Как делают трамваи для Москвы
Как делают трамваи для Москвы 2015-01-03 08:12 manager Сегодня я покажу вам, как делаются современные трамваи, которые Москва покупает в Польше. Трамваи Pesa собирают в в польском городе Быдгощ. Сам завод располагается в северной части Быдгоща, где сконцентрирована значительная часть железнодорожной системы. Это, отчасти, очень удобно, когда идет речь об отправке готовой продукции. А одних только трамвайных вагонов завод производит около 150 в год. На заводе Песа производятся и поезда: электрические поезда Elf и Acatus Plus, поезда с двигателем внутреннего сгорания Link и ATR 220, а также локомотивы семейства Gama. Сам концерн (от сборки поездов и железнодорожных вагонов до модернизации трамваев) принадлежит на 92% частным акционерам и на всех предприятиях трудится, в общей сложности, около четырех тысяч человек.
В условиях не самой мощной экономики, концерн Песа является «локомотивом» для многих предприятий страны. На сегодняшний день количество организаций, у которых Песа покупает товары и услуги насчитывает около 1800 из Польши и заграницы. На польском рынке это называют «Эффект Песы», используя такую метафору: «Наша компания, производящая, в том числе и локомотивы, сама выполняет роль своего рода экономического локомотива – тянет вагоны – другие компании, которые, благодаря сотрудничеству с PESA, зарабатывают, поднимают свой уровень и создают рабочие места для многих людей. В PESA работает приблизительно 4 тысячи людей, но число работников всех компании, сотрудничающих с PESA, оценивается в 80 тысяч. География довольно широка. Например, в Польше нет воеводства (воеводство – это административно-территориальная единица в Польше), в котором не было бы кампаний, сотрудничающих с PESA. В мире у PESA есть поставщики из таких стран, как, например, Германии, Чехии, Испании, Швеции и России». Песа – это первое и единственное предприятие Польши, которое выпускает 100% низкопольные трамваи. В линейке концерна есть четыре модели, которые можно встретить по всей Польше, и в других европейских странах: Болгария, Венгрия, Румыния. Называются они: SWING TWIST Модель FOKSTROT, созданная специально для России И модель JAZZ. Так же есть вариация с двумя кабинами. На подходе так же новая модель KRAKOWIAK (это такой традиционный польский танец). Пожалуй, самой известной моделью трамвая Песа, является модель Pesa 120Na – SWING. Трамвай на этой базе в 2012 году купил Калининград. Больше всего таких вагонов ходит по Варшаве – больше 180 штук. В Венгрии, Болгарии и Румынии совокупно трамваев Pesa 33 вагона. Завтра как раз выложу репортаж из Варшавы. Но сегодня я вам расскажу о том, как собирают трамваи модели Foxstrot для Москвы. Вот так выглядит вход на завод! Больше похоже на современный офисный центр. Территория завода очень большая, поэтому по ней лучше передвигаться на велосипеде, что и делают многие рабочие. Как и трамваи УВЗ, сборка трамваев Песа начинается с рамы. Ее точно так же сваривают не какие-то там бездушные роботы, а самые профессиональные сварщики. На каждую модель трамваев есть техническая карта, в которой указывается где и какая деталь рамы должна быть. На момент сборки конструкции в процессе может быть задействовано до 5 человек. Вообще работа в цеху не останавливается ни на день, и одновременно может собираться по 10 вагонов на разных этапах. Когда процесс сваривания деталей рамы оканчивается, в дело вступают операторы народного болгарского инструмента – шлифовщики. Они проходятся по каждому шву болгаркой и убирают все неровности. После того, как этап сварки и шлифовки окончен, трамваезаготовки ждут своей очереди для грунтования. Тут же ходит технолог и проверяет качество выполненной его коллегами работы. Вагоны грунтуют в специальной покрасочной камере. Такая обработка нужна не для последующего окрашивания, а того, чтоб металл не подвергался воздействию окружающей среды. Если раму