КРИЗИС И КНР
Автор: Андрей ДЕВЯТОВ
Путевые заметки военного китаеведа
Моя военно-полевая поездка - сначала на крайний юго-восток Китая, а
потом
по центральным провинциям, лежащим вдоль великой реки Янцзы -
преследовала
цель различения чувством: а) признаков кризиса в Китае, б) проявления
схватки китайской традиции с вестернизацией, и в) нарождения того, что
проявится после перехода КНР через постиндустриальный барьер.
Первый и весьма красноречивый признак присутствия в Китае внешнего
субъекта, взявшегося обуздать Дракона и понимающего финансовые
механизмы
этой "узды" в условиях кризиса, проявился сразу по прилету, в
аэропорту
Пекина. На всех трапах терминала II красовался логотип банка "HSBC"
(Гонконгская и шанхайская банковская корпорация), а банкомат для
оплаты
сборов теми иностранцами, кто оформлял въездную визу прямо в
аэропорту,
принадлежал банку "Голдмэн Сакс". Имеющий глаза да видит. В главной
воздушной гавани Китая прибывающих в страну наблюдательных пассажиров
встречает лозунг: "Ротшильды приветствуют вас"! Дело в том, что банки
HSBC, Голдмэн Сакс, Стэндарт Чартеред принадлежат интернациональной
банковской группе Ротшильдов - Барухов. А вот банки американской
группы
Рокфеллеров в Китае на глаза мне не попадались. Это не значит, что в
Китае
их нет, но не они там "правят бал". Когда в 2008 году разорился
принадлежащий рокфеллеровской группе банк "Леман бразерз", агентство
Синьхуа официально объявило, что всех обязательств этого банка в Китае
было всего на 75 млн. долларов США.
Однако более всего я был поражен мозаичным панно над эскалатором,
спускающим пассажиров вниз в зал пограничного контроля. Над символом
Пекина "Храмом Неба" в небесах, по центру концентрических кругов
расходящихся волн света, на этом панно изображен голубь! Причем
основной
луч света от голубя идет сверху вниз, как бы с неба на храм,
совершенно
так же, как на православных иконах изображается Святой Дух и исходящий
от
Святого Духа Свет Истины. Случайное, в сущности, необходимо! И главный
лозунг, на который я обратил внимание потом, уже в гуще китайской
жизни,
был лозунг партии о построении в стране "духовной цивилизации".
Из Пекина путь мой следовал в город Наньнин (смысл имени: спокойный
юг) -
столицу Гуанси-чжуанского автономного района КНР (ГЧАР). По аналогии с
Россией ГЧАР можно было бы назвать национальной республикой типа
Республики Карелия. Однако титул "государство" под Небом носит лишь
сам
Китай. Поэтому никаких республик в составе Срединного государства быть
не
может: только пять автономных районов проживания национальных
меньшинств
(уйгур, тибетцев, монгол, дунган, чжуанов). У нас же Новая Россия в
имени
на китайском языке потеряла иероглиф "государство", а с ним и статус
"Великой Державы", но при этом состоит из субъектов, в именах которых
иероглиф "государство" имеется. Что для китайца абсурдно.
В Наньнине проходил ежегодный Форум стран АСЕАН на уровне министров
экономики и торговли. А в рамках Форума, в шестимиллионном городе
Юйлинь
того же ГЧАР, - оптовая ярмарка мелкого и среднего бизнеса.
Если Наньнин как административный центр территории в историческом (но
не
демографическом) масштабе можно противопоставить Петрозаводску. То
Юйлинь
будет чем-то вроде Кондопоги. Так вот. Под ежегодную ярмарку с
народами
Юго-Восточной Азии в Юйлине китайцы выстроили торгово-выставочный
комплекс
циклопических размеров. И под стать сооружениям ярмарки заканчивают
строительство громаднейшего Музея китайской культуры, где только
вознесенная в верхнюю половину здания музея позолоченная статуя "Будды
будущего" имеет высоту 35 метров. Ничего подобного на границе Китая с
нашим Богохранимым Отечеством в Забайкалье и Приморье и близко нет.
