Маленькая трагедия фильма состоит в том, что при всех своих достоинствах, популярность его оказалась до обидного сиюминутной. Благосклонно принятая зрителем и критикой «Гонка», к тому же, по непонятным мне причинам, получила «баранку» от киноакадемиков. Кино у Ховарда стремительное и эмоциональное, неопровержимо правильное именно в глазах публики. Натуральный мэйнстрим, со всем вытекающим из этого определения хорошим, на чем режиссер съел не одну собаку, странным образом, стоило тому пропасть из расписания кинотеатров, обесценился для будущей аудитории. Меж тем, время и обстоятельства расставляют все по своим местам, формируя потребность именно в таких по впечатлениям масштабных фильмах. Ценность «Гонки» в полыхающих сердцах вечно молодых, противостоящих талантам расчетливости и рассудительности, и в борьбе, рождающей близкое каждому из нас истинно большое чувство – олицетворение героики по духу более настоящее, чем популярное нынче понимание подвига. Вряд ли у меня получится написать внутренне что-то более объективное и честное, чем мысли после первого просмотра, поэтому не обессудь, дорогой читатель, и прочти еще раз то, что было излито на странице комментариев к картине. Спустя три с половиной года забавно освежать в памяти собственные опусы и подмечать, где был не прав, а под чем и сейчас готов подписаться. Могу лишь констатировать, что кино стало лучше, и смотреть его приятно от и до.
Есть вещи в голливудском кино любого года розлива, которые даже самый прожженный циник и принципиальный голливудоненавистник, вряд ли осмелится отрицать. Пускай он ненавидит их, но не признавать - это крайность, которую даже фон Триер бы себе не позволил. Речь о духоподъемности, настоящем сердце Голливуда, вместилища доброй половины самых светлых киновоспоминаний, подаренных нам кинематографистами Фабрики Грез. "Гонка", начавшаяся вполне заурядно и не подававшая хоть каких-либо признаков жизни вплоть до своего временного экватора, чудесным образом смогла мне напомнить, что светится еще этот огонек. И бережно лелеет его Рон Ховард, взваливший на себя это почетное и не отягощающее бремя, снимая свой новый фильм. Будучи профессионалом своего дела, он еще и не забывает периодически увлекать и удивлять своими картинами. "Гонка", осмелюсь сказать, самое драйвовое его произведение, дающее фору по этой части любому боевику, ведь вторая половина фильма - это истинное "не продохнуть". На ее фоне тем более странно выглядит первый час, схематичный, испещренный шаблонами, где что ни фраза, то движение по течению. Режиссер со сценаристом скребут по верхам, склеивая личную жизнь главных героев, выстраивая их конфликт. Поразительно, но на столь рыхлом и ненадежном фундаменте уже спустя каких-то пару минут будет возведена душераздирающая драма, пропитанная физической болью и страхами, в которые обернулась собственная мечта. И борьба, а за ней триумф со слезами на глазах всех за этим наблюдавших. При всем этом, как и сам Лауда, Ховард остается по-хорошему прагматичен в достижении своей цели - дать зрителю эмоцию, зрелище и заставить его забыть обо всем. Он традиционен и не изменен, он как инженер, но с душой (Крис Нолан, записывай, тут есть, что перенять), старательно ввинчивает каждую деталь в своей конструкции, в чем равных ему сыскать достаточно сложно. Отличная работа.