не загрунтовать, то через несколько лет она заржавеет и трамвай развалится [на самом деле нет]. А дальше начинается самое интересное. Вагоны изнутри и снаружи обшивают пластиком. А между панелями укладывают теплоизоляционный материал. Параллельно ведется работа по прокладке проводов. Удивительно то, что в одном трамвае, в зависимости от модели и количества секции, находится от 17 до 20 километров кабеля. Тут же устанавливают стекла, маршрутные указатели и информационные табло. На следующем этапе сборки подключаются рабочие, отвечающие за наружную обшивку. Перед этим этапом конструкцию ставят на тележки. В автопроме такой процесс называю «женитьба». Но трамвай не стоит колесами тележки на рельсах. Он стоит на «ложной тележке». Таким образом вагон становится выше и сборщикам проще работать, и учитывая, что электродвигатели еще не подключены к системе управления трамваем, то его можно безопасно передвигать по цеху на такой тележке. Из-за того, что во время установки элементов обшивки могут быть поцарапаны другие части, уже установленные фальшборты оклеивают защитной пленкой. Осталось закончить с лобовой частью вагона и можно переходить дальше. Дальше двери. Двери оборудованы специальными кнопками. После остановки трамвая достаточно к ней прикоснуться и дверь откроется. Почти все провода оказываются в кабине водителя. Кстати, Песа один из немногих производителей трамваев, кто использует систему онлайн-мониторинга состояния вагона. Причем, текущее состояние и какие-либо неисправности трамвая может видеть не только вагоновожатый, но и диспетчер, отвечающий за регулярность или даже специальные службы. Почти все электрооборудование современных трамваев располагается на крыше. Так делается и в целях безопасности, и для экономии пространства в салоне. Тут и выводы кондиционера, и кабели, ну и конечно пантограф. Все работы, связанные с нахождением на крыше, выполняются только при наличии страховки. Почти все производители трамваев вместо зеркал заднего вида используют камеры с HD-разрешением. Но российские ГОСТы не позволяют в этом плане ничего, кроме вот таких конструкций. После того, как все наружные работы выполнены, происходит монтаж элементов салона. На конечном этапе производства в цехе монтажа проводится диагностический тест электрического оборудования, во время которого, то есть в течение 2-3 часов, проверяется 5 тысяч точек измерения. А перед выпуском трамвая из цеха его проверяют в специальном помещении на водонепроницаемость. Когда вагон полностью собран и проверен специалистами, его вывозят на техническую обкатку по территории завода. Во время обкатки водитель-испытатель должен наездить около ста километров. Мне удалось побывать в роли такого испытателя, немного прокатиться на новеньком Песа Фокстрот и даже позвонить в звонок! Кстати, он электронный, а не механический, какой вы привыкли слышать. Ушла целая эпоха( Когда проходят испытания новорожденного трамвая, то необходимо проверить ходовую часть, места сочленения секций, работу дверей и стеклоочистителей, отопления/кондиционирования и освещения салона. За всем этим пристально следит инженер со специальным оборудованием, подключенным к бортовому компьютеру. Затем обкатанные вагоны разбирают по секциям и готовят к отправке в Москву. Доставляют трамваи на грузовиках. Десятая годовщина землетрясения и цунами в Индийском океане 2015-01-03 08:10 manager Десять лет назад, 26 декабря 2004 года, на дне Индийского океана произошло землетрясение магнитудой 9,1 балла, породившее мощное цунами, которое обрушилось на побережья четырнадцати стран и унесло жизни более 230 тысяч человек. Цунами в Индийском океане в 2004 году стало одним из самых смертоносных стихийных бедствий в истории человечества. В десятую годовщину трагедии по всей Азии прошли церемонии поминовения жертв. Первая волна цунами обрушивается на город Аонанг, провинция Краби, Таиланд, 26 декабря 2004 года.
