Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Fresher - Лучшее из Рунета за день

  Все выпуски  

Остроумная реклама бюстгальтеров WonderBra



Остроумная реклама бюстгальтеров WonderBra
2013-01-09 05:54 manager

Рекламщики знаменитого бюстгальтера WonderBra всегда подходят к делу с креативом и остроумием.

Остроумная реклама бюстгальтеров WonderBra

Остроумная реклама бюстгальтеров WonderBra

Остроумная реклама бюстгальтеров WonderBra

Остроумная реклама бюстгальтеров WonderBra

Остроумная реклама бюстгальтеров WonderBra

Остроумная реклама бюстгальтеров WonderBra

Остроумная реклама бюстгальтеров WonderBra

Остроумная реклама бюстгальтеров WonderBra

Остроумная реклама бюстгальтеров WonderBra

Остроумная реклама бюстгальтеров WonderBra

Остроумная реклама бюстгальтеров WonderBra

Остроумная реклама бюстгальтеров WonderBra

Остроумная реклама бюстгальтеров WonderBra

Остроумная реклама бюстгальтеров WonderBra

Остроумная реклама бюстгальтеров WonderBra

Остроумная реклама бюстгальтеров WonderBra

Остроумная реклама бюстгальтеров WonderBra

Остроумная реклама бюстгальтеров WonderBra

Остроумная реклама бюстгальтеров WonderBra

Остроумная реклама бюстгальтеров WonderBra

Остроумная реклама бюстгальтеров WonderBra

Остроумная реклама бюстгальтеров WonderBra

Остроумная реклама бюстгальтеров WonderBra

Остроумная реклама бюстгальтеров WonderBra

Остроумная реклама бюстгальтеров WonderBra

Остроумная реклама бюстгальтеров WonderBra

Остроумная реклама бюстгальтеров WonderBra

Остроумная реклама бюстгальтеров WonderBra

Остроумная реклама бюстгальтеров WonderBra

Остроумная реклама бюстгальтеров WonderBra

Остроумная реклама бюстгальтеров WonderBra



Рисунки на холодильнике
2013-01-09 05:52 manager

Чарли Лэйтон – дизайнер-фрилансер и иллюстратор из Филадельфии, США. Каждую неделю он рисует на своем холодильнике легко стираемым маркером. Свои творения Чарли каждую неделю выкладывает в интернет под общим названием «Морозные пятницы».

На создание каждого из этих «маркерных шедевров» у Чарли уходит около 20-30 минут, и обычно он завершает их за чашкой утреннего пятничного кофе. Вот так, магнитики на холодильник уже не в моде. Рисунки маркером – вот тренд сезона!

Рисунки на холодильнике

Рисунки на холодильнике

Рисунки на холодильнике

Рисунки на холодильнике

Рисунки на холодильнике

Рисунки на холодильнике

Рисунки на холодильнике

Рисунки на холодильнике

Рисунки на холодильнике

Рисунки на холодильнике

Рисунки на холодильнике

Рисунки на холодильнике

Рисунки на холодильнике

Рисунки на холодильнике

Рисунки на холодильнике

Рисунки на холодильнике



Винтажный транспорт
2013-01-09 05:50 manager

Предлагаем вашему вниманию небольшую подборку оригинальных и странных транспортных средств из прошлого столетия. Идей и разработок в прошлом веке было никак не меньше, чем в нынешнем. Однако, будет и просто транспорт.

Грайнделл Мэттьюз демонстрирует свою новую фотографическую пушку, способную выдавать лучи на высоту до 24 километров. Уникальная разработка для 1933-го года.

Винтажный транспорт

Немецкие солдаты ездят по французскому городку Трен с флагом капитуляции в 1944-м году.

Винтажный транспорт

Солдаты Германии в бронированном автомобиле на улицах Праги, сразу после аннексии Судетской области в 1939-м году.

Винтажный транспорт

Немецкие солдаты во время вторжения в Чехословакию 3 октября 1938 года.

Винтажный транспорт

Демонстрация первого торгового автомата «Шоколад и фрукты» в Лондоне, 1928 год.

Винтажный транспорт

25-тонный руль корабля готовят для погрузки и доставки в лондонский «Tilbury Dock», 8 июня 1931 года.

Винтажный транспорт

Диалог водителей грузовика и малолитражки в Кардиффе, Великобритания, 1935 года.