Изображение. Сочное и излишне контрастное местами, но неприлично приятное для глаза зрелище – картинка хороша на столько, на сколько ей позволяет манера съемки, не лишенная шероховатостей в плане фокусировки. Взять хотя бы момент, когда Лауда со своей будущей женой едут по загородным окрестностям, где пространство по краям практически размыто и вся резкость направлена к центру, или эпизоды гонок с их ракурсами с обочины и «бродячим» фокусом. Безусловно, это намеренное заигрывание с кадром, и этой игре далеко до «В сердце моря», где явно переборщили не только с этим, но и с фильтрами, но иногда она дает о себе знать – определенный дискомфорт присутствует. Сказывается это на детальности и только, так как она эпизодически едва заметно проседает на общих планах и фонах. Все. Больше огрехов нет. Почти все остальное время я вижу отличную стабильность, как движущихся объектов (гоночные болиды, переполненные трибуны), так и статичных, будь то асфальт, лица и экипировка героев. Цвета насыщенные и естественные, а когда неестественные, то все равно великолепные – стилизация имеет место быть по задумке и отражается она в цифре предельно корректно. Динамичных сцен хоть отбавляй и они всегда обрабатываются безукоризненно, любая съемка прекрасно панорамирована и щеголяет отменной глубиной. Конфетка, а не трансфер, пусть и по общему впечатлению она не выдает чего-то экстраординарного, что бы дух захватывало. Первичен сам баланс, за что отдельное спасибо релизерам. Не сказать, что это кинопленка, но определенная «ламповость» присуща кадру, который всячески поддерживает художественные замыслы авторов. Несколько удивляет и видимое отсутствие характерных для таких картин мурашек на «задниках» - еще один плюс.
Звук. Не смотря на некоторую рациональность, описывать аудио «Гонки» (одна многоканальная дорожка в DTS HD-MA 5.1) приятно в высшей степени. Гоночные пространство, клаустрофобия кокпитов, рев моторов и траектории болидов, стук поршней и клапанов, переключение передач – музыка для любителей домашнего многоканального просмотра. Саунд не разрывает колонок, как в «Дороге ярости», но не промах в плане объема. Старт гран-при в начале фильма на слух достовернее некуда – трехмерно как в «Скрытой угрозе» - механики, зрители и среди них завывание движков, причем можно даже проследить геометрию при смене ракурсов камеры. Отдельно вынесенные эффекты, когда звуковики акцентируют на них внимание, без преувеличения, локализуются даже с закрытыми глазами в комнате прослушивания из серии «протяни руку и дотронься». Невольно даже сравниваешь с демо-диском от Dolby Atmos, где есть промо с аналогичным содержанием с участием болида F-1. Отмечу и басовый аккомпанемент, нагружающий самые напряженные эпизоды и музыку нехилыми ударными воздействиями. В макромоментах, когда берутся сверхкрупные планы вроде тех, где показывают ракурсы камер на/в автомобиле, звук позиционируется с признаком фантомности, по аналогии с работой акустики в противофазе, но без обмана – словно присутствуешь внутри него. Уверен, что эти звуковые события были бы еще круче, если б каналов было восемь, а не шесть – пара лишних колонок сбоку порешала бы очень здорово, хоть сам я не адепт мультиканального звука, но данный случа исключение. Снова приходится посетовать на отсутствие парка субтитров – только английские и только в SDH. «Простые» сабы не предусмотрены (а они есть на некоторых европейских изданиях). Еще записаны на диске два стерео PCM-трека. Один простой и один «description» (нейтральный по тону мужской английский акцент сообщает между репликами героев об их действиях для людей со слабым зрением).
