Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Туринская лошадь | A Torino'i lo'



Туринская лошадь | A Torinói ló
2012-04-04 13:35
Туринская лошадь | A Torinói ló Фильм «Туринская лошадь» венгерского режиссера Белы Тарра получил Серебряного Медведя на прошлогоднем Берлинском кинофестивале. Хотя странно, как он попал в программу Берлинале: там пестуют остросоциальное кино. А «Лошадь» - фильм философски-концептуальный. О конце света. Самое место бы ему в Каннской программе - 2011. Рядом с «Меланхолией». Уж он помеланхоличней будет.

Однако у отборщиков Берлинале хватило мужества и профессионального чутья отобрать, а у жюри – наградить этот фильм. Рядовому зрителю те же самые доблести потребуются, чтобы его посмотреть. И так же, как фильм – и режиссер – они, мы, зрители, не останемся без награды.

Этот фильм может по-настоящему задеть, затронуть, наполнить, объяснить – но только после преодоления ряда препятствий. Препятствий восприятия. Фильм – черно-белый. В нем двое действующих лиц. Они почти не говорят. Происходит мало событий. Все движется очень медленно. И поначалу кажется – бессвязно и бесцельно.




Фильм разделен на шесть фрагментов – дней. Столько дней разворачивается эта история. Столько дней мы наблюдаем за жизнью двух человек и лошади. Вот первые два дня – а они четко отделяются друг от друга титрами и затемнениями – первые два дня высидеть трудно. А потом втягиваешься. И начинаешь замечать не хаос, а космос фильма. Начинаешь понимать не случайность, а закономерность происходящего.

Не разнородность разобщенных и малозначительных деталей и микро-событий, а их взаимосвязь, неизбежность и непреложность. И устремленность всего. Куда это все движется. Фильм похож на медленно летящую стрелу: ты видишь, как она летит, и ты видишь ее цель, но успеваешь разглядеть и ее оперенье, и зазубрины на наконечнике. Удивительное ощущение!

Туринская лошадь | A Torinói ló

Но это удивительное ощущение рождается, как уже было сказано, потом, позже, после раздражения от малозначительности и эстетической недостаточности происходящего на экране. То есть не хватает всего – и информации, и зрелища. Дефицит эмоциональный и интеллектуальный и вызывает этот первоначальный дискомфорт. А дефицит возникает из-за такой разряженности: обычно мы идем в кино, чтобы посмотреть на крутой замес, круче, чем в жизни, красивее, чем в жизни. Гламур и экшн.

В фильме Белы Тара – аскетичнее, чем в жизни. То есть так, как устроено в настоящей жизни. Мы-то, жители Большого Города, свою жизнь и вне киноэкрана огламурили уже, насколько у кого хватило денег. И правильно – кто сказал, что все должно быть без прикрас? Пусть все будет с прикрасами! Но изначальная жизнь – без прикрас. И таковой она была в том недавнем прошлом, в которое помещено действие фильма «Туринская лошадь». И таковой она, жизнь, остается и сейчас у большинства жителей планеты.

Туринская лошадь | A Torinói ló

И дело даже не в этом. С прикрасами или без, жизнь всех людей планеты движется по одним законам. Вот эти законы Бела Тарр и исследует. В момент их, этих законов, что движут Солнце и светила, наивысшего проявления. Ну вот, опять «Меланхолия» просится на язык! В фильме Ларса фон Триера, месяцем позже «Туринской лошади» показанном на Каннском фестивале, эти законы явлены буквально, во всей своей вселенской мощи и великолепии – в виде астероида, сошедшего с орбиты и встретившегося с Землей.

У Белы Тарра все происходит более скрытно. Конец света подкрался незаметно. Указано только – причем указано словами, титрами, предваряющими сам фильм – что сему Концу предшествовало одно событие. Реальное, зафиксированное и вошедшее в историю: в тот день, в 1889 году, в Турине, философ Фридрих Ницше сошел с ума – после того, как, вопреки символу своей веры, бросился защищать лошадь, которую нещадно бил извозчик.