Винтажный транспорт

Французские вездеходы и мини-танки в одной из деревушек, 1918 век.

Винтажный транспорт

Транспортировка колоколов для часовни университета Чикаго из завода в Англии в порт, 12 июня 1932 года.

Винтажный транспорт

Миниатюрная копия пожарного автомобиля на улицах Брайтона, Англия. Автомобиль в два раза меньше оригинального, 5 мая 1951 года.

Винтажный транспорт

Автомобиль на педалях для немецкой армии, 28 января 1941 года.

Винтажный транспорт

Шестиместный пожарный автомобиль в графстве Суррей, 1971 год. Предназначен для тушения пожаров в труднодоступных местах.

Винтажный транспорт

Диктор телевидения Уинифред Шоттер возле лондонского автобуса, 3 мая 1946 года.

Винтажный транспорт

Экспериментальный автомобиль без обшивки, 1930 год.

Винтажный транспорт



Instagram художника Брока Дэвиса
2013-01-09 05:48 manager

Художник из Миннесоты Брок Дэвис (Brock Davis) видит необычные моменты в повседневной жизни и фиксирует их. Посредством наблюдения и креативного мышления, мультимедиа-художник находит вещи, которые на вид кажутся приземленными, и он «извлекает творческий потенциал из каждого объекта.» Предлагаем посмотреть на картинки из его Instagram.

Instagram художника Брока Дэвиса

Instagram художника Брока Дэвиса

Instagram художника Брока Дэвиса

Instagram художника Брока Дэвиса

Instagram художника Брока Дэвиса

Instagram художника Брока Дэвиса

Instagram художника Брока Дэвиса

Instagram художника Брока Дэвиса

Instagram художника Брока Дэвиса

Instagram художника Брока Дэвиса

Instagram художника Брока Дэвиса

Instagram художника Брока Дэвиса

Instagram художника Брока Дэвиса

Instagram художника Брока Дэвиса

Instagram художника Брока Дэвиса



Национальный парк Глейшер Бей на Аляске
2013-01-09 05:46 manager

Национальный парк Глейшер Бей (Glacier Bay) площадью 13 287 кв. км находится на юго-восточном побережье Аляски. Природа побережья Глейшер Бей это — ледники, горная гряда со снежными вершинами, покрытые лесами, глубокие фьорды, реки и озера. Национальный парк находится под охраной ЮНЕСКО.

Национальный парк Глейшер Бей на Аляске

Сто лет назад самым известным ледником здесь был ледник Муир 3 км в ширину и 80 м в высоту. Но климат постоянно меняется и в 1990 году ледник отступил. На сегодняшний день туристы имеют возможность наблюдать ледники Margerie и Lamplugh. На фотографии виден водопад из-под ледника Lamplugh.

Национальный парк Глейшер Бей на Аляске

В парке очень мало дорог, поэтому круизы и самолетные и вертолетные экскурсии — лучший способ его исследовать.

Национальный парк Глейшер Бей на Аляске

Так выглядит Национальный парк Глейшер Бей из космоса:

Национальный парк Глейшер Бей на Аляске

Рождение айсбергов из ледника Margerie.

Национальный парк Глейшер Бей на Аляске

Ледяная пещера в айсберге. Синий цвет айсберга говорит о том, что он очень плотный и образовался сравнительно недавно.

Национальный парк Глейшер Бей на Аляске

13-километровый ледник Lamplugh. Ледники всегда пытаются найти равновесие, когда количество образовывающегося льда равняется количеству льда, потерянного ледником. В случае существенного усиления питания и превышения его над таянием, край ледника продвигается вперёд — ледник наступает, при обратном соотношении ледник отступает.

Национальный парк Глейшер Бей на Аляске

Ледник Маргери и гора Фэруэтер. Эта гора является самой высокой вершиной Британской Колумбии и девятой по высоте вершиной Аляски.

Национальный парк Глейшер Бей на Аляске

Ледники, рожденные на склонах горы Фэруэтер, стекают на запад в залив Аляска. Абсолютная высота вершины составляет 4663 метра над уровнем моря:

Национальный парк Глейшер Бей на Аляске

Вид на Национальный парк Глейшер Бей с самолета.

Национальный парк Глейшер Бей на Аляске

Мраморные острова и морские львы.

Национальный парк Глейшер Бей на Аляске

Пейзажи Национального парка Глейшер Бей.