Дополнения. Три раздела общей продолжительностью час с хвостиком под забойный музончик в менюшке предложат вашему вниманию подборку роликов о съемках (чуть длиннее получаса в сумме), три фичуретки о культуре гонок семидесятых и титульном противостоянии (еще 19 минут) и компиляцию вырезанных сцен на одиннадцать минут (их там с десяток). Все допы в HD и без субтитров вообще. Где не английская речь, там они по умолчанию вшиты. Кнопка «воспроизвести все» прилагается. Как водится, самое интересное – это создание картины. Энергично и живо приправленная музыкой Циммера эта последовательность сюжетов может и не раскроет глубин «Гонки» с другой стороны кинокамеры, но определенно даст понять, откуда у нее такая бешеная энергетика. Что Ховард, что Мантл, что Грейзер, что остальные – будто миниреактор у каждого внутри, они заражены картиной, хоть иногда и говорят банальности на камеру. Будем смотреть по порядку. Первое - экскурс в задумку вместе со сценаристом Морганом. Второе - о заглавных персонажах, выборе актеров (внешность и похожесть играла не последнюю роль). Брюлль в обычной жизни говорит совсем иначе, в фильме его акцент и говор бесподобны, хоть и не совсем то, что у прототипа, кусочки интервью которого тоже мелькнули в нарезке. Сам Лауда обсуждал идею с Морганом, баланс художественного и степень реализма – к чему пришли понятно. Техническую сторону гонок покажет следующий отрывок, содержащий чуть ли не исчерпывающее представление о сложности и изощренности съемок (в том числе и макро-) гоночных эпизодов: камер не было разве что на покрышках. Об этом аспекте, по традиции, мне бы хотелось узнать побольше, но не судьба. Предыдущие, да и последующие, ролики раздела снимались на автодроме, где «собирали» воедино чемпионаты и разные гран-при. Этому посвящена и отдельная «плюшка» об атмосфере национальных этапов. За ней следует рассказ об антураже эпохи в целом: реквизит, костюмы, дизайн, мода, гламур. Костюмерше даже придумывать ничего не надо – жила в то время, по ней и сейчас видно (в хорошем смысле). На Хэмсворте весь фильм сплошной Гуччи, все дела. Итожит ролик о самом Ховарде, в котором коллеги восславляют его неисчерпаемый энтузиазм и творческую подвижность. Тьма заслуженных комплиментов в адрес этого увлеченного и вдохновленного профессионала подтверждается делом – бегает с микрофоном и управляет массовкой. Заразительная подвижность у человека. Тодд Хэллоуэлл тоже взял слово, верный помощник в ранге режиссера второй съемочной группы, с которым его связывает практически вся фильмография режиссера. Сам же часто приводит в пример свою «Обратную тягу» как образец в затягивании зрителя, попытки поместить его в картину. Бодрость этих фичуреток искупает явный привкус от их промоприроды, но интересно, не оспоришь. Сожалеем только о том, что не было интервью у милашки Александры Марии Лары.
«The real history of Rush». Так зовется следующий подпункт бонусного меню. Тут немного о самой сути противостояния, «свидетельств» очевидцев кот наплакал, поэтому большая часть – это впечатления и рассуждения от авторов. Матчасть они знают, но реальных участников в кадре раз два и обчелся, тем более, что о персонажах многое и так узнано из предыдущего подраздела. Лауде, уверен, было о чем поведать. Далее идет ролик о болидах F1 (созвучное с аналогичным сюжетом о съемке соответствующих эпизодов) , их тогдашней конструкции и особенностях пилотирования (интервью прилагается), а после – о медийном окружении. Истории соперничества ту не сильно много, скорее это обобщающее эссе о времени рождения первых гоночных секс-символов и плейбоев в «Королевских гонках». Завершить знакомство с «Гонкой» можно удаленными сценами. Часть из них чисто информативные, о чем в итоговой версии сказано косвенно, типа отказа в ссуде в банке папаши Никки, а некоторые потенциально расширяют гамму чувств Лауды и Ханта. Первый продинамил красотку на свидании (ту самую рыженькую барышню на reception, ее показали, когда он прибыл в распоряжение команды «Феррари»), второй же после, по-моему, очередного поражения испытал нервный срыв, и даже не смог прикурить косячок (предательская зажигалка!). От злости блондин разбил зеркало. После этого к нему в номер стучатся две крошки «на вечеринку» - оказывается, сам Лауда их туда отправил (шутник, однако). Хант не растерялся, естественно. Немножко физической боли добавит сценка, где Лауде оказывают процедуру массажа после аварии. Такова она, бонусная секция. Не супер, но и не мелочь, стандартный набор с неплохой, но не самой углубленной, структурой в предмет, дающий все обобщенно и иногда с натуры, так сказать, «потрогать» работу людей.