Вода отступила от берега перед цунами недалеко от Краби, Таиланд, 26 декабря 2004 года. Волна цунами обрушивается на побережье одного из Андаманских островов в 23-х километрах от острова Пхукет на юге Таиланда, 26 декабря 2004 года. Волны смывают дома в Маддампегаме в 60-ти километрах к югу от Коломбо, Шри-Ланка, 26 декабря 2004 года. Туристы смотрят, как волны цунами обрушиваются на побережье, из гостиницы Casuarina Beach Hotel в Пинанге на северо-западе Малайзии около 13 часов по местному времени, 26 декабря 2004 года. Волны смывают дома в Маддампегаме, Шри-Ланка, 26 декабря 2004 года. Спутниковый снимок побережья Калутары, Шри-Ланка, 26 декабря 2004 года в 10:20 утра по местному времени сразу после цунами. Разрушенная и затопленная деревня после цунами в городе Банда-Ачех в провинции Ачех в Индонезии, 28 декабря 2004 года. Пляж Марина в индийском городе Мадрас после цунами, 26 декабря 2004 года. На южном побережье Индии погибли около 18 тысяч человек. Пляж Марина в индийском городе Мадрас после цунами, 26 декабря 2004 года. Пхукет, Таиланд, после цунами 26 декабря 2004 года. Женщина оплакивает своего родственника, погибшего во время цунами в Куддалоре в 180-ти километрах к югу от города Мадрас, 28 декабря 2004 года. Фото 1 из 2. Разрушенный район города Банда-Ачех в провинции Ачех на острове Суматра, Индонезия, 26 декабря 2004 года. Фото 2 из 2. Тот же самый район, что и на предыдущем снимке, 1 декабря 2014 года. Фото 1 из 2. Заваленная мусором дорога в округе Большой Ачех в провинции Ачех на острове Суматра, Индонезия, 9 января 2005 года. Фото 2 из 2. Та же самая дорога, что и на предыдущем снимке, 29 ноября 2014 года. Фото 1 из 2. Индонезийские военнослужащие выгружают трупы в городе Банда-Ачех, Индонезия, 9 января 2005 года. В Индонезии погибли около 150 тысяч человек. Фото 2 из 2. Мужчина проходит недалеко от братской могилы накануне десятой годовщины землетрясения и цунами в городе Банда-Ачех, Индонезия, 11 декабря 2014 года. Фото 1 из 2. Повреждённая мечеть в прибрежном районе города Банда-Ачех, 26 декабря 2004 года. Все дома в округе были уничтожены цунами. Фото 2 из 2. То же самое место, что и на предыдущем снимке, 1 декабря 2014 года. Отремонтированная мечеть новые дома. Фото 1 из 2. Разрушения, причинённые цунами, в городе Банда-Ачех, Индонезия, 8 января 2005 года. Фото 2 из 2. То же самое место, что и на предыдущем снимке, накануне десятой годовщины землетрясения и цунами в городе Банда-Ачех, Индонезия, 11 декабря 2014 года. Фото 1 из 2. Люди идут по пострадавшему от цунами городу Банда-Ачех, Индонезия, 28 декабря 2004 года. Фото 2 из 2. То же самое место, что и на предыдущем снимке, накануне десятой годовщины землетрясения и цунами в городе Банда-Ачех, Индонезия, 10 декабря 2014 года. Острова Пипи, Таиланд, 28 декабря 2004 года. Фото 2 из 2. Тот же самый пляж, что и на предыдущем снимке, накануне десятой годовщины землетрясения и цунами на островах Пипи в Таиланде, 12 декабря 2014 года. Мечеть, разрушенная цунами в 2004 году в городе Банда-Ачех, Индонезия, 14 декабря 2014 года. Женщины скорбят у братской могилы в десятую годовщину цунами в городе Банда-Ачех, Индонезия, 26 декабря 2014 года. Руины моста в городе Банда-Ачех, Индонезия, 14 декабря 2014 года. Инсталляция с именами жертв в Музее цунами в Ачехе Личные вещи жертв цунами в полицейском участке в провинции Пхангнга, Таиланд, 19 декабря 2014 года. Сотни фонариков, символизирующих души жертв цунами, улетают в небо во время церемонии повиновения в 10-ю годовщину стихийного бедствия в провинции Пхангнга, Таиланд, 26 декабря 2014 года. Удивительные факты про Дж.Р.Р. Толкина 2015-01-03 08:06 manager Дж.Р.Р.