Туринская лошадь | A Torinói ló

Ницше, ниспровергатель основ, отказавший в праве на существование состраданию и милосердию и всяким другим не-сверхчеловеческим слабостям, отрицавший религию и мораль, выдвинувший лозунг: «Падающего – толкни!» - Ницше разрушил свой мир внезапным человеческим движением души. Но произвел этим своим душевным движением действие в мироздании, отраженное народной мудростью в таких поговорках, как : «Скорей в июле снег пойдет!» То есть совершил событие невозможное – и разрушающее обычную, вероятную реальность.

Вот Бела Тарр и показывает, как разрушается привычный вещный мир. За что ему надо сказать отдельное спасибо, он показывает это не через разрушение человеческого в человеке, не через кошмарные и отвратительные проявления не- и недо-человеческие. Не отвращение и шок у зрителя вызвать хочет режиссер, а священный ужас. И это ему удается. Все очень просто – и придумывать ничего не надо, никаких особых огородов городить. Надо только уметь так видеть и так снимать.

Повседневный обычный труд, нелегкие и необходимые действия, которые нужно совершать для того, чтобы все двигалось – вот что такое мир, жизнь, свет. И это не плохо, как могло показаться нам, изнеженным жителям Большого Города, зрителям «Туринской лошади» поначалу. Это – жизнь. Калечный старик-извозчик и его взрослая дочь живут в доме на отшибе. Он зарабатывает деньги извозом и покупает на них еду и вещи, необходимые в хозяйстве. Она это хозяйство ведет.

Туринская лошадь | A Torinói ló

Встать чуть свет, затопить огонь, принести воды – и жизнь завертелась, медленно, но верно. А мы-то, мы-то привыкли именно в этой рутине, в этой пытке повседневностью, в этом тяжелом труде, в этой подневольности – не сделаешь, так и не будет ничего – видеть главную муку, главную беду, главные проблемы свои. Но беда настоящая – это когда ты бросаешь привычно в колодец ведро, а оно ударяется о землю. Потому что вода ушла...

К фильму «Туринская лошадь» трудно подступиться. Его трудно начинать смотреть. А потом он затягивает. И не заканчивается, когда гаснет экран. Он продолжает жить в тебе. Как ни банально это звучит. Его ритм, его музыка. Этот непрестанно дующий ветер. При этом это не угнетающее, не давящее воздействие. Фильм не грузит. Он утихомиривает. Как будто задает шкалу – ну да, ценностей, по которой ориентируясь, можно корректировать всплески своих восторгов и негодований по поводу своей жизни.

Может быть, это то, что древние называли Memento mori. Помни не для того, чтобы пугаться и грустить, а для того, чтобы этого не делать. Лишний раз. Потому что – зачем тратить конечное время на то, без чего можно обойтись!

Туринская лошадь | A Torinói ló: США, Германия, Франция, Швейцария, Венгрия - 2011

Моя оценка - 5 - Здорово
Моя система оценок



Вместе с этим смотреть: Меланхолия | Melancholia, Белая лента | Das weisse Band - Eine deutsche Kindergeschichte
Вместо этого смотреть: У нас есть Папа! | Habemus Papam, Мельница и крест | The Mill and the Cross
В этот день в 2011 году: Исходный код | Source Code
В этот день в 2009 году: Чавес и G20
В этот день в 2008 году: Хортон | Horton Hears a Who!
В этот день в 2007 году: На острой грани | Running with Scissors



киноУХО - авторский журнал Варвары Ухорской
События * Афиша кино и новые фильмы * Персоны * Кинофестивали

Фильмы по жанрам: Абсурд - Боевик - Война - Детектив - Детское кино - Драма - Историческое - Катастрофа - Комедия - Криминал - Мелодрама - Мистика - Мультфильм - Мюзикл - Приключения - Сатира - Семейное кино - Триллер - Ужасы - Фантастика - Фэнтези - Экшн


RSS блога киноУХО Подписка через e-mail мой Twitter мой Facebook мой FriendFeed





В избранное