Национальный парк Глейшер Бей на Аляске

Медведь у водопада.

Национальный парк Глейшер Бей на Аляске

19-километровый ледник Джонса Хопкинса. Общим условием образования ледников является сочетание низких температур воздуха с большим количеством твёрдых атмосферных осадков.

Национальный парк Глейшер Бей на Аляске

Косатка из семейства дельфиновых. Самцы достигают в длину 9-10 м при массе до 7,5 тонн. Английское название killer whale («кит-убийца») косатка получила из-за своей репутации опасного хищника.

Национальный парк Глейшер Бей на Аляске

С высоты птичьего полета.

Национальный парк Глейшер Бей на Аляске

Барибал, или чёрный медведь.

Национальный парк Глейшер Бей на Аляске

Национальный парк Глейшер Бей — это не только ледники, но и красивые, таинственные леса.

Национальный парк Глейшер Бей на Аляске

Лось.

Национальный парк Глейшер Бей на Аляске

Современные ледники покрывают площадь свыше 16 млн. кв.км., или около 11% суши. В них сосредоточено более 25 млн. куб. км льда — почти две трети объёма пресных вод на планете.

Национальный парк Глейшер Бей на Аляске

Преобразование снега в лёд, может идти как при отрицательной температуре, так и при температуре таяния.

Национальный парк Глейшер Бей на Аляске

Красивый ледник в заливе Halo.

Национальный парк Глейшер Бей на Аляске

Еще одна фотография горы Фэруэтер.

Национальный парк Глейшер Бей на Аляске

Климат Национального парка Глейшер Бей морской, на него влияют океанические течения. На побережье зима довольно мягкая (от -2 до +5 C), , а лето — прохладное (+10-15 C).

Национальный парк Глейшер Бей на Аляске

Пещера.

Национальный парк Глейшер Бей на Аляске

Хвост горбатого кита. Горбатые киты проводят лето в Национальном парке Глейшер Бей, а затем мигрируют на зиму на Гавайи.

Национальный парк Глейшер Бей на Аляске

Здесь находится самая нижняя точка Национального парка Глейшер Бей — 430 метров ниже уровня моря.

Национальный парк Глейшер Бей на Аляске

Долинный древовидный ледник Хаббард, крупнейший на побережье Аляски. Он берет начало на горе Логан. Возраст льда у подножья ледника Хаббард порядка 400 лет, именно столько времени требуется льду, чтобы спуститься с горы Логан к океану. Верхние 67 км находятся на территории Канады, нижние 48 км — в США.

Национальный парк Глейшер Бей на Аляске

Ширина фронтальной части ледника Хаббард (упирающихся в заливы) на сегодняшний день приблизительно равна 9 километрам летом и около 15 зимой. Ледник Хаббард — растущий ледник. Он продолжает увеличиваться и продвигаться, в течение последних ста лет.

Национальный парк Глейшер Бей на Аляске

От ледника откололся лед.

Национальный парк Глейшер Бей на Аляске

Это была небольшая экскурсия по Национальному парку Глейшер Бей на Аляске.

Национальный парк Глейшер Бей на Аляске

Смотрите также:
Девять островов мечты


Человек
2013-01-09 05:44 Fresher

Черный юмор и сатира, которыми пропитана анимационная работа лондонского художника-иллюстратора Стива Каттса (Steve Cutts), очень наглядно и без купюр демонстрируют нам, как человек общается с природой.

Скачать видео



Современные российские ударные вертолеты
2013-01-09 05:02 manager

Одним из важнейших пунктов текущей Госпрограммы перевооружения является поставка свыше 1100 вертолетов. К 2020 году отечественная оборонная промышленность должна передать вооруженным силам именно такое количество винтокрылой техники. Уже начались поставки и в войска идут вертолеты семи моделей и модификаций.

Современные российские ударные вертолеты

К окончанию Госпрограммы количество моделей может увеличиться в полтора-два раза. Особое внимание в ходе закупок новых вертолетов уделяется ударным машинам. До недавнего времени задачу поддержки войск и атак противника возлагали только на «старичка» Ми-24 и его модификации. Теперь же военно-воздушные силы получают сразу три типа боевых вертолетов, отличающихся друг от друга характеристиками, оборудованием и ударными возможностями.

