Екатерину Семенову, блиставшую на петербургской сцене в начале далекого девятнадцатого
века, поклонники называли лаконично - Трагедией. Дочь крепостной, получившая
вольную только в 19 лет, она была великолепна в ролях античных героинь: Ариадны,
Медеи, Клитемнестры. В русских пьесах актриса потрясала искренностью и глубиной
чувств.
"Там Озеров невольны дани
Народных слез, рукоплесканий
С младой Семеновой делил..." - писал о ней восхищенный Пушкин. В прозе он выражался
более определенно: "Она украсила несовершенные творения несчастного Озерова и
сотворила роль Антигоны и Моины".
Семенова была еще в зените славы, когда дебютировала юная Александра Колосова.
Обворожительная Колосова не обладала талантом Семеновой, но была моложе, свежее,
красивее. Она стала претендовать на первые роли, начались интриги, и гордая Семенова
ушла из театра. Поклонники великой актрисы были разочарованы. Пушкин, знавший
близко Колосову, послал ей эпиграмму:
"Все пленяет нас в Эсфири:
Упоительная речь,
Поступь важная в порфире,
Кудри черные до плеч,
Голос нежный, взор любови,
Набеленная рука,
Размалеванные брови
И огромная нога".
Колосова вняла советам и отказалась от трагических ролей, найдя себя в высокой
комедии, но как женщина долго не могла простить Пушкину "огромной ноги".
Семенова вышла замуж на князя Гагарина. В 1831 году Пушкин послал ей "Бориса
Годунова". На обертке книги он написал: "Княгине Екатерине Семеновне Гагариной
от Пушкина, Семеновой - от сочинителя".
Екатерина Семенова пережила Пушкина на двенадцать лет. В последние грустные годы
великой актрисе помогала ее бывшая соперница - Колосова.