Хадзимэ Исаяма аккуратно и бережно ведёт свою «Атаку на титанов» к финалу. Давно исчезла былая лёгкость и в хорошем смысле этого слова «дичь» – и культовый эпос завершается уже не в статусе «запредельного фэнтези», а как полновесная политическая антиутопия, наполненная и перекличками с реальным миром, и очевидными предостережениями.
Интересно… Могли ли мы выбрать иной путь? Возможно, это было предопределено изначально.
Эрен Йегер, заполучив силу Изначального титана, идёт войной на весь мир. Высвободив спящих внутри Стен титанов, он отправил их через море на континент – не скрывая своих намерений: уничтожить «всё живое за пределами этого острова».
У меня одна цель – защитить жителей моей родины. Но мир желает всем им смерти. И взращённая многими столетиями ненависть не исчезнет, пока не будет убит последний представитель Имирова племени.
Однако я этого не допущу.
Как справедливо после этого отмечается, «времени у человечества почти не осталось»: скорость отправившихся во внешний мир титанов превышает расчётную – и такими темпами они не только «быстро одолеют море», но «и до прочих материков скоро доберутся». В срочном порядке против них выставлен союзный мировой флот («Сейчас в этом районе собрано практически всё наимощнейшее оружие, существующее на планете»), командующие которым отдают себе отчёт в том, что «если наш флот не справится… Человечество обречено»…
Титаны, пробуждённые «Дрожью земли», передвигаются намного быстрее, чем лошади. Им не страшны никакие помехи на пути… За полдня, выйдя из моря, они преодолеют по суше не меньше шестисот километров… А за четверо суток… растопчут весь материк.
Эти события – и осознание их вероятных последствий – приводят к тому, что даже непримиримые противники вынуждены объединиться: только вчера они были врагами, а сегодня уже вместе думают, как же им остановить Эрена и предотвратить «массовое убийство, какого ещё не случалось за всю историю человечества». Даже понимая, что «Эрен принёс в жертву всё остальное человечество, чтобы защитить нас всех» («Если кто и выиграет от этого массового убийства, это будем мы»), друзья героя признают, что не смогли бы такую жертву принять, – а потому не могут допустить уничтожение остального мира. «Для начала нужно собрать всех, кто готов нам помочь», – так возникает союз, представить который ещё совсем недавно было попросту невозможно…
Вы ни в чём не виноваты. Это неправильно, что на вас свалили всю ответственность за то, что когда-то совершили люди одной с вами расы. {…}
Вы тоже незаслуженно несёте крест ненависти, возложенный на вас остальным миром… Однако у всех нас сейчас есть обязанность. Только мы можем сохранить для будущих поколений эту пропитанную кровью историю человеческой глупости.
Эрен Йегер хочет стереть с лица Земли всё человечество… Это непростительно. Пока мы продолжаем игнорировать все те глупости, которые творим, этот ад никогда не закончится.
Рассуждения о том, как правильнее всего поступить (и что будет потом в каждом из возможных случаев), красной линией проходят по всему тому.
Народ Парадиза, как может показаться, решительность Эрена всецело приветствует: да, под обломками стен погибло множество гражданских («Эрен Йегер убил своих же земляков!»), но «эти жертвы не будут забыты», потому как «если б он не пробудил титанов Стен, люди из внешнего мира перебили б всех эльдийцев этого острова»: «Не бывает побед без жертв!»
Вооружённые йегеристы, получив преимущество, захватывают крепость, а вместе с нею и власть («Всему военному и политическому костяку страны только что рассекли загривок»), приступая вскоре к публичным казням (на плаху отправляются те, кто желал зла Эльдийской империи) и намереваясь «защищать наш остров и нашу страну до последнего вздоха»:
Если Эрен умрёт, Парадиз утонет в крови! Весь мир захочет нам отомстить! Ваших родителей, братьев и сестёр, детей – их всех перебьют! Посвятим же наши сердца!