Это Ми-35М (глубокая модернизация Ми-24, также известная как Ми-24ВМ), Ми-28Н и Ка-52. Всего несколько лет назад можно было надеяться на продолжение строительства вертолета Ка-50, однако в результате он был снят с производства в пользу более нового и совершенного Ка-52. Попробуем внимательно рассмотреть имеющиеся ударные вертолеты, сравнить и оценить их возможности. К сожалению, часть технической информации по новейшим вертолетам пока не стала достоянием общественности, поэтому придется довольствоваться лишь имеющимися официальными данными, пусть даже и неполными.

Технические и летные характеристики

Рассматриваемые машины значительно различаются в конструктивном аспекте. Машины фирмы «Миль» выполнены по классической схеме с несущим и хвостовым винтами. Также они оснащены оригинальными Х-образнымы рулевыми винтами, имеющими повышенную эффективность по сравнению с винтами обычной схемы. Ка-52, в свою очередь, выполнен по традиционной для «Камова» схеме и имеет два соосных несущих винта. Плюсы и минусы используемых схем уже не первый год являются предметом ожесточенных споров, однако конструкторы и военные сделали свой выбор: они понимают минусы классической и сосной схем, но ради имеющихся преимуществ готовы их терпеть. Кроме того, некоторый интерес представляет тот факт, что основными вертолетами российских ВВС к 2020 году должны стать «классический» Ми-28Н и соосный Ка-52. Таким образом, наблюдается, если можно так выразиться, баланс между схемами.

Современные российские ударные вертолеты

Вертолеты Ка-52 установочной партии в штатной серийной комплектации включая комплекс обороны – борт №52 и борт №53 желтые

Современные российские ударные вертолеты

Вертолет Ми-28Н борт №50 желтый из партии вертолетов, переданной ВВС на авиабазу 344 ЦБПиПЛС АА 8 октября 2011 г., г.Торжок, Тверская область

Все три вертолета ощутимо различаются уже на уровне массогабаритных параметров. Наименьшие размеры среди рассматриваемых машин имеет Ка-52. При максимальной взлетной массе в 10400 килограмм он имеет длину в 13,5 метра и диаметр несущих винтов 14,5 м. Милевский Ми-28 немного крупнее: длина 17 метров, диаметр несущего винта 17,2 м и максимальная взлетная масса в 11,7 тонны. Самым крупным из новых вертолетов является Ми-35М, имеющий максимальный взлетный вес в 11800 кг и длину свыше 18,5 метра. Примечательно, что оба вертолета фирмы «Миль» оснащены одинаковыми несущими и рулевыми винтами, изначально разработанными для Ми-28Н.

Интересным образом обстоят дела с силовой установкой вертолетов. Все они, в соответствии с тенденциями развития боевых вертолетов, оснащены двумя двигателями. Это снижает риски, связанные с повреждением одного из двигателей и, как следствие, повышает живучесть машин в условиях боя. Кроме того, все три вертолета оснащаются турбовальными моторами семейства «Климов» ТВ3-117ВМА. Ми-35М имеет двигатели этой модели с взлетной мощностью в 2200 лошадиных сил каждый, а Ми-28Н и Ка-52 оснащаются более поздними модификациями. Так, Ми-28Н комплектуется моторами ВК-2500-02 (по 2200 л.с. на взлетном режиме), а Ка-52 оснащен двигателями ВК-2500 с возможностью «разгона» до 2400 л.с. Стоит отметить, что указанные показатели мощности достигаются только в течение определенного непродолжительного времени. В полете рекомендуется держать мощность двигателей на уровне не более 1750-1800 лошадиных сил. При этом все двигатели семейства ТВ3-117ВМА имеют чрезвычайный режим, на котором способны достигнуть планки в 2600-2700 лошадиных сил. Правда, такие показатели мощности требуют последующего дополнительного обслуживания.

Современные российские ударные вертолеты

Двигатель ТВ3-117

Современные российские ударные вертолеты

ВК-2500 (модернизированная версия ТВЗ-117)

Нетрудно заметить, что по сочетанию массогабаритных и мощностных параметров наиболее интересным выглядит вертолет Ка-52. При максимальной допустимой массе на взлетном режиме двигателей он имеет удельную мощность до 460 л.с. на тонну веса. У Ми-35М и Ми-28Н этот параметр равняется примерно 370 и 375 л.с. на тонну соответственно. Таким образом, камовский вертолет, имея большую тяговооруженность, в теории должен иметь лучшие летные характеристики. Однако высокие показатели удельной мощности получены, в первую очередь, благодаря малой массе конструкции и, как следствие, сравнительно малой боевой нагрузке. В то же время, ряд особенностей концепции привел к тому, что более легкий Ка-52 способен нести больше оборудования и вооружения чем Ми-35Н. Машина фирмы «Камов» имеет полезную нагрузку порядка двух тонн, а у Ми-35М этот показатель составляет всего 1780 кг. Что касается Ми-28Н, то он способен нести на внешней подвеске до 2300 килограмм вооружений.