Резюме. Реально клевый звук, прекрасное видео и в высшей степени заслуживающее внимания кино. Поклонникам Ховарда в коллекцию обязательно. Любителям хороших изданий в коллекцию обязательно. Боюсь соврать, но в России фильм не выходил на носителях вообще. Я вот не видел даже в годы работы в профильной сфере.
Военная кампания Соединённых Штатов во Вьетнаме стала не просто одним из крупнейших вооружённых конфликтов второй половины ХХ века. Она вызвала огромный международный резонанс, дала старт сильному антивоенному движению и оказала мощное влияние на культуру и общественную жизнь Америки ’60-70х. Менее, чем через 10 лет после вывода войск из Вьетнама, режиссёр Стэнли Кубрик задался целью рассказать обезоруживающую в свой прямоте и жестокости историю о не самой популярной странице американской истории.
В честь 30-ой годовщины со дня премьеры «Цельнометаллической оболочки», предлагаю вам узнать интересные факты из истории создания этого культового фильма.
В основе картины – книга-бестселлер
Обложка оригинального издания книги "Старики", положенной в основу фильма
Подобно фильму «Сияние», снятому режиссёром Стэнли Кубриком по роману Стивена Кинга, «Цельнометаллическая оболочка» также имеет литературную основу. В 1980-ом году, закончив работу над картиной об ужасах отеля Оверлук, Кубрик решает снять ленту об ужасах войны и поначалу его выбор пал на тему Холокоста и Второй мировой. Однако вскоре ему в руки попал номер журнала Kirkus Reviews, в котором была заметка о книге «The Short-Timers»: полубиографическая история о Вьетнамской войне, написанная ветераном морской пехоты армии США Густавом Хэсфордом. Кубрик отыскал роман, перечитал его дважды и заявил, что считает его «уникальной, абсолютно чудесной книгой», которую и решил превратить в свой следующий фильм. Позже режиссёр вспоминал, что был сражён диалогами, которые находил весьма поэтичными.
В 1983-ем году Кубрик приступил к подготовительным действиям и стал лично детально изучать Войну во Вьетнаме. Для этого он использовал архив Библиотеки Конгресса, в котором хранились микрофильмы, документалки, газеты и огромное количество фотоматериалов, проливающих свет на те события. Вскоре к производственному процессу Кубрик решил привлечь самого Хэсфорда, с которым он созванивался три-четыре раза в неделю и разговаривал по часу. Через какое-то время он захотел встретиться с Хэсфордом лично и назначил ему встречу в своём доме в Англии. Кубрика предупреждали, что Хэсфорд довольно сложный, в чём-то даже пугающий человек, однако режиссёр всё же позвал его на ужин. Доподлинно неизвестно, что в тот вечер пошло не так, но вскоре Хэсфорд из участия в производстве картины был исключён.
У фильма должно было быть другое название
Роман Густава Хэсфорда «The Short-Timers» получил своё название в честь одноимённого термина, использовавшегося в армии США. Им именовали тех солдат, которые отбыли во Вьетнаме полный срок, обычно составляющий от 12 до 13 месяцев, и готовившихся демобилизоваться. В нашем обиходе тоже есть похожий термин и звучит он как “старики”. К слову, именно под таким названием книга Хэсфорда и была издана на русском языке. Однако Кубрика такое название категорически не устраивало. Он считал, что непосвящённый в тонкости армейской терминологии обыватель подумает, будто лента The Short-Timers посвящена не солдатам, а тем, кто работает неполный день.
Подходящее название попалось режиссёру на глаза совершено случайно. Кубрик проводил много времени, изучая материалы и документы, связанные с американской военной кампанией во Вьетнаме. Просматривая каталог со стрелковым оружием, режиссёр наткнулся на термин “цельнометаллическая оболочка”, относящийся к особому типу боеприпасов – оболоченных пуль, покрытых слоем из медного сплава. Термин понравился ему настолько, что именно его он и решил вынести в заголовок фильма.