Толкин радует своих читателей на протяжении многих десятилетий. Рассказ о Средиземье начался с повести «Хоббит» и продолжился трилогией «Властелин колец». Успех романов был ошеломительным. Читатели смогли погрузиться в богатый приключениями мир фэнтези, со своей собственной культурой и языками. Для создания этого вымышленного мира Толкину потребовалось перечитать бесчисленные тома античной мифологии, написанные на разных языках, которые впоследствии и вдохновили его на создание Средиземья. И хотя он многое почерпнул из древней мифологии, влияние Толкина на мир фэнтези не может быть недооценено. И хотя огромное количество людей знает его произведения от корки до корки, мало кто может похвастаться такими же глубокими знаниями о самом писателе. В жизни Толкин был весьма загадочным человеком, куда более умным и многогранным, чем большинство его считало. Первая Мировая войнаМногие утверждают, что большая часть эпических историй Средиземья Толкина была создана на основе событий Второй мировой войны, однако они ошибаются. История зародилась куда раньше и на самом деле была вдохновлена событиями, которые пережил Толкин во время Первой мировой войны, когда он, как и все молодые люди, отправился на фронт.
Будучи младшим лейтенантом и офицером связи в полку Ланкаширских стрелков, он на себе прочувствовал войну непосредственно из окопов. На тот момент все усилия были сосредоточены на поиске инноваций в области оружия, которое позволяло бы убивать как можно большее число людей за минимальный промежуток времени, и молодой Толкин постоянно подвергался бомбардировкам все новыми и новыми приспособлениями, предназначенными нести смерть врагам. Во время переломной битвы на Сомме, унесшей жизни миллиона человек, Толкин на себе ощутил все ужасы войны. Некоторое время спустя его приковал к постели сыпной тиф, дав ему время поразмыслить о войне и почерпнуть вдохновение для своих будущих романов. И хотя сам автор всячески отрицал то, что все его рассказы были написаны о Первой мировой войне, позднее он признал, что пережитые им события все-таки оказали некоторое влияние на его произведения. Нет ничего удивительного в том, что Средиземье иногда может казаться довольно мрачным местом, но в нем никогда не гаснет надежда. Это в большей степени обусловлено тем, что возвратившись с войны, Толкин обнаружил, что все его близкие друзья погибли, что наложило свой отпечаток на его будущие произведения. Наследие ТолкинаНекоторые поклонники Толкина надеются, что в скором времени мы увидим на больших экранах и другие приключения, описанные им. К сожалению, подобное вряд ли когда-либо произойдет. Проблема состоит в том, что сам Толкин продал права на экранизацию лишь двух своих произведений, а на данный момент всеми правами на его творения располагает его сын, Кристофер, который не особо доволен киностудиями. Это произошло из-за того, что киностудия пыталась отказать ему в выплате прибыли от проката фильмов, аргументируя это убыточностью проекта в связи с огромными затратами на съемочный процесс. Кроме того, сюда вовлечены куда более важные вещи, чем борьба за деньги. Кристофер вообще недоволен коммерциализацией проекта его отца, и считает, что его книги превратили в ширпотреб. Таким образом, вероятность того, что в ближайшем будущем нас ожидает очередная экранизация творений Толкина, сводится к нулю. Обвинения в расизмеРаботы Толкина в прошлом часто подвергались критике за «евроцентричность», поскольку все участники событий в Средиземье обладают белым цветом кожи, единственные темнокожие существа — орки, которые предстают перед читателем в виде абсолютного зла. Многие белые националисты часто приводили в пример произведения Толкина, утверждая, что он, таким образом, оказывает им поддержку, подтверждая превосходство белой расы. Тем не менее, никаких весомых доводов в пользу расизма со стороны Толкина не было найдено, тем более, что понятие «черного и белого», «добра и зла», с давних пор используется в сказочных произведениях. Еще одно обвинение было предъявлено ему в отношении культурного европоцентризма, поскольку работы Толкина были написаны в основном на основании европейской мифологии. Интересный случай произошел в то время, когда его книгу «Властелин колец» собирались опубликовать в нацисткой Германии. Для успешной публикации ему было необходимо доказать чистоту