Дар шамана — страшный дар. Многие предпочитали
отказаться от него, хотя это грозило им сумасшествием или смертью. Во всяком
случае, так считалось и считается. «Шаманить тяжело, очень тяжело», —
рассказывает один из якутов. — «Легче лес рубить, чем шаманить».
Шаманский кризис посвящения подобен взрыву разрушительной силы, который нарушает
не только привычную жизнь посвящаемого, но и часто жизнь всего племени. Кризис
сопровождается болезнью, припадками, сновидениями и галлюцинациями. Один
непальский шаман описал свой кризис так: «Когда мне исполнилось тринадцать
лет, я стал одержимым. Позже я узнал, что это был дух моего умершего деда, но в
то время не знал, что происходит. Меня начало страшно трясти, я не мог сидеть
спокойно ни минуты, даже когда дрожь проходила…» Этот период может длиться
месяцами или даже годами. Человек теряет всякий интерес к повседневной жизни,
отказывается работать, мало ест и не разговаривает с людьми. Он стремится
остаться в одиночестве. Антрополог Расмусен писал: «Подобный бродяга
нуждается в пристальном внимании, иначе он может лечь в открытой тундре и
проспать три–четыре дня, подвергая себя опасности быть заживо погребенным под
снегом.»
Начало учения
Симптомы шаманской болезни навсегда исчезают,
как только неофит выбирает путь шамана и начинает обучение. Его соплеменники
объясняют это тем, что человек следует своему призванию в согласии с волей
духов.
Будущего шамана приводят к опытному наставнику. Чаще всего путем
аскезы (голода, холода, одиночества) он должен приобрести способность видеть
духов.
Свет
Следующая вещь, которую делает шаман со своим
учеником — проводит его через таинственный свет, который будущий шаман внезапно
ощущает в своем теле и голове. Это — сияющий огонь, позволяющий ему позже видеть
с закрытыми глазами и узнавать будущее, скрытое от людей.
Светлана Петровна из подмосковного города Чехова год носила на пальце кольцо наяды - нимфы реки!
Я знаю, что любое событие никогда никому не удавалось пересказать объективно. Объективных рассказов вообще не бывает. Это удел робота, а человек видит и воспринимает происходящее только субъективно. Что ж, возможно, то, чем я хочу поделиться - плод моего личного видения и понимания. Прошлым летом, отдыхая в деревне, я много времени проводила у реки. И хотя местные жители предупреждали меня о том, что она опасна, что в ней есть омуты и водовороты, меня постоянно тянуло окунуться в ее чуть подернутую ряской у берега, но чистую и прозрачную на глубине воду. В очередной раз нырнув под воду, я увидела на песчаном дне колечко. Я нырнула глубже и достала его. Это был тоненький серебряный перстенек, по окружности которого шел рисунок, напоминающий рыбьи чешуйки, а в центре две чешуйки покрупней держали маленький прозрачный зеленый камушек.
Колечко было подпорчено водой и забившимся под оправу песком. Никто из деревенских его не признал. Так оно и осталось у меня. Вернувшись в город, я отдала его в реставрацию, и оно засияло удивительным изяществом и грацией. Наверное эти слова, не подходят для описания украшения, но так я воспринимала свой речной подарок. С осени я не снимала его с пальца. А летом снова поехала в деревню. Вот тогда-то все и произошло.
Меня встретила не очень хорошая погода. О купании в реке не могло быть и речи. Шла вторая неделя моего пребывания там, и я уже начала подумывать о досрочном возвращении в город. Каждый день было одно и то же. Утром я просыпалась под шум дождя, он шел весь день, и только к вечеру стихал, даря людям на несколько часов чистое безоблачное небо и потрясающий закат. Я засыпала глядя на звездное небо, за ночь оно полностью затягивалось тучами и под утро проливалось многочасовым непрекращающимся дождем Деревенский народ к вечеру выползал из домов, стоял возбужденный гам, лаяли отоспавшиеся за день собаки, не ко времени кукарекали петухи, хрюкали свиньи - жизнь била ключом.
Я уходила на берег любимой мной реки, и сидя на склоненном над водой стволе дерева, дышала сказочным воздухом, который и бывает только после дождя. В тот вечер я, как обычно, устроилась над водой, откинувшись назад, опустив за спиной руку в воду, и тихо шевелила пальцами, с наслаждением ощущая ласку прохладных струек. И вдруг почувствовала, как под водой чья-то ладонь сжала мое запястье. Я попыталась вырваться, но не тут-то было! Рука была за спиной, и резкое движение сбросило бы меня в воду. Упереться мне было не во что. Меня не тянули вниз, мне не было больно, хотя хватка была мертвой. Я почувствовала, как трогают мою ладонь, перебирают пальцы. Ужас перехватил горло, даже крикнуть не могла. Все это длилось несколько секунд, и я почувствовала, как освободилось мое запястье. Через несколько минут с колотящимся в горле сердцем
я пулей влетела в дом. Отдышавшись, посмотрела на руку, которая еще сохранила ощущение холодного прикосновения к ней. Никаких следов. Вот только на безымянном пальце не было колечка с рыбьими чешуйками и прозрачным зеленым камушком.
Первое, что пришло мне в голову, это то, что у меня отобрала мою речную находку ее истинная хозяйка. Не наказала - я ведь не украла, а просто вернула свое. Я знаю, можно найти десяток объяснений тому, что со мной произошло. А если поднапрячься, то их можно придумать тысячу. Но у меня другого нет. Оно первым пришло мне в голову, ему я и поверила.
На следующий день я снова пришла на берег и зачем-то стала крошить в воду хлеб. Потом мне вдруг стало страшно стыдно, как будто я поставила дорогому гостю тарелку с едой не на стол, а на пол, как кошке. и тогда я пошла на луг и, промокнув до нитки, нарвала цветы, сплела из них венок и бросила его в реку со словами: "Прости, я не знала, что это твое колечко!"
Венок проплыл несколько метров по течению, потом закружился на месте и ушел под воду. Наверное, это был один из тех водоворотов, о которых меня не раз предупреждали.
Если у Вас есть что рассказать другим, присылайте нам Ваши материалы и мы разместим их в следующих выпусках рассылок. Адрес нашей электронной почты - melfo@list.ru.
Эту рассылку для Вас подготовил ведущий рассылки Андрей и её вместе с Вами получило 734 подписчика.