вдруг сказал мне негромко:
- Сзади старик какой-то появился. Рыбак наверное. Смотри, осторожней стреляй, его не зацепи. А я Володю предупрежу.
Я быстро оглянулся. На кочке, которая находилась позади нас, стоял и смотрел на нас незнакомый дед. Запомнились его седая борода, белая длинная рубаха и темные брюки, заправленные в светлые шерстяные носки. Сапог не было - это я разглядел. Если и были какие-то туфли или галоши - в сумерках их не увидеть. Да мне и некогда было его особенно рассматривать - небо над головой так и пело от свиста бесчисленных утиных крыльев, и, помнится, только одна мысль мелькнула между выстрелами: "Нашел дедуля место для рыбалки! Тут шесть стволов во все стороны бабахают, а он со своей рыбой!
Ловить больше негде, что ли? Хорошо, хоть Валерка предупредил." Неожиданно я почувствовал на себе пристальный взгляд Валерия. Глянув в его сторону и, увидев в полутьме его широко раскрытые от удивления черные глаза, я словно услышал его мысль, одновременно поразившую и меня: "Как же он попал сюда? Лодка здесь не пройдет, да и где она - его лодка? А на ту кочку - только через нас!" Как по команде мы оба одновременно обернулись назад, и я почувствовал, как у меня, без всякого преувеличения, волосы встали дыбом. Кочка позади нас была пустой! Пустой совершенно! Никого на ней не было! Конечно, если бы я был один, можно было бы считать, что все это, этот бородатый дед - просто плод моего воображения. Но ведь и Валерка видел! Помню, мы с ним вскочили, как ужаленные, и во все глаза уставились на пустую кочку.
Володя, недоуменно оглядев нас снизу, тоже встал. Перебивая друг друга, мы, оглядываясь с опаской по сторонам, рассказывали ему про старика. Неприятное ощущение, словно кто-то смотрит на тебя из темноты, усиливалось с каждой минутой. Решено было, не мешкая, собираться и как можно скорей двигаться к берегу - не до охоты стало! И, честно говоря, никогда я не чувствовал себя столь неуютно, как во время того двухчасового ночного перехода через камыши к берегу. Только когда мы вышли на твердую землю, появилось некоторое спокойствие, и мы стали пытаться объяснить друг другу, куда же девался дед, и как он вообще мог туда добраться в своих шерстяных носках! Уж, конечно, я уточнил у Валерки, что видел он, и наши впечатления, естественно, совпали. Повторяю, мы вообще были непьющие, а к тому же идти в подпитии на ночной перелет, где приходится
стрелять втроем с одной кочки, может решиться только ненормальный. И поэтому мы так и не смогли объяснить себе то, что нам пришлось тогда увидеть. Я, признаться, до сих пор не понимаю, как этот дед туда попал, и куда он мог от нас спрятаться, хотя ни в каких водяных и леших, конечно, не верю.
Если у Вас есть что рассказать другим, присылайте нам Ваши материалы и мы разместим их в следующих выпусках рассылок. Адрес нашей электронной почты - melfo@list.ru.
Эту рассылку для Вас подготовил ведущий рассылки Андрей и её вместе с Вами получило 17 подписчика.