Летные параметры всех трех вертолетов достаточно близки, хотя и отличаются друг от друга. Максимальная скорость всех машин находится в пределах 310-320 километров в час. При этом Ми-35М и Ка-52 при необходимости могут разогнаться и до 340 км/ч, однако эта скорость в заявленных характеристиках значится как максимально допустимая. Более новые вертолеты Ми-28Н и Ка-52 выигрывают у глубоко модернизированного Ми-24 в динамическом и статическом потолке. Первый показатель у этих машин находится в пределах 5-5,5 тыс. метров, второй – равен 3600 м. Статический и динамический потолок Ми-35М меньше этих показателей на 450-500 метров. Ми-35М не может похвастать и дальностью полета. Его практическая дальность равна 420 километрам, а в перегоночной конфигурации он способен преодолеет до тысячи километров. Для Ми-28Н эти показатели составляют 500 и 1100, а для Ка-52 – 520 и 1200 километров соответственно.

Современные российские ударные вертолеты

Ми-35

Необходимо учитывать, что максимальная дальность полета, равно как скорость и потолок, сама по себе не является самым важным параметром вертолета, но может говорить о его возможностях, касающихся продолжительности нахождения в воздухе. Опыт вооруженных конфликтов последних лет показал, что современный боевой вертолет должен, в первую очередь, уметь совершать длительное патрулирование заданного района вне зависимости от времени суток и метеоусловий. Именно при помощи вертолетов войска НАТО вели охоту на регулярные караваны противника или даже на отдельных боевиков.

Экипаж и его защита

Концепция применения ударных вертолетов подразумевает высокие риски подвергнуться атаке зенитных средств противника. Из-за этого все машины такого класса имеют целый набор средств обеспечения безопасности экипажа. Все три рассматриваемых вертолета – Ми-35М, Ми-28Н и Ка-52 – имеют экипажи из двух человек. По результатам длительных споров, наиболее выгодной была признана схема с двумя летчиками: пилотом и оператором вооружений. Ранее предлагалось возложить все обязанности на одного летчика, то такой вариант заказчик в лице Минобороны признал бесперспективным и неудобным. В результате все новые отечественные ударные вертолеты делаются двухместными.

Как и в случае с несущими винтами, машина фирмы «Камов» отличается от вертолетов «Ми». Последние имеют кабину тандемной схемы: пилот сидит сзади и выше штурмана-оператора. На Ка-52 рабочее место командира расположено слева от оси машины, кресло оператора – справа. На всех трех машинах операторы вооружения имеют возможность управления вертолетом, а пилоты могут применять оружие. При этом из-за разделения обязанностей и соответствующей им аппаратуры пилот не может в полной мере использовать весь боевой потенциал вертолета. Для защиты экипажа и жизненно важных агрегатов все три вертолета имеют дополнительное бронирование: бронестекла и металлические панели. Уровень защиты различных деталей разнится. К примеру, бронепанели кабины вертолета Ми-28Н выдерживают попадание снаряда калибра до 20 миллиметров.

Современные российские ударные вертолеты

Кабина КА-52

Современные российские ударные вертолеты

Приборы в кабинах пилота (слева) и штурмана-оператора (справа) вертолета Ми-28Н.

На случай вынужденной посадки с большой вертикальной скоростью вертолеты Ми-35М, Ми-28Н и Ка-52 имеют шасси специальной конструкции, поглощающей часть силы удара о землю. Большая часть оставшегося удара поглощается креслами специальной конструкции. Кроме того, вертолеты Ка-52 и Ми-28Н имеют катапультную систему для спасения летчиков при аварии на больших высотах.