Те же, кто хочет всё же остановить Эрена (вопрос ещё как), видят: «То, чего мы все так боялись, стало реальностью… И прямо сейчас мир движется к своему концу». И со всем своим воодушевлением намереваются во что бы то ни стало «спасти мир» («Разве есть для человека более сладостные и притягательные слова?»), пожертвовав, быть может, своими жизнями. Позабыв «ради этой благородной цели» старую вражду, они скрепя сердце объединяются с теми, кто ещё недавно убивал их соратников, друзей и родных…
Только вот «что станет с островом после?» А что, если «мир так и будет нас ненавидеть, сколько бы десятилетий ни прошло»?.. Что, если «остановив Эрена сейчас, мы лишь подпишем себе смертный приговор»?..
Сам же Эрен, выслушивая во флешбэках справедливые возражения («Не все люди во внешнем мире наши враги!..»), непоколебимо уверен в своей правоте: «Только таким образом можно раз и навсегда положить конец этому порочному кругу ненависти… Стереть саму историю, саму цивилизацию, породившую этот мир».
Час принятия решения для всего человечества неумолимо приближается.
Выбор должен быть сделан, несмотря ни на что.
И в этой неустанной борьбе одинаково поразительны и самоотверженность молодых («Может, у меня ничего и не выйдет… Но я обязан попробовать. Сделать всё, что в моих силах»), и запоздалые прозрения взрослых («Мне лично нечем гордиться. Я понимал, что поступаю неправильно, но всё равно продолжал руководить детьми, как того желала моя страна»). И бессильным стоном звучит донельзя усталое признание: «Я… больше не хочу… сражаться… Не хочу, чтобы мы опять убивали друг друга. Я не хочу сражаться ни с вами, ни с Эреном…» – отставка, которую нельзя не понять, но которую в то же время нельзя и принять: такого эта война не предполагает.
Честно, я настолько устал, что больше всего на свете просто хочу рухнуть в кровать и проспать пару суток. Но нужно действовать. От нас зависит вся дальнейшая история человечества, которая очень скоро может оборваться.
«По правде говоря, я как раз подыскивал правильный момент, чтобы умереть», – вот то настроение, с которым Хадзимэ Исаяма подводит нас к завершающему тому «Атаки на титанов».
Джефф Джонс, художник Гэри Фрэнк и примкнувший к ним колорист Брэд Андерсон под давлением (видимо) DC замахнулись на святое – и спустя десятилетие продолжили-таки «Хранителей». Причём сиквел (кто-то, вероятно, скажет, что «долгожданный») изначально задумывался с таким расчётом, чтобы аккуратно соединить две доселе параллельных вселенных – и познакомить Озимандию с Лексом Лютором и Бэтменом.
Я поставил мир с ног на голову. Делал всё, что мог, ради его спасения. Да, я потерпел неудачу. А что сделал ты, чтобы превратить свой мир в лучшее место?
Улицы забиты телами людей, чей мозг не выдержал жутких образов выдуманного захватчика. Стрелки снова сдвинулись. А ведь у нас был шанс.
Но они его упустили.
Все они.
{…}
Мы разбили американскую мечту.
Превратили её в американский кошмар.
План Адриана Вейдта по спасению мира провалился, его участие в так называемой нью-йоркской бойне было раскрыто – и вот уже много лет за «самым умным человеком на Земле» ведётся «глобальная охота». Причём в его поимке заинтересованы первым делом Соединенные Штаты – ведь только тогда можно будет (в теории) угомонить русские спецслужбы, которые настаивают на том, что и правительство, и американский президент были в курсе затеи, приведшей в итоге к гибели трёх миллионов человек (ещё «десятки тысяч госпитализированы по причине неизлечимой психической травмы»). Короче говоря, «заключение его под стражу необходимо для урегулирования политических волнений, охвативших нашу страну и весь мир…»
Между тем сам Озимандия объединяется с Роршахом (ага!) и зачем-то привлекает в напарники Марионетку (а также её возлюбленного Мима, на чём она настояла), при помощи которых надеется отыскать того, кто по-прежнему может всё исправить, – Доктора Манхэттена: «В этом и заключается наша миссия. Одна на всех. Мы должны отыскать Джона». Который, похоже, перебрался из этой галактики в «менее запутанную» – в ту, где проживают Супермен да Бэтмен…
– Между нашими мирами существует ряд отличий, но главное из них – здесь просто огромное количество мужчин и женщин в масках. Среди них есть и те, кто в нашем мире считается выдумкой. {…} У Джона вполне могло возникнуть желание начать всё с чистого листа. Под новым именем. Обрести второй шанс.