Главная звезда фильма появилась благодаря случаю
Ли Эрми в образе инструктора Хартмана
Стэнли Кубрик весьма своеобразно подошёл к вопросу подбора актёров в свой новый фильм. Режиссёр просто обратился на студию Уорнер Бразерс и попросил разместить объявление о наборе актёров. Для соискания роли было достаточно прислать видеокассету с записью своих проб. Вскоре из США и Канады в адрес Кубрика было отправлено порядка 3.000 (!) кассет, каждую из которых отсмотрели ассистенты и отобрали 800, которые и представили на суд Стэнли.
Кассеты с пробами Ли Эрми, сыгравшего роль сержанта Хартмана, среди них не было. Дело в том, что первоначально на роль озлобленного инструктора в тренировочном лагере был выбран актёр Тим Колчери. Для придания его образу достоверности был нанят Эрми, который сам когда-то служил в армии, был инструктором и знал обо всех тонкостях этой должности не понаслышке. Видя, как Колчери выдыхается уже через 30 минут криков, Эрми предложил Кубрику свои услуги не как консультанта, но актёра. Тем более что опыт съёмок в подобных ролях у него уже имелся: в 1979-ом году он сыграл в роль инструктора Лойса в другом «вьетнамском» фильме – драме «Парни из роты С». Кубрик посмотрел тот фильм; счёл, что Эрми в нём недостаточно суров и предложил ему записать кассету с пробами, на которой тот смог бы продемонстрировать свои способности и показать, как следует подавлять индивидуальность новобранцев.
Увиденное сразило Кубрика и он без колебаний заменил Колчери на Эрми, которого назвал гением. Кроме того, к сценарию была приложена 250-страничная стенограмма его речи с проб. Опыт службы во Вьетнаме оказался неоценимым и, как позже вспоминал Кубрик, до половины своих реплик, в том числе почти все ругательства, Эрми придумал сам. Что до Колчери, то в фильме он всё же появился: вместо эксцентричного инструктора ему досталась роль кровожадного пулемётчика в вертолёте, произносящего ставшую не менее крылатой фразу об убитых им женщинах и детях, на которых уходит меньше свинца.
Другие расходные
К новому фильму Кубрика был проявлен огромный интерес потенциальными соискателями ролей. Например, главную роль рядового Шутника предлагали исполнить Энтони Майклу Холлу, известному по фильму «Клуб “Завтрак”». Он провёл 8 месяцев, готовясь к роли, но в итоге из проекта выбыл. Официально было объявлено, что причиной увольнения послужил конфликт рабочих графиков. Однако по неофициальной, Кубрик избавился от пылкого юнца из-за критики в адрес своего перфекционизма в режиссуре.
Другим кандидатом на роль Шутника был Брюс Уиллис. В 1988-ом году издание Playboy публиковало материал, в котором сообщалось, что Уиллис мог оказаться во главе актерского ансамбля новой ленты Кубрика. Однако от предложения Брюс отказался, предпочтя Вьетнаму съёмки в «Детективном агентстве “Лунный Свет”».
В целом в свой проект Кубрик набирал или незамыленные лица, или вовсе молодых актёров. На этом фоне весьма неожиданным выглядит предложение роли Арнольду Шварценеггеру. Австрийский Дуб мог сыграть бойца по прозвищу «Зверюга», но на предложение ответил отказом и вместо небольшой роли у Кубрика ушёл сниматься в главной роли в фильме «Бегущий человек».
Среди других актёров, которые были близки к получению роли, можно назвать Уильяма Хоупа (отказавшегося в пользу съёмок в ленте «Чужие» Джеймса Кэмерона, где он сыграл неопытного лейтенанта Гормана) и Дэнзела Вашингтона. Последний мог воплотить на экране образ рядового Лентяя, однако его обошёл Дориан Хэрвуд и, по словам самого Дэнзела, об этом упущении он до сих пор сожалеет.