Неуправляемое вооружение

На протяжении нескольких десятков лет основным вооружением отечественных ударных вертолетов были ствольные системы и неуправляемые ракеты, а применение «умных» боеприпасов имело гораздо меньший размах. В новых вертолетах полностью сохранились все возможности по использованию ствольных и ракетных вооружений. Вертолеты Ми-35М, Ми-28Н и Ка-52 имеют возможность нести на пилонах под крылом блоки неуправляемых ракет различных типов и калибров, от С-8 (до четырех блоков по 20 ракет) до С-13 (четыре по пять). Кроме того, Ми-35М и Ка-52 при необходимости способны применять до четырех ракет С-24 калибра 240 миллиметров. Все три вертолета имеют возможность использования авиационных бомб различных типов калибра до 500 килограмм.

Кроме пилонов для подвески вооружений все три машины располагают встроенными пушечными установками. Вертолеты Ка-52 и Ми-28Н оснащаются автоматическими пушками 2А42 (30 миллиметров), Ми-35Н – ГШ-23 (двуствольная калибра 23 миллиметра). Подвижные пушечные установки, смонтированные на Ми-28Н и Ми-35М, позволяют наводить оружие в пределах значительных секторов по горизонтали и вертикали. Ка-52, в свою очередь, такой возможности не имеет: его пушечная установка располагается не в носовой части фюзеляжа, а на правом борту, что значительно уменьшает сектор горизонтальной наводки. Обе используемые на вертолетах пушки предназначены для уничтожения наземных и воздушных целей на дальностях до двух (ГШ-23) или до четырех (2А42) километров. Наведение орудий осуществляется при помощи электроприводов, управляемых оператором вооружений. Примечательно, что процесс наведения пушек сказался на возможностях пилотов. К примеру, пилот вертолета Ми-28Н не может управлять пушкой, если она не расположена по продольной оси машины и не находится в горизонтальном положении. Только при таком расположении пушки пилот может целиться при помощи имеющегося у него прицельного оборудования. Во всех других случаях наведение и стрельбу осуществляет оператор вооружений.

Современные российские ударные вертолеты

Ка-52 борт №062 желтый, март 2012 г.

Современные российские ударные вертолеты

ПТУР «Атака-В» и блок НАР Б-13 под Ми-28Н борт №38 на экспозиции авиасалона МАКС-2011, август 2011 г.

Современные российские ударные вертолеты

Блок НАР Б-13 и пусковая установка «Стрелец» с ракетами «Игла» под Ми-28Н борт №38 на экспозиции авиасалона МАКС-2011, август 2011 г.

Управляемое вооружение

В обязанности штурмана-оператора также входит работа с управляемым вооружением. Традиционно все отечественные ударные вертолеты имеют возможность несения противотанковых ракет, и Ми-35М, Ми-28Н и Ка-52 не стали исключением. Рассматриваемые машины фирмы «Миль» могут нести до 12-16 противотанковых управляемых ракет «Штурм» или «Атака». Арсенал Ка-52 состоит из ракет «Атака» или «Вихрь». Эти ракетные комплексы ощутимо отличаются друг от друга характеристиками ракет и систем наведения.

Наиболее старый комплекс «Штурм-В» (разработка 70-х годов) имеет радиокомандную систему наведения и обеспечивает максимальную дальность стрельбы на уровне пяти километров. Боевая часть ракеты 9М114 обеспечивает пробитие гомогенной брони толщиной до 650 миллиметров. Использование в комплексе «Штурм» полуавтоматической системы управления привело к тому, что оператор вооружений после пуска вынужден в течение некоторого времени удерживать прицельную метку на цели. Этот факт в некоторой мере снижает боевые возможности вертолета, поскольку он вынужден оставаться неподвижным до поражения цели и не сможет эффективно пользоваться тактикой подскока.

Дальнейшим развитием «Штурма-В» стал комплекс «Атака-В» с ракетой 9М120. В ходе модернизации улучшились характеристики ракеты. Так, 9М120 способна доставлять боевую часть на расстояние до десяти километров и пробивать до 800 миллиметров гомогенной брони за динамической защитой. Имеются сведения о разработке лазерной головки самонаведения для ракеты «Атака». Принцип наведения ракеты по командам с вертолета аналогичен «Штурму». Эта особенность комплекса «Атака-В» является поводом для критики. Стоит отметить, что при скорости около 500 м/с ракета 9М120 достигает цели на максимальной дальности примерно за 20 секунд. Во избежание поражения вертолета во время «прыжка» бортовая аппаратура управления «Атаки» обеспечивает возможность маневрирования с некоторыми ограничениями по крену и тангажу.