– Второй шанс? Чего ради?
– Ради спасения мира.
Оказавшись в Готэме, бывшие Хранители заходят сперва в Публичную библиотеку («Похоже, этот мир в чём-то опережает наш. А в чём-то отстает. Нам предстоит многое наверстать» – «С чего начнём?» – «С Хемингуэя, Вулф и Маяковского»), где понимают: «Нам нужен тот, кто станет нашим гидом в этом мире и поможет найти Джона».
А вот дальше всё идёт уже не так хорошо, как задумывалось…
Между тем Супермену впервые приснился кошмар («Не думаю, что они мне вообще когда-то снились»), а против Бэтмена бастует чуть ли не весь Готэм, требуя, чтобы тот раскрыл наконец свою личность («Это временная паранойя, спровоцированная Россией и Марковией», – не сомневается он). И связано это с набирающей популярностью «Теорией о сверхлюдях», «смысл которой сводится к одному простому вопросу: почему девяносто семь процентов металюдей всего мира являются американцами?»
Предположение о том, что «на самом деле металюди финансируются правительством и находятся у него в подчинении», являясь, по сути, новым видом «американского живого оружия массового поражения» («Все эти супергерои и суперзлодеи представляют собой ядерные бомбы, спрятанные у нас на виду»), подкреплено чистосердечными признаниями: Метаморфо, Огненный Шторм, Убийца Фрост и некоторые другие «уже подтвердили своё участие в данной программе», невзирая на то, что даже «президент продолжает отрицать эти обвинения, называя «Теорию о сверхлюдях» “полным абсурдом”». «В любой момент эти суперсолдаты были готовы отправиться на конкретное задание, полученное от правительства США», – пишет журнал «Сигнал тревоги», нагнетая и без того непростую ситуацию.
– В наши дни не обязательно обладать суперсилами. Достаточно нацепить хэллоуинскую маску, совершить что-нибудь противоправное, и ты становишься проблемой государственного масштаба…
– Подражатели?
– Ага. Они-то и превратили Готэм в чёрт знает что. Это по их милости улицы сейчас заполнены людьми, выступающими против Бэтмена и его почитателей.
Телевизионные новости то и дело сообщают о явных признаках начала «гонки мета-вооружений»: страшный взрыв в Берлине «называют результатом попытки немецкого правительства создать собственных металюдей», «правительство Пакистана обвиняется в применении детекторов метагена в отношении собственных граждан» («Подобные случаи были также зафиксированы в Израиле, в России и в Кураке»)… И уже нет смысла скрывать: «“Теория о сверхлюдях” привела к тому, что мировые державы перебросили свои ресурсы, задействованные в производстве ядерных вооружений, на создание армий из металюдей».
И хотя собственные отряды быстрого реагирования появляются чуть ли не во всех крупных странах (в Индии теперь есть Комерианский Зверо-Овоще-Минеральный Человек, в Китае – Красный Страж-Социалист, во Франции – Горбун, Мушкетёр и Похититель Искусства, в Соединённом Королевстве – Львиное Сердце, Миссис Хайд и Тамплиер, а в Израиле – Диббук, Голем и Юдифь), в первую очередь наше внимание привлечено, разумеется, к России, которая, естественно, совершенно точно не собирается уступать в этом вопросе своих позиций.
И вот на собранной пресс-конференции некто, в ком при желании можно различить черты хоть даже Путина, не советует «питать иллюзий насчёт возможности военного превосходства над Россией»: «Мы подобного никогда не допустим. Вместе наши Народные Герои способны уничтожить любого искусственно созданного Америкой метачеловека. Эти мужчины и женщины будут сотрудничать с принцем Марковым и его командой Аутсайдеров» (мой тёзка, к слову, не кто иной, как глава «вымышленного государства в Европе»).
Кто же они, наши Народные Герои?!. Встречайте!
