"Выздоровевший" Джокер бьётся за "свой" Готэм: на русском языке выпустили делюкс-издание "Джокера" Брайана Аззарелло и Ли Бермехо - графический роман, в котором сохранены черты Хита Леджера.
Каким-то образом (не суть важно, каким) Джокер сумел убедить докторов, что более не болен, не заразен и не опасен для общества, - и одним ужасным днём его выпустили из лечебницы Аркхем. Встречать его рискнул поехать некто Джонни Фрост, полагающий о себе, что он "из тех парней, кто уходит с музыкой": "гангстер мелкого пошиба", отсидевший в тюрьме пять раз и зарёкшийся попадать туда снова. Для него работа с Джокером - возможность заметно продвинуться по карьерной лестнице и стать кем-то, с кем считаются остальные бандиты.
"Меня зовут Джонни Фрост. Вы обо мне не слышали, но я всегда знал, что обо мне ещё услышат. Что меня ждут большие дела - большая судьба, - и люди меня заметят и запомнят. У меня будет всё: места в первом ряду, дорогие костюмы, персональная комната в самом шикарном ресторане города. Я стану большим человеком".
Между тем Джокер для начала снимает кожу с одного знакомого дельца, потом грабит банк ("Как всё прошло?" - "Сносно. Но не круто. Но сносно. Скучно. Сигнализация не сработала. Никто не умер. Ну, может, в другой раз") и убивает "с десяток готэмских главарей средней руки". А всё потому, что за время его отсутствия здесь произошли заметные перемены и контроль надо всем - "от овощных лотков до устричных баров" - прибрал к себе Харви Дент ("Хочешь делать дело - плати Денту"). Теперь приходится превратить "Готэм в сортир", чтобы прежний баланс сил был восстановлен.
"Покидая вас, я думал, что оставляю город в надёжных руках, но похоже, кое-кто решил нагреть лапы. И знаете, что этот кое-кто сделал? Расстегнул ремень, стащил со своей жирной жопы штаны и насрал. В моём городе... В моей песочнице... Прямо на меня... Потому что Готэм - это мой город.
Так кто из вас готов помочь мне вернуть его?"
Изначально Брайан Аззарелло и художник Ли Бермехо задумывали мини-серию "Джокер: Тёмная ночь", которая в итоге вылилась в самостоятельный графический роман "Джокер". Работа над ним совпала по времени с появлением первого нолановского фильма "Бэтмен: Начало", а рекламная кампания была приурочена уже к премьере "Тёмного Рыцаря". Повлияло ли одно на другое - судить не нам, но очевидно, что авторы как фильмов, так и комикса вдохновлялись классическими нуарами, а в лице этого нарисованного Джокера отчётливо проступают черты Хита Леджера в характерном гриме.
По своему замыслу этот роман - очередная попытка разобраться, кто же такой этот Джокер, заглянуть в бездну его души (если у него вообще есть душа) и если не оправдать, то хотя бы попробовать понять этого самого известного из злодеев бэтмениады.
"Вы понимаете, что связались с психопатом, больным человеком, из-за которого вы умрёте? Он будет стоять над вашим телом, с его рук будет капать ваша кровь, и обещаю, он будет смеяться... Вовсе не потому, что ваша жизнь для него ничто, пустышка... А потому, что смерть для него - самая смешная шутка на свете".
Джонни Фрост, от лица которого ведётся повествование, прекрасно понимает, что Джокер - это "зараза, поразившая Готэм-сити, лекарства от которой нет", но, тем не менее, не в силах устоять перед его несомненной мощью и отрицательным обаянием. "Я хотел стать как Джокер. Наверное, я сошёл с ума", - признаёт Джонни, впитывая при этом уроки своего нового босса ("Никогда и ни перед кем не извиняйся за то, как ты выглядишь"), перенимая как его "чувство юмора" ("Не шути шучёного"), так и привычки с манерами ("Он как будто мысли твои читал. Так, словно они у тебя на лбу крупными буквами написаны").
"Его настроение - как погода... Влияет на всех вокруг", - отмечает он, наблюдая за Джокером днём и ночью, и тогда, когда тот возбуждён благодаря "колёсам" ("Я годами на них сижу"), и когда изображает из себя рыбака с удочкой, и когда самостоятельно разбирается с неугодными ("Либо он практиковал подход "Если хочешь сделать что-то хорошо...", либо просто наслаждался... работой?").
"Я немало гулянок повидал, но это был тот ещё чумовой загул, - завистливо описывает Фрост вечер их знакомства. - Все не просто сорвались с цепи, а выдрали цепь из стены и стену из дома. Вот это была уважуха". И довольно быстро приходит к пониманию того, что "настоящая власть - это когда держишь всех за яйца".
"Дело в том, что... я больше не сумасшедший. Просто очень злой. Я потерял власть над Готэмом... И это меня бесит."
Среди действующих лиц тут - не только уже упомянутый Харви Дент, но и Харли Квинн, Крок, Загадочник, Пингвин (которого Джокер не без презрения обзывает Эбнером). Кого здесь долгое время нет, так это ... Бэтмена, который прокрадывается на страницы романа разве что прозрачной тенью, заголовком в газете ("Бэтмен разоблачает сеть подпольных боёв!") или лёгким намёком ("Кое-кто здорово на тебя зол." - "Правда? Чудесные новости. Я ведь только ради этого и встаю по утрам. Все мои мысли только о нём." - "Я не про него. Хотя уверен, он тоже не в восторге от твоих подвигов. Я говорил о Денте").
Кажется, что так до конца и будет, что это такой хитрый концептуальный ход - рассказать историю Злодея в отсутствии Героя. Но нет: в полной мере авторы эту задумку не реализуют и в определённый момент на небе всё-таки зажигается бэт-сигнал, после чего наступает время для окончательного вывода: "Джокер был, есть и будет. Потому что от него нет лекарства. Вообще никакого. Только Бэтмен".
Но в отличие от историй про самого Бэтмена, здесь вряд ли стоит искать "свет в конце тоннеля" и какую-либо мораль - ну разве что кроме той, что дружба с дьяволом добром никогда не обернётся. 120-страничный "Джокер" Брайана Аззарелло и Ли Бермехо - мрачная и безжалостная, но в то же время основательная и хорошо продуманная работа, этакая легенда о бесстрашном лютом разбойнике, который знает "о смерти всё", изучив "её вдоль и поперёк", и "больше всего на свете" ненавидит извинения.
Это повесть о том безумии, с которым никому не захочется столкнуться в реальной жизни.
Добавим к этому, что настоящее издание делюкс включает в себя не только привычный графический набор, первоначальную авторскую заявку и примечания, но и забавный разворот "Джокер и Лекс" про двух гигантов Вселенной DC, созданный в стилистике "Кальвина и Хоббса" "как дань уважения к классическому газетному комиксу Билла Уоттерсона". Вот так одни комиксы влияют на другие - даже при очевидном различии аудиторий и жанров.