В XIX и XX веках из Гуанси шел поток китайской эмиграции в страны
Южных
морей. Китайские эмигранты из района г. Юйлинь осели в Индонезии и
Малайзии, на Тайване (тогда ещё Формозе), в Сингапуре и Австралии, где
внедрились в заморскую жизнь и за три поколения взяли под контроль до
80%
местной экономики. Теперь же, когда китайский Дракон проснулся и готов
взлететь, страны АСЕАН и Китай объявили об объединении экономического
пространства в единую беспошлинную зону свободной торговли.
Естественно,
что эта зона свободной торговли через этнических китайцев - хуацяо уже
находится под контролем правительства КНР и де-факто представляет
собой
ближнее зарубежье Большого Китая. Примечательно, что рукотворное "чудо
света" - Музей китайской культуры в г. Юйлинь - строится в основном на
пожертвования зарубежных китайцев. А в район Юйлинь уже вернулось
более
миллиона хуацяо, которые и "протягивают связи" с соотечественниками в
странах Южных морей, претворяя в жизнь курс "реформ и открытости"
центрального правительства КНР. В китайском языке иероглифу ХУА
(значит,
материковый Китай - цветущая страна, средоточие культуры - лучшая из
лучших) по смыслу противостоит иероглиф ЯН (заморский - варварский). И
хуацяо - это не что иное, как "мост на китайский берег". В Китае
эмиграция
никогда не считалась "изменой Родине". Более того, всегда
рассматривалась
как возможность вытянуть на китайский берег что-то полезное для
Родины.
Пропуская политико-экономические аспекты Форума АСЕАН и богатейшие
туристические ресурсы ГЧАР, расскажу о гала-концерте на открытии
ярмарки.
Концерт был посвящен 60-летию установления в Срединной Империи желтых
людей новой власти под именем "Народная Республика". И был призван
продемонстрировать населению ГЧАР и гостям из стран АСЕАН величие
страны,
взявшейся проводить курс "гармонии мира" в отношении окраинных стран и
народов. Концерт проходил в Наньнине под открытым небом на специально
построенном для такого рода представлений амфитеатре, вмещающем до 60
тысяч зрителей. Изощренные фейерверки замысловатых цветных огней и
грохот
петард, лазерные феерии и красочные сценические эффекты лишь обрамляли
и
подчеркивали идеологическую суть, сводящуюся к чувствам связи
поколений в
единой семье китайского народа и малых народов "красной империи",
любви к
Родине и величия государства. Центральное место концерта занимала
"снятая
с вооружения" песня "Алеет Восток" (Восток заалел. Солнце взошло. В
Китае
появился Мао Цзэдун). Сначала в стилизованном варианте народной
мелодии,
автор которой родился в Гуанси и внук которого на сцене теперь получил
из
рук партийного руководства памятную награду. А затем и в классическом
варианте величественного партийного гимна времен "Великой пролетарской
культурной революции". Не ошибусь, если скажу, что услышанное и
увиденное
на сцене в ходе исполнения этой песни вышибло слезу не только у
белолицего
иностранца.
Песни о Родине лично представляла приехавшая из Пекина маленькая
пожилая
женщина-композитор, которую вполне уместно можно сравнить с нашей
Пахмутовой. А вот современную эстраду представляли звезды азиатского
шоу-бизнеса в основном с Тайваня, а также из Гонконга и Сингапура.
Обилие
звезд тайваньской эстрады на концерте в провинции выступает зримым
признаком того, что культурное объединение берегов Тайваньского
пролива на
деле уже произошло, а политическое возвращение Тайваня в лоно Родины
произойдет в плановом порядке не позднее заявленного в решениях съезда
КПК
2019 года.
