Так уж случилось, что в совсем маленьком городе-крепости Кронштадт родились многие
великие технические идеи.
Михаил Осипович Бритнев, владелец Кронштадтского механического завода, где строились
пароходы, баржи и плавучие краны, основал первую в России водолазную школу и
вообще был уважаемым человеком - в 1868 году его избрали городским головой. В
Кронштадте шутили: "Да, Михаил Осипович - голова!" - и не зря, Бритнев первым
в мире применил на практике способ прохождения судами ледовых полей, который
теперь используется всеми ледоколами, вплоть до атомных, да и сам термин "ледокол"
возник здесь же, в Кронштадте. Бритнев приказал перестроить носовую часть своего
парохода "Пайлот" таким образом, чтобы при встрече со льдом судно взбиралось
на ледовое поле и своим весом разламывало его. В 1864 году навигация началась
раньше обычного - первый в мире ледокол "Пайлот" отправился, ломая лед, из Кронштадта
в Ораниенбаум. Успех бритневского ледокола натолкнул замечательного ученого-океанографа
адмирала С.О. Макарова на идею строительства мощного арктического ледокола "Ермак",
а в 1871 году в Кронштадт пожаловали германские инженеры, ознакомились с работой
ледоколов Бритнева и купили его чертежи за 300 рублей, чтобы по его примеру начать
строительство ледоколов в Гамбурге.