Противотанковый ракетный комплекс «Вихрь» с ракетой 9А4172 имеет лазерную систему наведения и автоматическую аппаратуру управления. Последняя самостоятельно производит сопровождение цели и наведение на нее ракеты. Максимальная дальность пуска ракеты комплекса «Вихрь» достигает десяти километров. При скорости свыше 600 метров в секунду ракета преодолевает это расстояние за 15-17 секунд. Таким образом, противовоздушная оборона противника может попросту не успеть засечь и атаковать вертолет. Кроме того, автоматическая система сопровождения цели и наведения ракеты позволяет значительно уменьшить нагрузку на летчиков. Именно эта система стала одной из причин сокращения экипажа вертолета Ка-50 до одного человека. Тандемная боевая часть пробивает до метра гомогенной брони.

Несмотря на свое ударное предназначение, вертолеты Ми-35М, Ми-28Н и Ка-52 имеют возможность нести управляемые ракеты «воздух–воздух», предназначенные для самообороны. Это ракеты «Игла-В» (дальность до 5-6 км) и Р-60 (7-8 км). Количество ракет на подвеске зависит от тактической необходимости и модели вертолета. Так, Ми-35М несет только две ракеты «Игла-В», а Ми-28Н и Ка-52 – до четырех «Игл» или Р-60.

Современные российские ударные вертолеты

Первый прототип Ка-52 борт №061 желтый на испытаниях эксплуатации вертолета с кораблей ВМФ, Северный флот, 03.09.2011 г.

Современные российские ударные вертолеты

Ми-28Н борт №36 желтый, вероятно, с обновленной надвтулочной РЛС. 1-2 апреля 2012 г.

Бортовое оборудование

Являясь глубокой модернизацией старого Ми-24, вертолет Ми-35М получил сравнительно немного серьезных нововведений в составе бортового оборудования, затрагивающих те или иные черты облика. Одно из них касается установки нового прицельно-навигационного комплекса ПНК-24, созданного с использованием наработок по проекту ПрНК-28 для вертолета Ми-28Н. Были обновлены оптико-электронная станция, наблюдательные приборы и оборудование кабины. В результате боевой потенциал вертолета ощутимо увеличился. Иногда утверждается, что на данный момент бортовое оборудование Ми-35М обеспечивает вертолету максимально возможные характеристики, какие позволяет достичь достаточно старая конструкция.

Основой бортового радиоэлектронного оборудования вертолета Ми-28Н является комплекс ПрНК-28, обеспечивающий осуществление полетов и боевую работу. В этот комплекс интегрированы системы управления вооружением, а также аппаратура навигации. Кроме того, ПрНК-28 связан с радиолокационной станцией Н-025. Ее антенна размещается в характерном сферическом обтекателе над втулкой винта. Использование радиолокационной станции значительно расширяет возможности вертолета, к примеру, позволяет летать и проводить атаки в любую погоду и в любое время суток. РЛС Н-025 имеет два основных режима работы: по воздушным и по наземным целям. В случае слежения за землей РЛС «осматривает» сектор шириной в 120 градусов на дальности до 32 километров. На таком режиме работы Н-025 способна составлять примерную карту подстилающей поверхности. Обнаружение и сопровождение целей, в зависимости от их ЭПР, происходит на расстояниях в 12-15 километров (танк). Более крупные объекты, такие как мосты, станция замечает с 23-25 км. При режиме работы по воздуху антенна станции сканирует все окружающее пространство в секторе шириной 60 градусов в вертикальной плоскости. Самолеты и вертолеты в таком случае «видны» на расстоянии порядка 15 километров. Зенитные ракеты и боеприпасы «воздух-воздух» – с пяти-шести километров. Таким образом, пилоты имеют возможность своевременно узнать об атаке и проделать все необходимые действия.