своей крови, что несказанно смутило автора. Он тут же написал несколько писем своему издателю, который должен был перенаправить их немцам. В них Толкин заявил, что не желает придавать своему роману оттенок расизма и вмешивать сюда политику, тем более, что у него самого было много друзей-евреев. Так или иначе, но Толкина с трудом можно было бы отнести к расизму в какой бы то ни было форме его проявления. Группа Beatles хотела адаптировать его работы для музыкального кинофильмаКогда речь заходит о франшизе «Властелин колец» и «Хоббит», следует отметить максимальную приближенность к сюжету исходной книги, благодаря чему их успех и качество были ошеломительными. Популярность этой серии фильмов нельзя объяснить одной лишь связью с Толкином. До этого было несколько попыток создать экранизацию «Хоббита», которые не увенчались успехом. Ближе к концу своей жизни Толкин продал права на «Властелина колец» и «Хоббита» за смехотворную по нынешним меркам сумму — 250 000 долларов. С этого момента от желающих снять фильмы на основе его произведений не было отбоя. Тем не менее, первой попыткой снять фильм по мотивам «Властелина колец» может похвастаться группа Битлз, которая желала сняться в главных ролях под руководством самого Стэнли Кубрика. Кубрик и Битлз бесспорно были гениальны в своих областях, но их совместный проект мог стать сущим кошмаром. К счастью, этого не произошло, поскольку Кубрик отказался от съемок, аргументировав свой отказ тем, что не желает снимать фильмы по книгам, которые и так уже хорошо всем известны. Кроме того, есть мнение, что съемки были отменены из-за того, что Толкину не нравилась группа Битлз, но, поскольку права он продал задолго до этого, такой вариант развития событий крайне маловероятен. ФилологияТолкин широко известен, как успешный писатель, и его репутация вполне заслуженна. Но он всегда был намного более заинтересован в самом языке, нежели в создании фэнтезийного эпоса. Языки были определяющим интересом для Толкина и неотъемлемой частью его жизни. Его любовь к языкам зародилась в юном возрасте, сам он говорил по-английски, но его мать позаботилась о том, чтобы у сына были познания в латинском, немецком и французском языках. Со временем Толкин увлекся финским и древнескандинавским языками. Как филолог, он чувствовал, что язык — это куда большее, чем просто средство общения, это была неотъемлемая часть культуры. Любовь Толкина к языкам привела к тому, что он решил создать свои собственные. Многие считают, что он создал два языка — эльфийский и мордорский, но на самом деле он создал целых пять языков: два эльфийских, язык гномов и язык энтов. КатолицизмХотя сам Толкин никогда не вносил религиозный символизм в свои произведения, в отличие от своего друга Льюиса, он был невероятно религиозным человеком, набожным католиком, который провел всю свою жизнь как закоренелый традиционалист. Когда католическая церковь созвала совет Второго Ватиканского собора и провела ряд серьезных изменений, Толкин оказался крайне недоволен результатом. Многие церкви теперь проводили мессы на английском вместо латыни, он до последнего сопротивлялся этому, отвечая на латинском. Это был набожный человек, который делал то, что считал правильным. Странное воспитаниеКогда Толкин был еще подростком, умерла его мать Мабель, оставив его и его брата Хилари сиротами. Толкин отстранился от остальной семьи из-за религии, все они были протестантами, а его мать сменила религию и стала католичкой. По этой причине в своем завещании мать Толкина попросила оставить детей на попечении католического священника по имени Фрэнсис Морган, а не у ближайших родственников. Тем не менее, в течение нескольких лет после смерти матери Толкин прожил со своей тетей, а затем переехал к другой семье по имени Фолкнерс. Хотя сам Толкин жил со своими родственниками и друзьями, его законным опекуном все так же оставался отец Морган. В 16 лет Толкин встретил 19-летнюю девушку, в которую влюбился. К сожалению для Толкиина, когда отец Морган