Концерт завершал всемирно известный киноактер и мастер боевых искусств
Джеки Чан. Так вот, Джеки Чан сказал на публику и под телекамеры, что
его
все знают, и он гордится тем, что может нести народам мира китайскую
культуру. При этом не ему заплатили за выступление, а он внес денежный
вклад в развитие детского кунфу в Гуанси и впредь намеревается
проводить
там фестивали кунфу.
Следующим местом моей поездки был город Чунцин на реке Янцзы в самой
густонаселенной китайской провинции Сычуань. Во время Второй мировой
войны, когда японцы захватили Нанкин, Чунцин стал временной столицей
Китая
и там всю войну находилось Советское посольство. В районе Чунцина
Янцзы
раздваивается на два рукава, и остров посреди этой огромной реки ныне
превращен в подобие также находящегося на острове Гонконга. Те же
небоскребы на склоне гор. Причудливые здания современной архитектуры.
Праздничная подсветка и иллюминация набережных и мостов. Современные
магазины. Толчея людей на старинных улицах. В Чунцине я увидел и
первый
признак затронувшего Китай экономического кризиса. В городе ведется
масштабное жилищное строительство, но огромное число коммерческих
квартир
не находит покупателей. Ночные окна вроде бы и в самых престижных
зданиях
с видом на реку, не светятся жизнью. Зато ночная жизнь кипит в
ресторанах
и здесь традиция главенствует над вестернизацией. В связи с жарким и
влажным климатом сычуаньская кухня очень острая. А Чунцин, кроме того,
славен способом приготовления этой суперострой еды в самоваре. А также
пятидесятидвухградусным спиртным из пяти злаков (чунцинское крепкое),
с
трудно переводимым названием, восходящим к имени великого поэта
древности
Ли Бо. Так вот, в ресторане с чунцинским самоваром, как говорится,
"яблоку
негде было упасть". Тогда как в находящемся рядом большом ресторане с
буфетным самообслуживанием (шведский стол) и европеизированным набором
блюд посетителей было "раз, два и обчелся". В Чунцине находится
известная
в Китае политическая тюрьма, где в 1949 году были убиты все
находившиеся
там в заключении коммунисты. Теперь эта тюрьма является местом
паломничества и назидания буквально для толп китайских туристов.
Впрочем,
китайская тюрьма вполне впечатляет и иностранцев, уставших от
созерцания
дворцов и храмов.
В Чунцине я сел на пароход и отправился вниз по великой реке Янцзы до
грандиознейшего сооружения: гидроузла электростанции "Трех ущелий".
Пропуская описание красот природы и исторических
достопримечательностей,
замечу, что годовой сток Янцзы равен 1000 миллиардов кубометров. Это
больше, чем наши сибирские реки: Обь с Иртышем и Енисей, вместе
взятые. А
гидроузел "Три ущелья" - крупнейший в мире. Из иностранцев на пароходе
был
я один и за четверо суток пути смог удостоверится, что китайцы в часы
досуга ведут себя, так же как и до всех модернизаций. Как только
пароход
отчаливал от пристаней, китайцы сразу же разбредались по палубам и
каютам
и садились играть в карты или мацзян (смысл имени этой азартной игры:
парализующий дурман). При этом игра пользовалась явным преимуществом
перед
телевизором, который стабильно показывал в цифре с автоподстройкой на
спутник примерно двадцать программ центрального и местного вещания.
Река
же представляла собой бесконечную вереницу судов: большей частью
наливных
и контейнеровозов. Но особенно интересными для меня были весьма
многочисленные специальные суда для перевозки трейлеров. На такое
судно
паромного типа своим ходом заезжают примерно тридцать фур и плывут
себе по
реке на сотни километров, а затем без перегруза разъезжаются по
дорогам до
мест назначения. Однако на реке проявился и очередной признак кризиса:
кризиса экологии. После строительства на выходе из второго ущелья
грандиозной плотины уровень воды в верхнем течении Янцзы, зажатой
горами,
поднялся на 175 метров, а скорость течения сильно замедлилась. Теперь
кое-где, в тихих заводях, почти стоячие воды реки цветут, а местами
даже и
на стремнине сильно замусорены. На одной из стоянок я уклонился от
экскурсии по очередным пейзажным красотам и поднялся в горную деревню.