Комплекс бортового оборудования вертолета Ка-52 в некоторой мере похож на примененный на Ми-28Н, однако имеет ряд отличий. К примеру, предназначенная для Ка-52 радиолокационная станция РН01 «Арбалет» изначально строилась по двухмодульной схеме. Антенну первого блока этой РЛС планировалось устанавливать под радиопрозрачным носовым обтекателем, второго – над втулкой несущих винтов. На данный момент все или почти все новые серийные вертолеты комплектуются носовым блоком РЛС, а насчет надвтулочного точных данных нет. Такое оригинальное разделение радиолокационной системы было предложено для улучшения характеристик комплекса: носовая антенна может все время работать только по наземным целям, а надвтулочная – только по воздушным. Таким образом, вертолет становится способным вовремя реагировать на различные угрозы, одновременно собирая информацию об обстановке в воздухе и на земле. Также в состав оборудования вертолета Ка-52 входит оптико-электронная станция ГОЭС-520, предназначенная для круглосуточного наблюдения за местностью и обнаружения целей. Оптико-электронная станция размещена внизу фюзеляжа, сразу за носовым обтекателем.

Современные российские ударные вертолеты

Ка-52 борт №94 желтый, лето 2011 г.

Современные российские ударные вертолеты

Ми-28Н бортовой №16 синий выпуска 2010 г. с полным штатным комплектом бортового комплекса обороны, 17.01.2011 г.

Итоги

Как видим, все современные российские ударные вертолеты как схожи, так и отличны друг от друга. Схожесть обусловлена общими взглядами военных на облик современной винтокрылой машины, а различия вызваны отличающимися мнениями конструкторов разных фирм. Тем не менее, все новые вертолеты – в первую очередь это касается Ка-52 и Ми-28Н – имеют больше сходств, чем отличий. Так, они способны нести неуправляемое и управляемое вооружение, а также проводить атаки с расстояния до десяти километров (ПТУР «Атака» и «Штурм»). Еще одной характерной чертой этих вертолетов является наличие встроенной радиолокационной станции. Если вопрос с надвтулочным модулем РЛС «Арбалет» решится в пользу его установки, то к сходству Ми-28Н и Ка-52 добавится еще один пункт.

Собственно говоря, Ка-52 и Ми-28Н, являясь современными вертолетами, еще и претендуют на звание боевых машин ближайшего будущего. Судя по текущим тенденциям развития ударных вертолетов, при своевременных модернизациях они вполне способны стать таковыми. А вот Ми-35М уже сейчас вызывает определенные сомнения. Прежде всего, сказывается большой возраст исходного Ми-24, а также плохо зарекомендовавшая себя идея летающей БМП. Для того чтобы убрать с Ми-35М грузопассажирскую кабину, которая нередко становится предметом критики, придется переделывать всю машину, что явно не вписывается в идею модернизации старой техники. Поэтому проект Ми-35М сейчас выглядит как попытка обеспечить вооруженные силы современной техникой, не затрачивая много времени на ее создание и запуск производства. Соответственно, Ми-35М вряд ли будут закупаться большими сериями и послужат своеобразной временной мерой в ожидании большого количества новых Ми-28Н и Ка-52.

В оправдание Ми-35М стоит сказать, что этот вертолет не так уж плох, каким он кажется на первый взгляд. Отсутствие РЛС и наличие «лишней» кабины не позволяет ему на равных соревноваться с другими современными отечественными и зарубежными ударными вертолетами, однако и в такой комплектации Ми-35М имеет больший потенциал по сравнению с имеющимся парком Ми-24 различных модификаций. Иными словами, Ми-35М в настоящее время является скорее «переходным звеном» между старой и новой техникой, чем полноценным боевым средством, делаемым, что называется, на века. Этим можно объяснить и технические отличия этого вертолета от других новых машин, и сравнительно малые планы по закупке.

В ближайшие годы отечественные ВВС получат около полусотни вертолетов Ми-35М. При этом к настоящему времени в военно-воздушных силах уже служит такое количество вертолетов Ми-28Н, а общее число заказанных Ка-52 приближается к полутора сотням. Пожалуй, взгляды военных на необходимое количество вертолетов того или иного типа прекрасно иллюстрируют перспективы боевых машин и их соответствие предъявляемым требованиям. Вполне очевидно, что Минобороны, планируя будущее военной авиации, наибольший приоритет придает новым Ка-52 и Ми-28Н, а не модернизации «старичка» Ми-24. Именно этим вертолетам придется стать основной ударной силой фронтовой авиации к началу двадцатых годов и оставаться в строю в течение последующих лет. Так что затянувшиеся работы над РЛС «Арбалет» для Ка-52 или некоторые проблемы с отработкой технологий и вооружений для новой техники стоят затраченного времени: новые вертолеты делаются для будущего и лучше сейчас потерять немного времени, чем потом не иметь хорошей современной техники.



В избранное