обнаружил такое состояние дел, он потребовал, чтобы Толкин пообещал с ней не встречаться до тех пор, пока ему не исполнится 21 год. Несмотря на всю трагичность ситуации, он стойко перенес эти 5 лет разлуки и в итоге женился на своей возлюбленной. Разногласия с ЛьюисомБольшинству людей известно, что Толкин и Льюис были хорошими друзьями. Толкин был профессором кафедры в Оксфорде, сделав все возможное, чтобы обеспечить и Льюиса подобной должностью, однако, дело не окончилось успехом. Они оба часто обсуждали литературу и теологию, и были достаточно близки, чтобы Льюису стало известно о семье Толкина. Он получал множество еды в подарок от поклонников и был рад поделиться тем, чем мог, с семьей Толкина. Единственной проблемой было то, что Толкин не переносил аллегории ни в какой форме. Увы, это привело к ухудшению их отношений, поскольку Льюис любил христианскую аллегорию и использовал ее почти везде. Неприязнь Толкина к аллегории проявлялась не столько из-за ее отвлекающего действия, сколько из-за того, что Льюис фактически не обладал полномочиями использовать религиозную аллегорию по его мнению. Он верил в иерархию религиозного общества, и считал, что лишь обладающие церковным саном могут передавать сообщения подобного рода. Несмотря на то, что эти двое всегда оставались друзьями, это яблоко раздора постоянно охлаждало их теплые отношения. Том БомбадилТом Бомбадил, пожалуй, один из самых странных и загадочных персонажей во всей вселенной «Властелина колец». Многим читателям могло показаться, что Том Бомбадил абсолютно не вписывается в мир романа, он словно попал туда из другого измерения. Питер Джексон тоже почувствовал это, и в итоге полностью отказался от присутствия этого персонажа в серии фильмов, чем несказанно рассердил некоторых фанатов, для которых Том Бомбадил был пусть и странным, но от этого не менее любимым персонажем из вселенной Средиземья. Одной из причин, почему Том так не вписывался в мир «Властелина колец» является то, что изначально он не был создан в роли персонажа Средиземья. Толкин написал множество детских сказок, одним из героев которых как раз и был Том. Он появился задолго до возникновения «Властелина колец», и на тот момент ни в коем случае не рассматривался в качестве персонажа для фэнтезийного эпика. Толкин был настолько сильно очарован им, что изначально планировал вместо написания «Хоббита» заняться созданием книги о Томе Бомбадиле. Такой энтузиазм у Толкина появился из-за того, что он олицетворял нечто крайне важное для автора. Будучи молодым человеком, Толкин не понаслышке узнал об ужасах войны и своими глазами видел влияние индустриализации на мир вокруг него. Бомбадил был олицетворением желания Толкина сохранить сельскую местность от урбанизации, желания жить в мире с окружающим миром, свободным от войн. И хотя Толкин понимал, что мир «Властелина колец» нуждается в людях с куда большим стремлением к войне, нежели у Тома, чтобы быть способным остановить возвращение Саурона, он оставил Тома в книге, поскольку считал, что его идеалы были также важны, как и успех в битвах со злом. Толкин и автомобилиВ те далекие времена автомобили еще не стали необходимостью и были далеки от достижения популярности у широких масс. Тем не менее, несмотря на то, что это была относительно новая технология, Толкин с радостью воспринял появление автотранспорта. У него даже был личный автомобиль, на котором он как-то раз, во время поездки с семьей, умудрился пробить оба передних колеса и врезаться в стену. Да, он был не самым лучшим водителем, более того, по его рассказам, он был настоящей угрозой на дорогах. К счастью для окружающих, в скором времени Толкин завязал с автомобилями из-за своего увлечения защитой окружающей среды. Ленинград 30-х годов в фотографиях Брэнсона Деку 2015-01-03 08:04 manager Американский путешественник и фотограф Брэнсон Деку (Branson DeCou) в 1931 году побывал в Ленинграде, где сделал массу снимков, которые впоследствии были раскрашенны вручную анилиновыми красками.