У истории рядового Джокера есть продолжение
Мэтью Модайн на съёмках фильма. Фотография из книги "Full Metal Jacket Diary"
В 1990-ом году, спустя три года после выхода фильма и более десяти лет после публикации книги «Старики», Хэсфорд презентовал роман «The Phantom Blooper». В своей новой книге автор продолжает историю рядового Джеймса «Шутника» Дэвиса и рассказывает, как сложилась судьба его и его сослуживцев.
В первой главе, получившей название «Зимние солдаты», идёт речь о переживаниях Шутника из-за смерти рядового Ковбоя. Шутник пребывает в подавленном состоянии и ему иногда кажется, что все, кто был с ним когда-то в учебке, уже мертвы. Он понижен в звании; военная база, находившаяся в осаде последние два месяца, вскоре будет закрыта, а личный состав передислоцирован. Кроме того, большую тревогу у него вызывает легенда об американцах-дезертирах, которые воюют на стороне вьетконговцев.
Во второй главе – «Путешествия с Чарли» – Джокер попадает в плен, в котором пребывает на протяжении года. Всё это время он пытается завоевать доверие вьетнамцев с тем, чтобы они взяли его в одну из вылазок, во время которой он бы сбежал. Однако за время своего пребывания во вьетнамской деревне, Джокер меняет своё отношение к врагу, т.к. видит, что те, кого его учили ненавидеть и убивать, такие же люди, как и он.
В третьей главе – «Гордая плоть» – Джокер возвращается в США, где находит своего сослуживца, радиста Донлона. От него он узнаёт кое-какие новости о своих товарищах по оружию. Например, что Зверюга был схвачен вьетконговцами, но ему удалось сбежать и сейчас он вновь в рядах пехоты. Также в этой главе Шутник отправляется в Канзас, чтобы навестить родителей Ковбоя, которым он так и не отважился рассказать всей правды о том, как погиб их сын. Не в силах больше находится в Штатах, Шутник возвращается во вьетнамскую деревню.
Помимо «The Phantom Blooper», Хэсфорд планировал написать ещё одну книгу о Джокере, превратив серию в трилогию. Однако завершить историю Джеймса Дэвиса ему было не суждено: до того, как он приступил к новой книге, писатель скончался в возрасте 45 лет.
Дневники рядового Джокера
Стэнли Кубрик и Мэтью Модайн на съёмочной площадке фильма
Кубрик был известным затворником в плане допуска посторонних на съёмочную площадку. Поэтому для 26-летнего Мэтью Модайна, сыгравшего в фильме роль Шутника, было огромной привилегией решение режиссёра доверить актёру право вести подробный дневник о съёмках фильма. Подобное решение Кубрик объяснил желанием сделать из Модайна военного корреспондента не только в кадре, но и вне его. Для Модайна это не было проблемой: он вёл персональный дневник и подобная просьба не вызвала у него каких-то эпистолярных трудностей.
Вскоре Модайн обзавёлся камерой Роллейфлекс: раритетом, одним из которых пользовался молодой Кубрик, когда делал цикл фоторепортажей для журнала Life. К удивлению Модайна, Кубрик такого реверанса не оценил, назвал камеру динозавром и предложил раздобыть что-то поновей. Совету режиссёра Мэтью не внял и продолжил запечатлевать на Роллейфлекс рабочие моменты, коллег по съёмкам и самого Кубрика за работой над фильмом.
В 2005-ом году Модайн решил опубликовать сборник своих фото со съёмок, для чего провёл встречу с представителем издательства. В беседе ему предложили сопроводить снимки комментариями и тут-то Модайн и упомянул о своих дневниках. В итоге на свет появилось коллекционное лимитированное печатное издание, содержащее множество любопытных выдержек из наблюдений молодого актёра:
«Я оглядываюсь назад, вспоминаю те дни и мне кажется, что всё это было
с кем-то другим, с молодым человеком, отправившемся в удивительное путешествие
и поработавшего с легендой».