Чёрный Орёл и Снежный Филин!
Жар-Птица и Русалка!
Морозко и Перун!
Леди Флэш и Стальной Волк!
Негативная Женщина и Красная Звезда!
Тундра, Вихрь и Восток!
А также выделенный особо Пожар, Михаил Аркадин («Самый сильный метачеловек в России. И самый преданный ей»), который «считался погибшим в Чернобыле, но спустя много лет вернулся в качестве живого ядерного реактора» («Пределы возможностей Пожара до сих пор остаются неизученными»).
…Двое американских металюдей задержаны в Санкт-Петербурге после террористической атаки чеченских сепаратистов, жертвами которых стали пятнадцать человек. Ястреб и Голубка были арестованы бригадой Красных Ракет. Супергероям предъявлено обвинение во вмешательстве в работу органов внутренних дел, однако дуэт из Вашингтона утверждает, что спецсилы российской полиции действовали небрежно, провоцируя террористов, что и привело к обострению обстановки. {…} Бывший соратник Ястреба и Голубки, Красная Звезда, в данный момент находящийся в Москве, осудил действия своих коллег, и заявил о готовности выйти из отставки, чтобы продолжить служить своей Родине…
Вообще, соперничество с нами (ровно как и в оригинальном романе) проходит через «Часы Судного дня» красной нитью. Ещё Брежнев отвечает «на присутствие Доктора Манхэттена во Вьетнаме» ядерными испытаниями (после чего многие «призывают главное американское средство устрашения немедленно отправиться в Москву»), а Горбачёв встречается с Никсоном на территории «Вейдт Энтерпрайзес» (и Вейдт сообщает, что «Советский Союз и Соединённые Штаты одобрили мои планы по восстановлению инфраструктуры Афганистана»).
Однако в результате известных событий процесс ядерного разоружения был поставлен на паузу, отказ Горбачёва продолжать переговоры «привёл в 1989-м к путчу» и в итоге – к его отставке. С приходом Ельцина деятельность Антиядерной комиссии сразу же возобновилась, что, впрочем, не отменило иных посягательств: «Спустя менее двух недель с момента развала Евросоюза Россия ввела войска в Белоруссию и теперь угрожает Польше» («Силы зла не оставляют нам выбора», – и Америка обещает «применить весь боевой потенциал наших вооружений»)…
…Отношения Соединённых Штатов и России уже на грани, и столкновение неизбежно.
Насколько удачен замысел Джеффа Джонса в целом – по первой книге сказать, пожалуй, нельзя. Необходимо подождать вторую. И уж тогда – когда все узелки завяжутся именно так, как запланировал автор, – можно будет со всей определённостью понять, стоила ли игра свеч и так ли уж необходимо было «Хранителям» продолжение.
Возможно, наша встреча состоялась благодаря цепочке случайных событий, а может, была частью высшего замысла. Главное, помни: правда относительна. Важно только то, что ты видишь.
Денвер, 1987 год. Узнав о распаде любимой группы The Smiths, компания молодых людей устраивает в честь своих кумиров безумную вечеринку. Но один из парней идет еще дальше: вооруженный пистолетом, он захватывает в заложники персонал Денверской радиостанции.
Денвер, 1987 год. Узнав о распаде любимой группы The Smiths, компания молодых людей устраивает в честь своих кумиров безумную вечеринку. Но один из парней идет еще дальше: вооруженный пистолетом, он захватывает в заложники персонал Денверской радиостанции.
Двое не самых успешных контрабандистов пытаются передать белого львенка в руки богатого коллекционера экзотических зверей. Но все идет не по плану, и животное убегает. Судьба сводит львенка с девочкой Леной, которая недавно переехала и пока не нашла друзей. Она забирает животное домой и дает ему кличку Снежок. Однако в скором времени обозленные преследователи львенка нападают на след и приезжают в город, где живет Лена.
Есть на земле одно гнилое место, откуда мечтают свалить даже самые отъявленные злодеи. Тюрьма Белль Рив — для преступников со сверхспособностями. Она же — ад. Она же — база рекрутов для суперсекретного проекта «Отряд самоубийц».