Ясное небо без подсветки 2015-01-03 08:02 manager Бен Кофман фотограф пейзажей из Портленда, штат Орегон, который специализируется на ночной съемке, в частности, «ландшафтной астрофотографии» Млечного Пути. Это дает не только Бену возможность исследовать пространство, но и позволяет нам горожанам выразить большую признательность за ночное небо, внушающей благоговение, а также за захватывающие пейзажи нашей планеты. Национальный парк Кратер Лейк, штат Орегон.
Ложные сумерки и водопады, побережье Орегона. Водопады Палауз, Вашингтон. Побережье Орегона. Северное сияние над озером Триллиум, штат Орегон. Силуэт Млечного пути. Джефферсон Парк, штат Орегон. Заброшенный дом в Орегоне. Восход Венеры и Юпитера, Национальный парк Кратер Лейк. Скала Хейстек (Стог сена) на Кэннон Бек. Виды местности Маунтайн Ранч, Вашингтон Потерянное Озеро в Маунт Худ. Главный маяк Якуина, Орегон Метеорный поток Лириды над Кратер Лейк. Джефферсон Парк, штат Орегон. Дикие утки в фотографиях Берт де Тилли 2015-01-03 08:00 manager Кряква — птица из семейства утиных отряда гусеобразных. Наиболее известная и распространённая дикая утка. Длина тела самца около 62 см, самки — около 57 см, вес достигает 1—1,5 кг (осенью, когда птица откормится перед самым перелётом, ее вес может достигать 2 кг). Голова и шея самца зелёные, зоб и грудь коричнево-бурые, спина и брюшная сторона тела серого цвета с тонкими поперечными пятнышками. Окраска самки бурая с более тёмными пятнышками, брюшная сторона буровато-серая с продольными пестринами. На крыле у самца и самки сине-фиолетовое «зеркало».
Частично перелётная птица. Населяет пресные и слегка солоноватые водоёмы. В последние годы многие птицы зимуют на незамерзающих водоёмах в крупных городах и их окрестностях. Кряква является одним из основных объектов спортивной, а местами — промысловой охоты. От кряквы путём селекции выведено большинство современных пород домашних уток, кроме тех, которые были выведены от мускусной утки. Кряква широко распространена в северном полушарии. Гнездится как в арктических широтах к северу до 70° с. ш., так и в тёплом субтропическом климате к югу до 35° с. ш. в Северной Африке и до 20° с. ш. на Ближнем Востоке. В Европе селится почти повсеместно, за исключением высокогорных районов в центральной части, Скандинавии севернее 70° с. ш. и полосы безлесой тундры на территории России. В Сибири распространена к северу до Салехарда, Туруханска, среднего течения Нижней Тунгуски, полуострова Тайгонос на Охотском море и Северной Камчатки. В Азии к югу до Малой Азии, Ирана, Афганистана, южных склонов Гималаев, китайской провинции Ганьсу и Чжилийского залива Жёлтого моря. За пределами материка гнездится на Командорских, Алеутских, Прибылова, Курильских островах, на Японских островах к югу до средней части острова Хонсю, а также на Гавайях, Исландии и Гренландии. В Северной Америке на севере отсутствует в зоне тундры и восточной части материка к югу до Новой Шотландии и американского штата Мэн. На юге достигает южной Калифорнии и других пограничных с Мексикой штатов США, но там не гнездится и встречается лишь в зимнее время. За пределами природного ареала интродуцирована в Южной Африке, Новой Зеландии и Юго-Восточной Австралии, где считается нарушающим местную экологию видом. |
В избранное | ||