В
отсутствии достаточных сельскохозяйственных угодий, крестьяне здесь
по-прежнему живут патриархальной жизнью натурального хозяйства. А из
инноваций XXI века в глаза мне бросилось лишь красное пластмассовое
ведро.
От плотины "Трех ущелий" и до столицы провинции Хубэй города Ухань я
ехал
на машине по отличному скоростному шоссе. Поначалу горная дорога шла
на
приличной высоте вдоль реки. И на коротком участке примерно в 20 км я
насчитал на реке три верфи, каждая по десять стапелей. И на всех
стапелях
в разной степени готовности строились речные суда разного типа.
Наращивание тоннажа речного флота и напряженность грузовых перевозок
по
внутренним водным путям выступают явным признаком того, что
экономического
кризиса в китайской глубинке нет. Затем на шоссе пошли длиннющие
тоннели,
а когда дорога вырвалась на равнину, я разглядел очередную проблему
современного Китая. И это проблема роста. Если до модернизации
китайская
деревня представляла из себя сплошь одноэтажные кирпичные дома
"пинфаны".
А по ходу реформ поднялась до двух этажей. То теперь на равнине
центрального Китая, где пашня изобильна, в деревне модно строить
трехэтажные дома.
Ухань - огромный современный город по обоим берегам Янцзы, на первый
взгляд, лишь немногим уступающий Шанхаю. Здесь куча производств.
Строится
метро. Здесь же в парке знаменитой Башни желтых журавлей я и
разобрался с
лозунгом строительства в Китае духовной цивилизации. По большому
счету,
самый модный в Китае лозунг, сейчас - это "научное развитие".
Пекинское
руководство сделало ставку на науку как на "палочку-выручалочку"
перетаскивания страны в постиндустриальный уклад "экономики знаний". И
если "научным развитием" пронизаны оперативные планы очередной
пятилетки,
то строительство духовной цивилизации представляет собой стратегию
превращения страны в "мировую державу первого порядка".
Китайцы - народ очень прагматичный и в облаках не витают. Поэтому
идеал
либерального общества, замкнутый на потребление материальных благ (все
более полное удовлетворение материальных потребностей), для страны с
полутора миллиардным населением не только разорителен по ресурсам
экономики, но и опасен для экологии по отходам производства и
жизнедеятельности людей.
Объявив принцип: "человек основа основ" руководство партии и
государства
исподволь возвращает народ от заповедей марксизма к традиционным
нормам
конфуцианской морали. А это, прежде всего, четыре благополучия:
Долголетие жизни в кругу семьи. Богатство повседневной сытой жизни
(главная ценность - роскошный обед) и денежные накопления на "черный
день". Гармония в отношениях с родственниками и соседями.
Проталкивание
добродетели. И, во-вторых, собственно пять добродетелей: гуманность
(послушание и почтительность в иерархии высших и низших, забота и
помощь
семьи); справедливость (власти); мудрость (отца); верность (матери) и
долг
(сына). Как видите: ни любви, ни стыда, ни совести, ни воздержания от
грехов в моральном кодексе строителей духовной цивилизации по-китайски
НЕТ.
Что же касается политического устройства страны Дракона, когда она
станет
"мировой державой первого порядка", то на это, как ни странно,
намекает
телевизионная реклама. В год 60-летия народной республики в
повторяющихся
рекламных роликах, воздействующих на "коллективное бессознательное", я
впервые отметил появление ИМПЕРАТОРА, задающего простым людям образец
моды
и стиля.
постоянный адрес статьи :
http://www.ebiblioteka.ru/browse/doc/21162511
voland20***@k*****.ru